Открытое и прозрачное управление финансами
Задача по обеспечению открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления была поставлена на федеральном уровне почти десять лет назад. Тогда же были заявлены основные принципы открытости: информационная открытость органов власти, понятность их целей, задач и планов, вовлеченность гражданского общества в разработку и реализацию управленческих решений, подотчетность органов власти. Заместитель главы Сургутского района (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — директор Департамента финансов Максим Эдуардович НИГМАТУЛЛИН рассказал, какое применение эти принципы нашли на практике.
— Максим Эдуардович, каких успехов добилась администрация района в реализации принципа прозрачности и открытости бюджетного процесса?
— Повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и реализации политики информационной открытости и доступности в Сургутском районе уделяется большое внимание, и финансово-бюджетная сфера не является исключением. Одной из задач в данном направлении является установление тесного взаимодействия органов МСУ с действующими на территории района институтами гражданского общества, а также жителями района в целях привлечения их к активному участию в управлении общественными финансами и повышения финансовой грамотности населения. Большой потенциал в решении данной задачи имеет использование сети интернет.
Возможность получения населением необходимой и достаточной информации о бюджете и бюджетном процессе района на официальном сайте муниципального образования Сургутский район обеспечивается с 2016 года. Так, на сайте ведутся рубрики «Открытый бюджет» и «Бюджет для граждан».
Предоставление общественности бюджетных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными как федеральными Методическими рекомендациями по представлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме[1], так и государственными органами ХМАО-Югры в части уровня открытости бюджетных данных.
— Скажите, какие критерии, положенные в основу открытого бюджета и бюджета для граждан, удалось реализовать?
— Это полнота охвата бюджетного процесса и отражения информации об основных параметрах бюджета; представление информации о расходах бюджета на реализацию муниципальных программ Сургутского района и указов Президента РФ; представление информации в разрезе целевых групп; визуализация бюджетных данных; понятность информации для граждан; взаимодействие с гражданами в ходе подготовки и исполнения бюджета.
Для улучшения работы по данным направлениям мы стараемся изучать опыт других муниципальных образований и внедрять лучшие практики у себя.
— Приведите, пожалуйста, примеры того, какие элементы лучших практик муниципальных образований вы используете?
— Например, участие граждан в определении приоритетов расходования бюджетных средств. Одним из реализованных элементов является опрос жителей района, который проводится на постоянной основе и осуществляется через официальный сайт муниципального образования. Любой житель Сургутского района может проголосовать за направление расходов, которое он считает приоритетным. Мнение жителей обязательно учитывается как при формировании проекта бюджета, так и при его уточнении. Участники опроса могут не только проголосовать, но и взглянуть на результаты общего голосования. Жители района активно используют этот сервис. Так, в голосовании за распределение доли бюджета Сургутского района в бюджеты поселений на 2018–2020 годы приняло участие около 1,1 тысячи человек.
Приоритетными направлениями финансирования для жителей района, согласно опросу, являются спорт, культура, жилищно-коммунальное хозяйство — чаще всего это замена и ремонт ветхих инженерных сетей или внешнее благоустройство территорий поселений.
— Догадываюсь, что организация онлайн-голосования за распределение средств бюджета является не единственной формой интерактивной обратной связи с населением.
— Конечно, мы стремимся расширять механизмы взаимодействия. Вовлекать жителей района в процесс принятия решения по вопросам распределения бюджетных средств мы пытаемся и при реализации конкретных мероприятий. Например, деятельность по развитию общественных инициатив — формирование мероприятий по благоустройству на 2018–2022 годы осуществляется с обязательным учетом предложений и инициатив граждан. Предложения, замечания, пожелания по благоустройству территории принимаются на официальном сайте Сургутского района в разделе «Комфортная среда».
В целях улучшения качества информации, содержащей бюджетные данные, администрация района ведет изучение мнения населения. Так, с использованием официального сайта района проводится опрос о качестве, доступности и своевременности размещаемой информации о бюджете и бюджетном процессе, а также об оценке деятельности финансового органа. На сегодняшний день по результатам оценки качество размещаемой в открытом доступе информации, содержащей бюджетные данные, достаточно высокое. Значительное количество респондентов оценивают его на хорошо и отлично.
Обратиться в администрацию района, в том числе и по финансовому вопросу, стало очень просто, достаточно заполнить на сайте района форму обратной связи.
— Заметно, что администрация уделяет большое внимание вопросу привлечения населения к совместной деятельности по управлению муниципальными финансами. Как вы считаете, готовы ли жители стать активными участниками бюджетного процесса?
— Готовность жителей Сургутского района участвовать в бюджетном процессе я оцениваю как высокую. Активная позиция наших граждан во многом определяется уровнем их финансовой грамотности. И над повышением этого уровня мы постоянно работаем.
В районе регулярно проводятся различные мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности жителей, в том числе детей и молодежи. Район традиционно является участником Всероссийской недели финансовой грамотности, которая проходит в рамках проекта Министерства финансов РФ. Финансовым органом администрации ежегодно проводится День открытых дверей для молодежи Сургутского района. Кроме этого, на сайте муниципального района ведется постоянный раздел «Повышение финансовой грамотности».
— Ваша работа по обеспечению прозрачности бюджетного процесса была высоко оценена в 2017 году на федеральном уровне.
— Да, финансовый орган администрации района проводит большую работу по повышению эффективности управления муниципальными финансами и реализации концепции открытости и доступности бюджетных данных. И наши усилия оценили не только жители района — в прошлом году Сургутский район стал призером X Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России» в номинации «За открытость и прозрачность в управлении финансами».
Важно отметить, что поселения, входящие в состав Сургутского района, также стремятся к росту уровня гражданской активности и повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Подготовил И. А. ИВАНОВ
[1] Методические рекомендации утверждены приказом Минфина России от 22 сентября 2015 года № 145н.