XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Флагман умной экономики северных регионов

Город Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) — победитель XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»

Именно таким — городом-лидером, городом-инноватором, городом-фундаментом для освоения, в частности, арктического шельфа — видит Сургут его глава Вадим Николаевич ШУВАЛОВ уже через десять лет. Путь к такому будущему непрост. Однако даже самая долгая дорога состоит всего лишь из множества небольших шагов. О них мы и поговорили в ходе этого интервью.

— Вадим Николаевич, муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на 2018–2030 годы» является одной из приоритетных в Сургуте. Как идет ее реализация? 

— Действительно, мы уделяем особое внимание реализации этого проекта. Программа «Формирование комфортной городской среды» стартовала в 2017-м. За два года в ее рамках в нашем городе появились пешеходный мост через ручей Кедровый лог, детская игровая площадка на территории парка «За Саймой», сквер в 31-м микрорайоне. Была благоустроена 31 дворовая территория многоквартирных домов.

78-2.png

Бюджетные ассигнования на реализацию данных мероприятий в 2017 году превысили 176,3 миллиона рублей. В том числе: средства города — 58,6 миллиона, средства округа — почти 101,1 миллиона, средства федерального бюджета — около 18,5 миллиона. Средства собственников помещений многоквартирного дома составили 18,6 миллиона рублей. В 2018 году на реализацию программы выделена несколько меньшая сумма — 120,3 миллиона рублей.

— Принимают ли сами жители участие в благоустройстве города?

— Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2017 года № 1578 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на поддержку госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды. Согласно данным изменениям одним из основных условий предоставления субсидий является проведение рейтингового голосования среди жителей города по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке. 

В феврале 2018 года в Сургуте был организован прием предложений граждан по включению общественных территорий в перечень для проведения такого голосования. По итогам сбора предложений специальная общественная комиссия утвердила список из четырех территорий. Дизайн-проекты этих территорий были размещены на портале администрации города, в газете «Сургутские ведомости» и в пунктах по работе с населением. 22 марта в ходе рейтингового голосования горожане путем внесения в бюллетень соответствующих цифр определили очередность объектов для благоустройства. 

Кроме того, жители Сургута в обязательном порядке участвуют в благоустройстве дворовых территорий многоквартирных домов, исходя из следующего минимального перечня: ремонт дворовых проездов, включая тротуары и ливневые канализации, обеспечение освещения, установка скамеек и урн. При этом муниципальной программой предусмотрено выполнение дополнительного перечня работ, который включает: оборудование детских игровых и спортивных площадок, автомобильных парковок, контейнерных площадок для бытовых отходов, площадок для выгула собак, установку велосипедных парковок, озеленение дворовых территорий, устройство пешеходных дорожек, ограждений и элементов навигации.

В соответствии с требованиями муниципальных нормативных документов разработаны условия по финансовому участию заинтересованных граждан в реализации приоритетного проекта. При выборе формы такого участия в минимальном перечне работ его доля определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и не может превышать 15 процентов. При реализации дополнительного перечня финансовое или трудовое участие заинтересованных лиц является обязательным условием предоставления субсидий. В этом случае доля участия не может превышать 50 процентов.

— Много лет Сургут считался одним из самых богатых городов России. В 2011-м, например, он был по этому показателю третьим и опережал даже Санкт-Петербург. Как обстоит дело сегодня? Каковы денежные доходы и расходы жителей в настоящее время? 

— Современная общая экономическая ситуация в стране повлияла и на структуру доходов нашего населения. По итогам 2017 года отмечалось увеличение доли социальных трансфертов, обусловленное более высокими темпами прироста размера пенсий и пособий в 2014–2015 годах, а также ростом численности населения старше трудоспособного возраста. Количество пенсионеров за прошлый год увеличилось на 3,6 процента и на конец 2017-го составило 92,5 тысячи человек (более 25 процентов населения города), в том числе пенсионеров по старости — 82,2 тысячи человек. Также в структуре денежных доходов населения увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, чему способствует интенсивное развитие малого и среднего бизнеса.

В целом в 2017 году денежные доходы населения города составили 225 миллиардов рублей. Их структура такова: 72 процента — оплата труда, 7,1 процента — доходы от предпринимательской деятельности, 14,6 процента — социальные трансферты, 3,4 процента — доходы населения от собственности, 2,9 процента — прочие доходы. Среднедушевой денежный доход — около 52 тысяч рублей, в том числе располагаемый — 45 тысяч, среднемесячная заработная плата одного работника (по крупным и средним организациям) — около 83 тысяч рублей, средний размер пенсии по старости — почти 21 тысяча.

По уровню средней заработной платы город занимает одно из первых мест в округе. В 2017 году был обеспечен ее рост у всех категорий работников муниципальных учреждений, в отношении которых это было предусмотрено указами Президента РФ.

Однако основным показателем благосостояния населения является, как известно, его покупательная способность. В 2017-м сохранилась тенденция снижения покупательной способности населения, обусловленная опережающими темпами роста потребительских цен по сравнению с темпами роста доходов населения. 

Наиболее чувствительно для потребителя изменение цен на основные продукты питания. Несмотря на некоторое снижение цен на определенные продукты, по ряду позиций цены к уровню 2016 года значительно возросли. Такая же ситуация разнонаправленного изменения цен сохранялась и на рынке лекарственных препаратов, где отмечено как значительное снижение (до 68 процентов), так и значительный рост (более чем в два раза). Продолжался рост цен на бензин. При этом наблюдалось некоторое снижение стоимости сжиженного газа. Очень сильно подросли в цене услуги правового характера, банковские, медицинские, ритуальные услуги, услуги по ремонту бытовой техники и автотранспортных средств, ремонту жилых помещений, услуги почтовой связи, страхования, учреждений культуры и железнодорожного транспорта. Стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась в среднем на пять процентов. 

И все же в целом по показателю среднедушевого потребления наш город остается на одном из первых мест среди муниципальных образований округа. Так, в 2017 году потребление товаров и услуг в Сургуте превысило 427 тысяч рублей на человека, 76 процентов составили расходы на товары, 4 процента — на продукцию общепита, 20 процентов — на платные услуги. А в 2018-м к тому же, в отличие от периода 2014–2017 годов, наметилась тенденция выхода темпов роста покупательной способности населения в область положительных значений, что обусловлено опережением темпов роста доходов населения темпов роста потребительских цен.

— Генеральная цель развития Сургута, определенная его стратегией, — формирование промышленно-научного центра с инновационной диверсифицированной экономикой, широкими возможностями для предпринимательской деятельности, высоким потенциалом экономического и гражданского развития. Какие шаги предпринимаются для ее достижения?

— Отрадно отметить, что стратегию развития города на период до 2030 года Сургут начал разрабатывать одним из первых в стране — еще в 2014 году. Обдумывая ее, мы широко применяли механизмы краудсорсинга. Были привлечены научное и бизнес-сообщества, жители города, местная власть. Хочется особо поблагодарить наш депутатский корпус за активную позицию в принятии этого важного документа. Утвержденный план по реализации стратегии, совмещенный с генеральным планом города, стал своего рода уникальной инвестиционной программой.

Сегодня в Сургуте постоянно проживают 366 тысяч человек. Средний возраст сургутянина — 33,6 года. На территории города действует более 23 тысяч предприятий различных форм собственности, в том числе порядка 1,5 тысячи крупных, 9 тысяч средних и малых, более 13 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Ведущим фактором стабильности, как и прежде, является промышленное производство, занимающее около 70 процентов в совокупном объеме валового продукта муниципального образования. В 2017-м объем отгруженных товаров в данной сфере остался практически на уровне предыдущего года и составил порядка 460 миллиардов рублей. Наблюдается рост оборота малого и среднего бизнеса — по итогам 2017 года он составил порядка 203 миллиардов рублей (в 2016-м — 188 миллиардов).

В малом бизнесе у нас сейчас занято около 27 процентов трудового населения. Развитию этого сектора немало способствует созданная автономным округом инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, широкий спектр банковских услуг, представляемых 50 кредитными учреждениями, а также реализуемая на территории города соответствующая муниципальная программа. В ее рамках в 2017 году оказана поддержка 78 субъектам МСП на общую сумму порядка 18 миллионов рублей.

Сургут расположен на реке Обь и является ближайшим к Карскому и Печорскому морям крупным, промышленно развитым городом с мощной транспортной, энергетической, торговой и индустриальной инфраструктурой, с высокой численностью населения и крепкой образовательной системой. Все это определяет высокую экономическую целесообразность использования Сургута в качестве опорной базы для освоения арктического шельфа.

Принятие майского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставило нас перед новыми вызовами. Трансформированная система приоритетов (целей) развития страны на среднесрочную перспективу, а также конкретные показатели, которые должны быть достигнуты к 2024 году, установленные указом, послужили основой для корректировки и стратегии нашего города. Могу сказать, что сейчас мы находимся в активной фазе этих работ и на сегодня определили для себя несколько приоритетных проектов: «Трансформация делового климата», «Транспортно-логистический кластер», «Непрерывное образование», «#вАтмосфереСпорта», «Развитие третьего сектора экономики», «Формирование комфортной городской среды», «Транспортный каркас и городские дороги», «Цифровой Сургут» (включающий в себя и «Умный город», и «Безопасный город»).

Ключевым же — флагманским — проектом развития Сургута должен стать инновационно-образовательный комплекс «Кампус». В его рамках предполагается создание ряда лабораторий и научных подразделений, занимающихся исследованиями в самых актуальных, прорывных областях.

Все вместе это должно привести к диверсификации экономики, к устойчивому социально ориентированному инновационному развитию города, к комфортному проживанию в нем. 

— Каким вы видите Сургут через 10–20 лет?

— Городом-лидером в создании умной экономики северных регионов и широких возможностей для предпринимательства, удобным для жизни активных и ответственных людей, с безопасной городской средой и открытой властью.

Подготовила В. И. ПУТЕВАЯ