XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Флагман умной экономики северных регионов

Город Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) — победитель XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»

Именно таким — городом-лидером, городом-инноватором, городом-фундаментом для освоения, в частности, арктического шельфа — видит Сургут его глава Вадим Николаевич ШУВАЛОВ уже через десять лет. Путь к такому будущему непрост. Однако даже самая долгая дорога состоит всего лишь из множества небольших шагов. О них мы и поговорили в ходе этого интервью.

— Вадим Николаевич, муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на 2018–2030 годы» является одной из приоритетных в Сургуте. Как идет ее реализация? 

— Действительно, мы уделяем особое внимание реализации этого проекта. Программа «Формирование комфортной городской среды» стартовала в 2017-м. За два года в ее рамках в нашем городе появились пешеходный мост через ручей Кедровый лог, детская игровая площадка на территории парка «За Саймой», сквер в 31-м микрорайоне. Была благоустроена 31 дворовая территория многоквартирных домов.

78-2.png

Бюджетные ассигнования на реализацию данных мероприятий в 2017 году превысили 176,3 миллиона рублей. В том числе: средства города — 58,6 миллиона, средства округа — почти 101,1 миллиона, средства федерального бюджета — около 18,5 миллиона. Средства собственников помещений многоквартирного дома составили 18,6 миллиона рублей. В 2018 году на реализацию программы выделена несколько меньшая сумма — 120,3 миллиона рублей.

— Принимают ли сами жители участие в благоустройстве города?

— Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2017 года № 1578 внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на поддержку госпрограмм субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды. Согласно данным изменениям одним из основных условий предоставления субсидий является проведение рейтингового голосования среди жителей города по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке. 

В феврале 2018 года в Сургуте был организован прием предложений граждан по включению общественных территорий в перечень для проведения такого голосования. По итогам сбора предложений специальная общественная комиссия утвердила список из четырех территорий. Дизайн-проекты этих территорий были размещены на портале администрации города, в газете «Сургутские ведомости» и в пунктах по работе с населением. 22 марта в ходе рейтингового голосования горожане путем внесения в бюллетень соответствующих цифр определили очередность объектов для благоустройства. 

Кроме того, жители Сургута в обязательном порядке участвуют в благоустройстве дворовых территорий многоквартирных домов, исходя из следующего минимального перечня: ремонт дворовых проездов, включая тротуары и ливневые канализации, обеспечение освещения, установка скамеек и урн. При этом муниципальной программой предусмотрено выполнение дополнительного перечня работ, который включает: оборудование детских игровых и спортивных площадок, автомобильных парковок, контейнерных площадок для бытовых отходов, площадок для выгула собак, установку велосипедных парковок, озеленение дворовых территорий, устройство пешеходных дорожек, ограждений и элементов навигации.

В соответствии с требованиями муниципальных нормативных документов разработаны условия по финансовому участию заинтересованных граждан в реализации приоритетного проекта. При выборе формы такого участия в минимальном перечне работ его доля определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и не может превышать 15 процентов. При реализации дополнительного перечня финансовое или трудовое участие заинтересованных лиц является обязательным условием предоставления субсидий. В этом случае доля участия не может превышать 50 процентов.

— Много лет Сургут считался одним из самых богатых городов России. В 2011-м, например, он был по этому показателю третьим и опережал даже Санкт-Петербург. Как обстоит дело сегодня? Каковы денежные доходы и расходы жителей в настоящее время? 

— Современная общая экономическая ситуация в стране повлияла и на структуру доходов нашего населения. По итогам 2017 года отмечалось увеличение доли социальных трансфертов, обусловленное более высокими темпами прироста размера пенсий и пособий в 2014–2015 годах, а также ростом численности населения старше трудоспособного возраста. Количество пенсионеров за прошлый год увеличилось на 3,6 процента и на конец 2017-го составило 92,5 тысячи человек (более 25 процентов населения города), в том числе пенсионеров по старости — 82,2 тысячи человек. Также в структуре денежных доходов населения увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, чему способствует интенсивное развитие малого и среднего бизнеса.

В целом в 2017 году денежные доходы населения города составили 225 миллиардов рублей. Их структура такова: 72 процента — оплата труда, 7,1 процента — доходы от предпринимательской деятельности, 14,6 процента — социальные трансферты, 3,4 процента — доходы населения от собственности, 2,9 процента — прочие доходы. Среднедушевой денежный доход — около 52 тысяч рублей, в том числе располагаемый — 45 тысяч, среднемесячная заработная плата одного работника (по крупным и средним организациям) — около 83 тысяч рублей, средний размер пенсии по старости — почти 21 тысяча.

По уровню средней заработной платы город занимает одно из первых мест в округе. В 2017 году был обеспечен ее рост у всех категорий работников муниципальных учреждений, в отношении которых это было предусмотрено указами Президента РФ.

Однако основным показателем благосостояния населения является, как известно, его покупательная способность. В 2017-м сохранилась тенденция снижения покупательной способности населения, обусловленная опережающими темпами роста потребительских цен по сравнению с темпами роста доходов населения. 

Наиболее чувствительно для потребителя изменение цен на основные продукты питания. Несмотря на некоторое снижение цен на определенные продукты, по ряду позиций цены к уровню 2016 года значительно возросли. Такая же ситуация разнонаправленного изменения цен сохранялась и на рынке лекарственных препаратов, где отмечено как значительное снижение (до 68 процентов), так и значительный рост (более чем в два раза). Продолжался рост цен на бензин. При этом наблюдалось некоторое снижение стоимости сжиженного газа. Очень сильно подросли в цене услуги правового характера, банковские, медицинские, ритуальные услуги, услуги по ремонту бытовой техники и автотранспортных средств, ремонту жилых помещений, услуги почтовой связи, страхования, учреждений культуры и железнодорожного транспорта. Стоимость жилищно-коммунальных услуг увеличилась в среднем на пять процентов. 

И все же в целом по показателю среднедушевого потребления наш город остается на одном из первых мест среди муниципальных образований округа. Так, в 2017 году потребление товаров и услуг в Сургуте превысило 427 тысяч рублей на человека, 76 процентов составили расходы на товары, 4 процента — на продукцию общепита, 20 процентов — на платные услуги. А в 2018-м к тому же, в отличие от периода 2014–2017 годов, наметилась тенденция выхода темпов роста покупательной способности населения в область положительных значений, что обусловлено опережением темпов роста доходов населения темпов роста потребительских цен.

— Генеральная цель развития Сургута, определенная его стратегией, — формирование промышленно-научного центра с инновационной диверсифицированной экономикой, широкими возможностями для предпринимательской деятельности, высоким потенциалом экономического и гражданского развития. Какие шаги предпринимаются для ее достижения?

— Отрадно отметить, что стратегию развития города на период до 2030 года Сургут начал разрабатывать одним из первых в стране — еще в 2014 году. Обдумывая ее, мы широко применяли механизмы краудсорсинга. Были привлечены научное и бизнес-сообщества, жители города, местная власть. Хочется особо поблагодарить наш депутатский корпус за активную позицию в принятии этого важного документа. Утвержденный план по реализации стратегии, совмещенный с генеральным планом города, стал своего рода уникальной инвестиционной программой.

Сегодня в Сургуте постоянно проживают 366 тысяч человек. Средний возраст сургутянина — 33,6 года. На территории города действует более 23 тысяч предприятий различных форм собственности, в том числе порядка 1,5 тысячи крупных, 9 тысяч средних и малых, более 13 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Ведущим фактором стабильности, как и прежде, является промышленное производство, занимающее около 70 процентов в совокупном объеме валового продукта муниципального образования. В 2017-м объем отгруженных товаров в данной сфере остался практически на уровне предыдущего года и составил порядка 460 миллиардов рублей. Наблюдается рост оборота малого и среднего бизнеса — по итогам 2017 года он составил порядка 203 миллиардов рублей (в 2016-м — 188 миллиардов).

В малом бизнесе у нас сейчас занято около 27 процентов трудового населения. Развитию этого сектора немало способствует созданная автономным округом инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, широкий спектр банковских услуг, представляемых 50 кредитными учреждениями, а также реализуемая на территории города соответствующая муниципальная программа. В ее рамках в 2017 году оказана поддержка 78 субъектам МСП на общую сумму порядка 18 миллионов рублей.

Сургут расположен на реке Обь и является ближайшим к Карскому и Печорскому морям крупным, промышленно развитым городом с мощной транспортной, энергетической, торговой и индустриальной инфраструктурой, с высокой численностью населения и крепкой образовательной системой. Все это определяет высокую экономическую целесообразность использования Сургута в качестве опорной базы для освоения арктического шельфа.

Принятие майского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставило нас перед новыми вызовами. Трансформированная система приоритетов (целей) развития страны на среднесрочную перспективу, а также конкретные показатели, которые должны быть достигнуты к 2024 году, установленные указом, послужили основой для корректировки и стратегии нашего города. Могу сказать, что сейчас мы находимся в активной фазе этих работ и на сегодня определили для себя несколько приоритетных проектов: «Трансформация делового климата», «Транспортно-логистический кластер», «Непрерывное образование», «#вАтмосфереСпорта», «Развитие третьего сектора экономики», «Формирование комфортной городской среды», «Транспортный каркас и городские дороги», «Цифровой Сургут» (включающий в себя и «Умный город», и «Безопасный город»).

Ключевым же — флагманским — проектом развития Сургута должен стать инновационно-образовательный комплекс «Кампус». В его рамках предполагается создание ряда лабораторий и научных подразделений, занимающихся исследованиями в самых актуальных, прорывных областях.

Все вместе это должно привести к диверсификации экономики, к устойчивому социально ориентированному инновационному развитию города, к комфортному проживанию в нем. 

— Каким вы видите Сургут через 10–20 лет?

— Городом-лидером в создании умной экономики северных регионов и широких возможностей для предпринимательства, удобным для жизни активных и ответственных людей, с безопасной городской средой и открытой властью.

Подготовила В. И. ПУТЕВАЯ