Устойчивость на долгосрочную перспективу
В 2017 году в Братске разработана, обсуждена общественностью и 22 декабря решением городской Думы утверждена Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года. Реализация стратегических целей социально-экономического развития территории и выработка соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики основываются на оценке и прогнозировании долгосрочной динамики бюджетных параметров. В 2017 году Комитет финансов Администрации Братска подготовил долгосрочный бюджетный прогноз муниципального образования до 2027 года, который 31 января 2018 года утвержден постановлением городской администрации.
Ирина Петровна ЛУНЁНОК, заместитель председателя Комитета финансов Администрации города Братска
Условия, в которых делался бюджетный прогноз
Бюджетный прогноз основывается на анализе итогов бюджетной политики за предыдущие пять лет и действующих на период формирования бюджетного прогноза экономических условий. Для Братска на конец 2017 года условия сложились следующие:
1. Показатели бюджетной обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на одного жителя выросли с 9,5 тысячи рублей в 2014 году до 10,3 тысячи в 2017-м. Рост в значительной степени произошел за счет снижения численности населения за этот период. Объем налоговых и неналоговых доходов в 2017 году к уровню 2014 года увеличился всего на 4% (на 102,8 миллиона рублей). Структура поступлений по видам налогов менялась, но общий прирост не компенсировал даже инфляционную составляющую. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета сократилась с 45% в 2014 году до 33% в 2017 году.
2. Из общего объема безвозмездных поступлений, составляющих в 2017 году 67% бюджетных доходов, 93% приходится на субвенции на выполнение государственных полномочий и целевые субсидии. Увеличение объема межбюджетных трансфертов в последние несколько лет связано с реализацией в Братске государственной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и с увеличением субвенций для обеспечения повышения заработной платы педагогическим работникам, подпадающим под действие указов Президента РФ от 7 мая 2012 года. Объем межбюджетных трансфертов, не имеющих целевого назначения, составил в 2017 году 352,7 миллиона рублей, при этом 150 миллионов из них направлено на финансовое обеспечение реализации майских указов.
3. Финансовые возможности бюджета на выполнение собственных полномочий органов местного самоуправления значительно снизились. В 2017 году финансовые ресурсы, оставшиеся в бюджете муниципального образования после обеспечения постоянно действующих расходных обязательств и софинансирования расходов, установленных областными государственными программами, составили всего 13% — 311,64 миллиона рублей. При этом 200 миллионов из них — это дотация из областного бюджета на сбалансированность. Из этих средств финансируются мероприятия муниципальных программ, меры социальной поддержки, инвестиционные расходы (кроме переселения из аварийного жилфонда, расходов дорожного фонда и создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях).
Недостаток финансовых средств приводит к тому, что при формировании бюджета ассигнованиями обеспечивается только текущее содержание сложившейся муниципальной инфраструктуры. Планирование и финансовое обеспечение капитальных вложений фактически невозможно.
4. В связи с недостаточностью собственных доходов бюджета на решение вопросов местного значения и финансирование приоритетных направлений государственной политики сбалансированность бюджета обеспечивалась за счет привлечения кредитных ресурсов и, соответственно, увеличения муниципального долга. На конец 2017 года муниципальный долг составил 799 миллионов рублей, это 33% от налоговых и неналоговых доходов бюджета.
5. В соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П в прошлом году было принято решение органов государственной власти об увеличении заработной платы — повышении минимального размера оплаты труда с учетом районных коэффициентов за работу в особых климатических условиях, что потребовало индексации в 1,04 раза должностных окладов работников муниципальных учреждений города. Это обстоятельство, а также выполнение майских указов Президента РФ по повышению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы требуют дополнительных ресурсов в бюджете 2018 года в объеме не менее 200 миллионов рублей к уровню предыдущего года.
Цели и задачи бюджетного прогноза
В условиях имеющегося дисбаланса между доходной базой бюджета города и реальными потребностями в финансовом обеспечении расходных обязательств достижение высокого уровня устойчивости бюджета требует принятия мер, направленных на сохранение и развитие доходного потенциала в долгосрочной перспективе, повышение эффективности и результативности расходов и выверенной долговой политики. Бюджетным прогнозом закреплены цели, задачи и меры реализации заявленных параметров бюджета, предельные расходы на финансовое обеспечение муниципальных программ на период их действия, прогноз расходов бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности, мероприятия по проведению оценки и оптимизации налоговой, бюджетной и долговой политики города, прогноз основных бюджетных рисков.
Запланировано, что доходы бюджета Братска будут прирастать с темпом роста в среднем 103% ежегодно. Прирост прогнозируется за счет налоговых доходов с темпом роста 105–106%. По неналоговым доходам резервы роста исчерпаны, прогнозируется снижение объемов до 98%.
В текущей и долгосрочной бюджетной политике принят курс на снижение уровня муниципального долга. При выбранном направлении снижения муниципального долга на 50 миллионов рублей ежегодно и дефицита бюджета до минимальных значений с перспективой формирования бездефицитного бюджета к 2028 году объем расходов бюджета будет прирастать с темпом роста в среднем 104% ежегодно. В связи с инфляционной составляющей принятие новых расходных обязательств без сокращения действующих либо без увеличения межбюджетных трансфертов, не имеющих целевого назначения, проблематично.
Для ослабления долговой зависимости муниципальное образование подписало соглашение с Министерством финансов Иркутской области о реструктуризации обязательств по трем бюджетным кредитам, полученным городом в период 2013–2016 годов. Задолженность по бюджетным кредитам в объеме 186,7 миллиона рублей реструктурирована на семь лет, до 2024 года. Ожидаемый эффект — снижение расходов на обслуживание муниципального долга на 50 миллионов рублей.
Задачи налоговой, бюджетной и долговой политики
Задачами налоговой политики определены развитие налогового потенциала с целью увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов, реализация комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования для создания благоприятных условий для экономического роста и привлечения инвестиций для реализации направлений и проектов, способных увеличить финансовые потоки в бюджет города. Улучшение собираемости доходов и платежей в бюджет города планируется обеспечить за счет повышения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, снижения задолженности по платежам в бюджет города.
Задачи бюджетной политики направлены на реализацию мер по повышению обоснованности и качества бюджетного планирования, ограничению дефицита бюджета города, оптимизации бюджетных расходов и повышению их эффективности. Стратегической задачей долговой политики установлено снижение долговой нагрузки на бюджет города, а также развитие форм заимствований в виде муниципальных ценных бумаг в случае участия бюджета города в инвестиционных проектах.
Решение текущих задач по финансовому обеспечению расходных полномочий городского округа осуществляется на основе приоритизации расходов и отказа от неэффективных мероприятий и от принятия дополнительных расходных обязательств. При формировании бюджета на 2018–2020 годы учтены следующие приоритетные направления:
безусловная реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 года;
формирование бюджета развития на уровне не менее 10% в общем объеме расходов бюджета города;
обеспечение безопасности пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях;
привлечение врачебных кадров в медицинские учреждения города;
финансовое наполнение муниципального дорожного фонда;
развитие инициативного бюджетирования — участия граждан города в распределении бюджетных средств муниципалитета;
оказание социальной поддержки гражданам на основе принципа нуждаемости.
Предложения по усилению доходной базы
Для улучшения финансового положения муниципальных образований и создания для них реальной возможности проводить самостоятельную бюджетную политику очевидной мерой является закрепление за местными бюджетами дополнительных доходных источников. Братск регулярно направляет свои предложения в экспертные сообщества, в ассоциации муниципальных образований, региональные органы государственной власти.
Считаем необходимым закрепить за местными бюджетами норматив в размере не менее 2% от федерального налога на прибыль организаций, зачисляемый в региональный бюджет, который напрямую зависит от состояния экономической сферы муниципалитета и позволит повысить заинтересованность муниципальных образований в развитии промышленного потенциала территории и увеличении производственных площадей. В связи с предстоящей с 2021 года отменой единого налога на вмененный доход целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении за местными бюджетами стабильного и перспективно растущего доходного источника от предпринимательской деятельности — налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100%. Необходимо также ускорить внесение поправок в статью 139 Бюджетного кодекса, предусматривающих установление общих требований к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из регионального бюджета, а также порядка определения предельного уровня софинансирования субъектом РФ объема публичных обязательств муниципального образования.
При регулировании межбюджетных отношений в рамках консолидированного бюджета Иркутской области для увеличения доходов муниципального дорожного фонда и расширения перечня его доходных источников мэр города Братска С. В. Серебренников внес в Законодательное собрание региона законопроект о зачислении 100% транспортного налога, уплачиваемого населением и предприятиями, в бюджет муниципальных образований с 2019 года.
Разработанный долгосрочный бюджетный прогноз, безусловно, будет корректироваться и коррелироваться с задачами государственной бюджетной политики, но утвержденные на десять лет показатели устойчивости и платежеспособности бюджета останутся направляющим вектором бюджетной политики муниципалитета.
Прогноз «стабильный»
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач по обеспечению устойчивости бюджета, изменению структуры и повышению эффективности бюджетных расходов. Результаты оценены экспертами, и Братску в 2017 году присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале BBB(RU), прогноз «стабильный». Вместе с тем необходимы дальнейшие меры в этом направлении, и они утверждены в Бюджетном прогнозе города.
Справка «Бюджета»
Братск — городской округ в составе Иркутской области, крупный промышленный центр Восточной Сибири. Экономика города демонстрирует положительную динамику налоговых отчислений в государственный бюджет. Так, в 2015 году в бюджет Иркутской области консолидировано 11,2 миллиарда рублей налогов, в 2017 году — почти 14 миллиардов.