XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Нельзя опираться на уходящие виды деятельности

Город Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ) — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»

В то время как население многих северных городов России сокращается, город Губкинский демонстрирует рост. Мы поговорили с главой муниципального образования Сергеем Александровичем Бурдыгиным об экономической и социальной политике местных властей, а также о ситуации в важнейшей для города нефтегазовой сфере.

— Сергей Александрович, что сейчас происходит в промышленной сфере города? Как на нее влияют колебания цен на нефть?

— Промышленность города демонстрирует рост. Объем промышленного производства по городу в 2016 году составил 9,3 миллиарда рублей против 8,5 миллиарда в аналогичном периоде 2015 года. Индекс промышленного производства — 109,2 процента против 100,5 процента.

Более 80,3 процента всей стоимости продукции промышленного производства создается предприятиями, работающими в топливной отрасли. В этой сфере доминирующее место занимает добыча полезных ископаемых. Поддержание стабильных и высоких уровней добычи нефти и газа может обеспечить на длительный период рабочими местами буровиков, строителей, нефтяников, газовиков и работников смежных отраслей.

Сегодня складывается неоднозначная ситуация для арктической нефтедобычи. Как показывают данные, собранные аналитиками, обвал нефтяных котировок не привел к серьезному ухудшению экономики отрасли: низкие цены на нефть ограничили рентабельность бурения в периферийных, низкодебитных зонах, а также возможности компаний по применению высоких технологий. В то же время девальвация рубля и текущая структура налоговых изъятий компенсировали эти негативные эффекты.

— То есть тенденции не только негативные?

— Все же численность занятых в топливно-энергетическом комплексе за последние два года несколько сократилась: в 2015 году на 118 человек, а в 2016-м — уже на 146 человек. По мнению аналитиков, цены на энергоносители уже не восстановятся. Особая сложность состоит в том, что нефть и газ сегодня — это не только товар, но и финансовые активы. И стоимость энергоносителей как финансового актива — величина виртуальная. Рынок падает и растет не столько из-за объективных предпосылок, сколько на ожиданиях. Цена — это во многом психологический феномен.

Благополучие территории зависит от способности адаптироваться к тем или иным условиям. В первом полугодии 2016 года добыча нефти в ЯНАО выросла на 18,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом добыча газа снизилась на 2,3 процента. Полученные результаты позволяют надеяться на то, что в регионе удалось переломить негативную тенденцию по падению добычи нефти.

— Власти Губкинского планируют постепенно диверсифицировать хозяйство?

— Структура экономики города не меняется, приоритетом остается нефтегазодобыча. Однако важно развивать нефтегазопереработку, так как это означает переход к ресурсосбережению и энергоэффективности, к снижению традиционно высокой роли нефтегазового комплекса. При отсутствии стратегических действий по привлечению новых видов деятельности и диверсификации экономики Губкинский рискует в ближайшие 10–15 лет стать городом, опирающимся на уходящие виды деятельности. Это лишает его перспектив развития.

В то же время диверсификации способствует развитие малого и среднего предпринимательства. В 2012 году мы создали инновационно-технологический центр (ИТЦ) «Старт», который оказывает поддержку по трем основным направлениям. Первое — финансовая поддержка инновационных проектов. Любой предприниматель, имеющий инновационную идею, может на конкурсной основе привлечь целевое финансирование ИТЦ. Второе направление касается имущественной поддержки: бизнес может получить необходимые ему производственные и офисные помещения на льготных условиях. На данный момент в городе функционируют четыре бизнес-инкубатора, в которых размещаются 47 резидентов.

Наконец, это информационно-консультационная поддержка. Она заключается в организации бесплатных курсов повышения квалификации, лекций, семинаров и тренингов для предпринимателей города, а также в оказании бесплатных консультационных услуг по вопросам открытия собственного дела и ведения коммерческой деятельности, по вопросам поддержки предпринимательства.

— К 2025 году в город планируется привлечь 50 миллиардов рублей инвестиций. Что делается для повышения его инвестиционной привлекательности?

— Уже сегодня Ямал находится в пятерке регионов — лидеров по инвестиционному климату. Но этот успех не должен нас успокаивать. Работу по привлечению инвестиций необходимо продолжать, в том числе на муниципальном уровне. Поэтому в Губкинском администрация активно внедряет успешные муниципальные практики, подробно описанные в «Атласе муниципальных практик» Агентства стратегических инициатив. В городскую дорожную карту вошло восемь успешных практик. Одна из них — создание совета по развитию инвестиционной и инновационной деятельности при администрации города. Эта структура занимается разработкой рекомендаций по формированию и реализации инвестиционной и инновационной политики в Губкинском.

Мы также создали интернет-ресурс «Губкинский инвестиционный портал» для эффективного представления города инвесторам. На сайте собрана наиболее интересная и актуальная информация о потенциале города и инвестиционной политике, об условиях ведения инвестиционной деятельности, форумах, инвестиционных проектах, полезных инвестору. Кроме того, специалистами управления экономики администрации города разработана инвестиционная стратегия города, ставшая практическим документом, содержащим мероприятия по привлечению инвесторов в Губкинский.

В ближайших планах — принятие нормативных актов, регламентирующих основные направления инвестиционной политики муниципального образования, оказание муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и контроль за ее реализацией.

— С 2000 года численность населения Губкинского выросла с 19 до 27 тысяч, в то время как многие российские провинциальные, в том числе и северные, города теряют в населении. За счет чего достигнут такой результат?

— Город Губкинский является одним из базовых центров освоения нефтегазовых месторождений, привлекающих большой поток рабочих ресурсов. Кроме того, рост численности населения обусловлен стабильным естественным приростом. Коэффициент рождаемости превышает коэффициент смертности в четыре раза, и это обеспечивает стабильную динамику естественного прироста.

Что касается механического прироста: несмотря на то что численность прибывающих на территорию города выше, чем численность граждан, покидающих ее (за исключением 2013 года), темп прироста у второго показателя выше, чем у первого. В результате по итогам первого полугодия 2016 года получено отрицательное сальдо миграции. Такая ситуация за последние 20 лет, начиная с 1996 года, наблюдалась только в 2013 году.

Также необходимо отметить высокую долю численности населения моложе трудоспособного возраста. Показатель составляет 22,5 процента. При этом доля населения старше трудоспособного возраста составляет всего лишь пять процентов, что свидетельствует о естественном приросте.

— Социальная политика имеет особое значение для города, находящегося в приарктической зоне. Какие меры предпринимаются, чтобы поддержать население, обеспечить доступность всех социальных услуг?

— На сегодняшний день на учете в Губкинском состоит 334 многодетные семьи, воспитывающие трех и более детей. Им оказываются различные меры социальной поддержки. В частности, это тридцатипроцентная компенсация коммунальных услуг в пределах норматива потребления, предоставление регионального материнского семейного капитала в 350 тысяч рублей при рождении третьего ребенка, единовременные пособия к 1 сентября в размере 3354,9 рубля на каждого обучающегося ребенка, пособия при рождении второго ребенка в размере пяти тысяч рублей, третьего и последующих детей — в размере 15 тысяч.

Кроме того, предусмотрена материальная помощь семье при возникновении экстремальной жизненной ситуации. Действует программа, направленная на оздоровление многодетных семей, другие меры. Только за первое полугодие 2016 года от 250 многодетных семей поступили заявления на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. На учет поставлена 181 семья, в том числе 110 семей — на получение участка в первоочередном порядке. Кроме того, первоочередникам предоставлена возможность взамен земельного участка получить субсидию на улучшение жилищных условий. Таким правом решили воспользоваться 26 претендентов. На эти цели округ в 2016 году выделил три миллиона рублей, которых хватит на оплату субсидий двум многодетным семьям.

Также действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В 2016 году на ее реализацию из окружного бюджета поступило 19 миллионов рублей, из федерального бюджета — 2,3 миллиона, из местного — один миллион.

В рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения города Губкинского на 2014–2020 годы» молодые семьи получают социальные выплаты. В первой половине текущего года шесть молодых семей приобрели жилье, еще 13 семей получили свидетельство о праве на социальные выплаты для приобретения жилья. В рамках подпрограммы «Переселение жителей ЯНАО из районов Крайнего Севера» фондом жилищного строительства ЯНАО жителям города Губкинского предоставлено для переселения восемь жилых помещений.

— Известно, что в городе реализована программа непрерывного образования. Как организована эта система, каких результатов она позволяет достичь?

— В Губкинском существует проект подготовки кадров «Школа — вуз —  предприятие», который позволяет выстроить совместную работу системы образования и производства. Цель проекта — обеспечить приток на предприятия города высокообразованной, имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи.

Так, на базе средней школы № 4 реализуется проект «Роснефть-класс» (проект ООО «РН-Пурнефтегаз»), на базе школы № 7 — «Газпром-класс» (шефство ведет ООО «ГазпромДобычаНоябрьск»), на базе школы № 5 — «Сибур-класс» (шефство ведет ООО «Губкинский газоперерабатывающий завод»).

В рамках реализации проекта выстроена система работы с высшими учебными заведениями. Например, в ООО «РН-Пурнефтегаз» успешно действует программа развития молодых специалистов «Три ступени».

Кадровый потенциал предприятий также укрепляет система непрерывного образования, которая включает конкурсный отбор девятиклассников, мотивацию их на учебу, профориентацию, ориентацию на нефтегазовый бизнес, формирование ключевых компетенций у школьников, подготовку к поступлению в вузы, отбор, обучение, ознакомительную практику, профессиональную ориентацию, стажировку, обучение и развитие молодых специалистов.

В рамках программы более 500 студентов ежегодно принимают участие в имиджевых мероприятиях предприятий нефтегазового сектора, более ста студентов ежегодно проходят практику в ООО «РН-Пурнефтегаз». При этом 65 процентов выпускников вузов из числа прошедших преддипломную практику на предприятии трудоустраиваются в организации нефтегазового сектора. Таким образом, нам удается достичь тех целей проекта, о которых я сказал выше.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК