XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Непрерывно работаем над улучшением показателей

В интервью «Бюджету» начальник финансового управления администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края Любовь Григорьевна ДОМОВЦОВА рассказала о предпринимаемых местными властями мерах по повышению доходов и оптимизации расходов, об открытом бюджете, а также о финансовых взаимоотношениях с регионом и муниципальными образованиями поселений Ипатовского района.

— Любовь Григорьевна, в этом году ваш район оказался в числе призеров конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Что для вас значит это достижение? Благодаря чему оно стало возможным?

— Желание быть лучшими возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. В условиях постоянно меняющегося бюджетного законодательства коллектив финансового управления стремится быть на передовых позициях, чтобы соответствовать современным требованиям. Наша активная позиция выражается в участии в конкурсах, проводимых на федеральном и региональном уровнях. Считаю, что они необходимы для подтверждения профессионализма и мастерства, для оценки своего потенциала в той или иной сфере. Победа района на всероссийском конкурсе — результат совместной работы местной администрации и финансового управления.

Что касается нашего региона, то Министерство финансов Ставропольского края начиная с 2010 года регулярно анализирует качество управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах региона. В основе анализа лежат критерии, позволяющие стимулировать органы местного самоуправления к повышению эффективности управления бюджетными расходами и наращиванию налогового потенциала.

Чтобы попасть в число муниципальных образований-лидеров, район непрерывно работает над улучшением всех оцениваемых показателей, изучает успешные практики других муниципалитетов. При этом конкуренция между муниципальными образованиями за возможность стать лидерами рейтинга достаточно высока: всего в ставропольском крае 34 муниципальных района и городских округа.

— Пожалуй, один из наиболее актуальных вопросов для любого муниципалитета — финансовые отношения с региональными властями. Как вы работаете с краевыми структурами? Что делаете для того, чтобы получить дополнительные средства из регионального бюджета?

— В связи с тем что район является дотационным, единственная возможность поддержать социально-экономический рост — участие во всех существующих федеральных и региональных программах. Целенаправленная работа администрации района с краевыми министерствами и ведомствами в течение года позволяет значительно увеличивать безвозмездные поступления из федерального и краевого бюджетов.

Мы стараемся оперативно и конструктивно решать вопросы, возникающие при согласовании параметров доходов местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В последнее время прогнозировать стало сложнее, поскольку более или менее точных статистических данных, необходимых для формирования доходов, нет ни в налоговых органах на местах, ни в самих муниципалитетах. Было бы неплохо, если бы большая часть доходов оставалась на территории муниципального образования. Хотя следует признать, что уменьшение доли налоговых и неналоговых поступлений компенсируется адекватным объемом межбюджетных трансфертов.

— Как выстраиваются межбюджетные отношения с входящими в район поселениями?

— В состав Ипатовского муниципального района входят 15 сельских поселений и одно городское поселение. Отношения района и поселений урегулированы действующим законодательством. Нам как финансистам района, ответственным за свою деятельность, небезразлично, что происходит в поселениях. Безусловно, многое зависит от активности глав поселений, от их желания сделать что-то нужное для жителей.

Неравномерность распределения налоговой базы по сельским поселениям района и значительные различия в затратах на предоставление бюджетных услуг обуславливают существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности городского и сельских поселений района. Снижение разрыва в бюджетной обеспеченности осуществляется путем межбюджетного регулирования. Муниципальным образованиям из местного бюджета предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

— Какие меры применяются на районном уровне для укрепления доходной базы бюджета, для повышения собираемости налогов?

— В районе ежегодно разрабатывается план мероприятий, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета и оптимизацию расходов. Он предусматривает источники увеличения доходной части бюджета района в отраслевом разрезе с соответствующими задачами органам местной администрации по его выполнению.

Данный план содержит комплекс мероприятий экономического, организационно-административного и фискального характера. В частности, речь идет о межведомственных и иных комиссиях по вопросам мобилизации доходов в консолидированный бюджет района. Кроме того, план предусматривает меры, направленные на более активное использование экономического потенциала Ипатовского района. В настоящее время на его территории реализуется ряд инвестиционных проектов: объем освоенных инвестиций за 2015 год составил 278,1 миллиона рублей.

Также в числе мер — разработка соглашения о взаимодействии налоговых органов и органов местного самоуправления по вопросам актуализации сведений о земельных участках и их правообладателях, поступающих из регистрирующих органов. Предполагается организовать контроль за финансовыми и количественными показателями работ, направленных на взыскание образовавшейся задолженности по неналоговым платежам.

Кроме того, намечен комплекс мер по погашению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет района и недопущение ее роста. Для этого мы активно взаимодействуем с налоговыми органами, Росреестром, внебюджетными фондами, службой судебных приставов, отраслевыми ведомствами.

Предпринятые меры позволяют нам на протяжении ряда лет обеспечивать выполнение плановых бюджетных назначений по налоговым и неналоговым доходам, ежегодно увеличивая поступления в бюджет муниципального района. За девять месяцев текущего года в бюджет муниципального района поступило около 360 миллионов рублей собственных доходов. Утвержденный годовой план за девять месяцев исполнен на 84 процента. Точечная работа с предприятиями и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности социально значимых предприятий, тесное сотрудничество с налоговым органом позволяют обеспечивать более качественное исполнение доходной части бюджета и повышать достоверность прогноза поступлений в бюджет.

— Какие шаги предпринимаются в районе для оптимизации расходов?

— Одним из таких оптимизационных мероприятий является централизация бухгалтерского и бюджетного учета. Мы поэтапно работаем над созданием централизованной бухгалтерии. Определены механизмы и способы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях различных типов (казенных, бюджетных и автономных).

Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета производится на базе муниципального казенного учреждения «Центр методического, бухгалтерского, хозяйственно-технического обеспечения» Ипатовского района Ставропольского края. Из 68 учреждений муниципального района 63 учреждения обслуживаются в данном центре. Полностью завершить переход на централизованное обслуживание планируется к концу 2017 года.

— Известно, что существенной мерой оптимизации расходов является переход на программно-целевой метод. Расскажите об опыте района в этой сфере.

— Управление бюджетными ресурсами с использованием программно-целевого метода мы рассматриваем как действенный способ повысить обоснованность, эффективность и прозрачность бюджетных расходов. В Ипатовском районе успешно реализуется шесть муниципальных программ. Мы ежегодно оцениваем их эффективность, по результатам этой оценки администрация муниципального района может принять решение о сокращении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программы.

Кроме того, может быть принято решение о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или муниципальных программ в целом начиная с очередного финансового года. Оценка основывается на анализе результатов реализации программ и затраченных на нее бюджетных ресурсов, что полностью соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, лежащему в основе Бюджетного кодекса РФ.

Подчеркну, что Mинистерство финансов Ставропольского края ежегодно начиная с 2012 года присваивает Ипатовскому муниципальному району первую степень качества управления бюджетным процессом. Это напрямую связано с эффективностью бюджетных расходов и повышением возможностей местного бюджета по решению задач социально-экономического развития.

— Одним из актуальных для всей страны вопросов остается развитие финансовой грамотности населения. Какие мероприятия в этой сфере проходят в Ипатовском районе?

— Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса — одна из ключевых задач бюджетной политики района. В связи с этим на официальном сайте администрации с 2012 года функционирует раздел «Открытый бюджет для граждан».

В данном разделе в доступной для жителей форме изложены основные параметры бюджета Ипатовского муниципального района, а также информация, связанная с его исполнением и планированием. Мы занимаем лидирующие позиции в рейтинге открытости местных бюджетов края, что подтверждается публикацией ссылки на наш открытый бюджет на портале «Открытый бюджет Ставропольского края».

В этом году финансовое управление принимало участие в конкурсе проектов по представлению бюджета для граждан, проводимом краевым Министерством финансов. Проект признан прошедшим конкурс и предварительный отбор в номинации «Бюджет муниципального образования в вопросах и ответах» и затем направлен на второй тур конкурса, проводимого Финансовым университетом при Правительстве РФ при участии представителей Минфина России. По итогам всероссийского конкурса в номинации «Разработка рейтинга понятности бюджета» проект финансового управления администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края занял второе место.

Добавлю, что с 2014 года в рамках всероссийской акции «День финансовой грамотности в учебных заведениях» в районе ежегодно проводятся открытые уроки для школьников с участием специалистов банковской, страховой и налоговой деятельности. Наша работа по развитию финансовой грамотности населения должна сформировать в людях понимание принципов бюджетного планирования при прогнозировании семейного бюджета, чувство ответственности за личное и семейное экономическое благополучие, осознание необходимости налогов и отчислений, а также повысить доверие граждан к органам местного самоуправления. В конечном итоге финансовая грамотность — жизненный навык, необходимый для повышения уровня жизни и для уверенности в завтрашнем дне.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК