XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Наша молодежь — это духовный, интеллектуальный и деловой потенциал страны

Почему школьники Нефтеюганского района предпочитают физику и математику? Каково их хобби? Зачем некоторые из них ходят «в армию с папой»? И что вообще означает объявление детства приоритетом в Югре? Об этом в интервью нашему журналу рассказала директор Департамента образования и молодежной политики Нефтеюганского района (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) Надежда Васильевна Котова.

— Надежда Васильевна, как выглядит картина сферы образования Нефтеюганского района в цифрах?

— Муниципальная сеть образовательных организаций состоит из 13 дошкольных учреждений, 10 дошкольных групп в общеобразовательных организациях, одного комплекса начальная школа — детский сад, 13 общеобразовательных организаций и трех учреждений дополнительного образования.

Дошкольные учреждения района посещают 2416 детей, их сопровождение обеспечивают 296 педагогических работников (их количество в ДОУ достаточно стабильно). В соответствии с майскими указами Президента РФ на сегодня у нас обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В восьми поселениях района из девяти снят вопрос очередности в детские сады детей в возрасте от полутора до трех лет.

Системой школьного образования охвачено 4952 ребенка. Количество учителей в школах в текущем учебном году составляет 369 человек.

На развитие системы образования в Нефтеюганском районе в 2017 году было направлено более 1,94 миллиарда рублей, в том числе из привлеченных источников — 18,42 миллиона рублей.

С целью выполнения постановления Правительства РФ о переходе на односменный режим работы в школах к 2025 году Администрация Нефтеюганского района утвердила комплекс мероприятий по реструктуризации школьной инфраструктуры. Были использованы все возможные ресурсы для модернизации, и в 2017 году показатели сменности улучшились: 83 процента ребят стали учиться в первую смену (для сравнения: в 2016 году — 77 процентов).

В двух школах района — Сентябрьской и Куть-Яхской — третий год работает программа «Школы полного дня» для первоклассников. В Пойковской школе № 4 осуществляется интеграция дополнительного образования и внеурочной деятельности. Во всех общеобразовательных учреждениях организована внеурочная деятельность по усилению предметных областей и дополнительное образование.

Основная задача системы дополнительного образования в соответствии с указами Президента РФ — увеличение охвата детей в возрасте от пяти до 18 лет допобразованием до 75 процентов к 2020 году. В том числе и посредством введения системы персонифицированного финансирования, механизм которого реализуется на основе сертификата дополнительного образования. Апробирование системы персонифицированного финансирования учреждениями дополнительного образования района началось с 1 сентября 2017 года.

Нам очень важно совершенствовать работу по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, сделать систему дополнительного образования разнообразной, интересной и наполненной современным содержанием. Эти задачи успешно решают Центр развития творчества детей и юношества, Детско-юношеская спортивная школа по шахматам им. А. Карпова и Центр компьютерных технологий.

— Особенности ХМАО-Югры наверняка влияют на детей и молодежь. Чем ваши ребята отличаются от жителей, скажем, центральных областей?

— Конечно, климатические условия округа, наличие коренных народов, а также то, что ХМАО-Югра — один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, — все это не может не влиять на наших жителей, и детей в том числе. Одной из таких особенностей является, например, большое количество старшеклассников, выбирающих для сдачи выпускного экзамена в качестве предметов по выбору физику и математику (в связи с решением стать нефтяником и обучением в профильных «Роснефть-классах»). 

Очень много детей увлекаются шахматами. В рамках региональной политики в соответствии с дорожной картой по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО-Югры во всех школах района в 1–7-х классах организованы курсы внеурочной деятельности по шахматам. В целом за счет часов внеурочной деятельности и часов дополнительного образования в районе почти 65 процентов ребят охвачены шахматным образованием. Создано муниципальное профессиональное сообщество — РМО (районное методическое объединение) педагогических работников, занимающихся шахматным образованием.

В целях исполнения протокольного решения регионального Координационного совета по духовно-нравственному образованию и воспитанию в образовательных учреждениях введена программа «Социокультурные истоки». В 2017–2018 учебном году ее изучают первоклассники и воспитанники второй младшей группы детского сада. Введение программы «Социокультурные истоки» построено на последовательном и системном подходе, поэтому количество ее изучающих будет нарастать с каждым годом.

В округе принята Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО-Югре. Согласно плану мероприятий по ее реализации в Лемпинской школе (как учреждении с большим количественным составом детей ханты) в рамках внеурочной деятельности преподается курс родного (хантыйского) языка. Стало традицией участие детей и взрослых сельского поселения Лемпино во фронтальном диктанте в День родного языка.

— Что принципиально изменилось в системе образования Нефтеюганского района в последние годы?

— С 1 января 2016 года во всех дошкольных группах района реализуется в полном объеме Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Реализация стандарта направлена не только на доступность, но и в большей степени на качество дошкольного образования. В детских садах функционирует система внутренней оценки качества, модель которой разработана муниципальным координационным советом и обеспечивается администрацией и педагогическими коллективами учреждений. Одним из существенных условий успешной реализации стандарта дошкольного образования является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая в наших дошкольных учреждениях соответствует всем современным требованиям.

Второй год на территории района успешно работает муниципальный проект «Детское сотрудничество», основная цель которого — создание системы взаимодействия между дошкольными учреждениями, родителями и ближайшими социальными институтами. Дошкольные учреждения района предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В полном объеме завершен переход начальных классов на новые федеральные образовательные стандарты. Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС начального общего образования, составляет 100 процентов. Ученики 1–7-х классов, также в стопроцентом составе, обучаются по новым ФГОС основного общего образования. В 1–2-х классах для детей с особыми потребностями действуют ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с требованиями стандарта во всех школах (в 1–7-х классах) организована внеурочная деятельность. Мы используем различные модели и направления внеурочной деятельности на основе анкетирования родителей и с учетом имеющихся в школе ресурсов.

В целях выполнения указа Президента РФ по увеличению охвата детей дополнительным образованием в Нефтеюганском районе в 2017 году по решению муниципального проектного комитета запущено три проекта:

«Техническое образование для всех» (в его рамках в Центре развития творчества детей и юношества открыт картинг-клуб «Вираж»);

«Сельский хозяин» (при Чеускинской средней школе введен в эксплуатацию тепличный комплекс);

«Этнокультурное образование» (на территории Лемпинской средней школы идет строительство этнокультурной площадки).

Реализация данных проектов направлена на создание оптимальных условий для дополнительного творческого самовыражения ребят, проживающих в сельской местности.

— Какие первоочередные задачи стоят перед системой образования Нефтеюганского района?

— В сфере дошкольного образования наша первоочередная задача — поэтапная реализация дорожной карты по увеличению численности детей от полутора до трех лет, которым предоставлены места в дошкольных муниципальных образовательных организациях. Будет продолжено внедрение федеральных государственных стандартов на уровне основного общего и среднего общего образования, информатизация школьных библиотек (пока на уровне отдельных школ), постепенное введение электронных учебников. Также мы постараемся сохранить и, возможно, даже увеличить охват детей в возрасте от пяти до 18 лет программами дополнительного образования.

Продолжим патриотическое воспитание. В районе выстроена система патриотического воспитания: в четырех общеобразовательных организациях открыто 17 кадетских классов, две кадетские группы функционируют в дошкольных учреждениях, в Чеускинской средней школе реализуется программа с казачьим компонентом «Юный казак — гражданин-патриот». Четыре общеобразовательные организации Нефтеюганского района включились в проект «Юнармия».

С целью развития инфраструктуры системы общего образования, перехода на односменный режим работы, создания дополнительных мест в организациях, реализующих программы дошкольного образования, к 2025 году в районе будет проведена реконструкция четырех общеобразовательных организаций, введена в эксплуатацию новая школа на 1000 мест и два дошкольных образовательных учреждения. Ну и конечно, все изменения российского образования будут отражены в системе образования Нефтеюганского района.

— Расскажите об основных составляющих молодежной политики вашего департамента?

— Молодежная политика в Нефтеюганском районе — это современная эффективная система мер, направленных на обеспечение благоприятных условий для успешной самореализации молодых жителей муниципалитета, которых на территории насчитывается почти 10 тысяч, то есть фактически это каждый четвертый житель. Муниципальная молодежная политика в районе обеспечивает реализацию основных направлений государственной молодежной политики. Последнюю декларирует документ федерального уровня, который регламентирует работу с молодежью сегодня, — это утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

На территории района молодежная политика с 2009 года построена на программном принципе и сегодня реализуется в рамках отдельной подпрограммы «Молодежь Нефтеюганского района» муниципальной программы «Образование 21 века на 2017–2020 годы». Большая часть направлений подпрограммы традиционна. Но есть и несколько абсолютно новых, при этом достаточно успешных составляющих: добровольчество; инновации и научно-техническое творчество; молодежные медиа; молодежь, нуждающаяся в особой защите государства; формирование российской идентичности, единства российской нации; содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу; международное и межрегиональное сотрудничество.

67.png

Главный координирующий орган, который обеспечивает реализацию государственной молодежной политики в нашем районе, — это отдел по делам молодежи Департамента образования и молодежной политики. Наши проводники в поселениях района — специалисты по работе с молодежью администраций поселений, Молодежный парламент при Думе района, Советы молодежи поселений, клубы молодых семей, детские, молодежные и волонтерские организации, военно-патриотические клубы и объединения.

Сама система работы с молодежью имеет межведомственный характер, а условия района к тому же делают ее еще и межмуниципальной, поэтому у нас много надежных партнеров. Среди них — главы поселений, образовательные организации, структуры социальной сферы и их подведомственные учреждения: культуры, спорта, социальной защиты, защиты прав несовершеннолетних, национальные и религиозные общественные организации.

Во все времена молодое поколение несло в себе образ будущего. Наша молодежь олицетворяет молодость страны, ее духовный, интеллектуальный и деловой потенциал.

— Детство объявлено приоритетным направлением в Югре. Об этом говорилось, в частности, на недавнем заседании Координационного совета по реализации демографической и семейной политики в регионе. Как эта тенденция находит отражение в Нефтеюганском районе?

— В ноябре 2017 года на уровне муниципального образования утвержден план мероприятий на 2018–2020 годы, которые пройдут в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации. План включает в себя акции, направленные на популяризацию и сохранение семейных ценностей, на повышение доступности качественного образования, в том числе дошкольного и дополнительного, на выявление и поддержку одаренных детей. Запланированы также мероприятия, направленные на развитие здоровьесберегающих технологий, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей, развитие социального волонтерства, культурное и физическое развитие подрастающего поколения, на совершенствование системы отдыха, досуга, занятости и туризма, обеспечение безопасности детей, в том числе информационной, обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, на развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей.

Вся деятельность педагогического сообщества Нефтеюганского района направлена на то, чтобы нашим детям было интересно, комфортно и безопасно в каждой школе, детском саду и учреждении дополнительного образования. И чтобы в каждой организации была создана атмосфера любви, доброты и уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Подготовила В. И. ПУТЕВАЯ