XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Из года в год мы решаем все более сложные задачи

Крутинский район (Омская область) — победитель XI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», диплом I степени

Новый год для крутинцев будет богат на юбилеи. Району исполнится 95 лет, а его центру — поселку Крутинка — 260 лет. Более двух десятилетий Крутинский район возглавляет Василий Николаевич КИСЕЛЁВ. Сделано за эти годы немало, но главным своим достижением он считает газификацию, причем по особому, крутинскому варианту.

— Василий Николаевич, вся ваша трудовая деятельность связана с Крутинским районом. Никогда не было желания уехать, поискать более легкой жизни?

— В моем случае как раз уместна поговорка: где родился, учился, там и пригодился. Легкой жизни не искал. Желания уехать из района никогда не было.

После службы в рядах Советской армии и окончания института учительствовал сначала в райцентре, потом в родной школе села Новокарасука. Далее моя биография здесь же была связана с советско-партийной работой. Затем в течение 15 лет возглавлял совхоз «Новокарасукский». В 1996 году земляки стали настойчиво уговаривать меня идти на выборы главы. Ситуация тогда в районе была просто критической. Вот так я под практически единогласную поддержку крутинцев стал главой района и работаю уже 22 года.

— Расскажите, как начинали, как менялась за это время жизнь в районе и что вы считаете своим главным достижением за эти годы?

— Вспомнишь — вздрогнешь. Я, конечно, идя первый раз на выборы, знал о положении дел в районе, но когда стал вникать глубже, оказалось все гораздо плачевнее. Особенно в социальной сфере. Водоснабжение — с перебоями, в школах, больнице, детсадах, в домах культуры температурный режим не выдерживал никакой критики, электроэнергию отключали за неуплату. Долги бюджетных организаций за электроэнергию тяжким бременем висели на сельхозпредприятиях, чьи котельные отапливали школы, больницы, детсады.

За два года нам взаимозачетами удалось погасить 10-летний долг за энергоносители, построить котельные для организаций социальной сферы. Но проблем оставалось выше крыши. Которые, кстати, тоже в каждом бюджетном учреждении требовали ремонта. А бюджет района к 2000 году составлял всего 13 миллионов рублей.

Понимая, что комфортный быт жизни земляков зависит прежде всего от устойчивой работы теплоэнергетического сектора, взялись за модернизацию жилищно-коммунального комплекса. В 2003 году нам удалось войти в пилотный проект, который получил название «Крутинский вариант газификации». Он предполагал переход от централизованного теплоснабжения к локальным источникам выработки тепла. В административных зданиях, в больнице, школах, детсадах, во всех других бюджетных организациях были установлены мини-котельные, заменена система отопления, водоснабжения, установлено газовое оборудование. Во всех многоквартирных домах мы также установили котлы автономного газоснабжения.

Сегодня в райцентре девять мини-котельных работают в автоматизированном режиме, то есть без обслуживающего персонала. Их работу контролирует единая диспетчерская служба, созданная при районном ЖКХ.

Результатом проведенной работы стало сокращение потерь тепла и расходов энергоресурсов в разы. Например, потребление газа сократилось с 3,3 миллиона кубометров до 1,2 миллиона, электроэнергии — с 1,1 миллиона киловатт-часов до 341 тысячи, расходы подпиточной воды за отопительный сезон уменьшились с 9,9 тысячи кубометров до 20, использование каменного угля сократилось с 13 тысяч тонн до двух.

Газификация внесла кардинальные, я бы даже сказал, революционные перемены в жизнь крутинцев. Оплата за отопление сейчас в 3–5 раз меньше, чем у жителей многоквартирных домов в соседних районах, да и в частном секторе. Кроме того, двухконтурные газовые котлы позволили в каждой квартире иметь горячую воду, а значит, возможность приобретать современную бытовую технику. Об этом только мечтают во многих районах Омской, думаю, да и не только, области.

Побывав в Крутинке зимой 2004 го­да, заместитель Председателя Правительства РФ, курирующий ЖКХ, Владимир Анатольевич Яковлев наш пилотный проект назвал «высшим пилотажем газификации села». Этот проект был первым не только у нас в области, но одним из первых в стране. Следом за нами пошли и другие районы, в которые пришел природный газ, со всеми мы делились опытом, но никто по масштабности и темпам реализации не превзошел «Крутинский вариант», не избавился от системы централизованного теплоснабжения.

Всего в районе построено 229 километров газопроводов, голубое топливо пришло в 4617 квартир и домовладений в шести поселениях района, включая городское. За этим сухим повествованием стоит столько страстей, нервов, жалоб на меня в разные инстанции, сомнений — не передать словами. Как мы тот 2003 год пережили, до сих пор вспоминаю с содроганием. Это поистине были буря и натиск, прежде всего на косность взглядов населения. Не все верили в этот проект.

Но меня поддержала моя надежная, сплоченная команда ответственных профессионалов, «заболевших» вместе со мной газификацией. А потом, когда в квартиры пришло долгожданное тепло, когда каждый стал сам начальником своего ЖКХ, прозрели и крутинцы и пошли с благодарностями.

Именно реализацию проекта газификации «Крутинский вариант» я считаю нашим главным достижением.

— Полагаю, газификация — тот фундамент, с которого началось развитие района, каким был следующий шаг?

— Действительно, газификация положила начало другим проектам в жилищно-коммунальном комплексе района. Мы начали целенаправленно работать над улучшением водоснабжения и водоотведения. К 2015 году было заменено и построено, причем с применением новых технологий и использованием долговечных материалов, 50 километров водопроводных сетей различных диаметров, 11 водонапорных башен, 28 водозаборных скважин.

Только в районном поселке Крутинка построено 2,6 километра централизованной системы водоотведения. И это позволило значительно улучшить экологическую ситуацию. Впервые за много лет не затапливаются погреба и подвалы частного сектора и многоквартирного жилья, придомовые территории.

Расширение водопроводных уличных сетей ведется не только в районном центре, но и на территориях всех без исключения сельских поселений. К примеру, обеспеченность централизованным водоснабжением жилья в Зиминском сельском поселении достигла 65,1 процента от общей площади жилого фонда.

Активные технологические преобразования тесно связаны и с изменениями организационной структуры коммунального комплекса. Доля коммерческих организаций на рынке коммунальных услуг района составляет сейчас 92,4 процента, а это значит, что мы освободили учреждения социальной сферы от несвойственных им обязанностей по организации тепло- и водоснабжения своих объектов.

А главное, чего мы достигли, решая вопросы модернизации коммунальной сферы, — это экономия бюджетных средств, которая дала возможность перенаправлять денежные потоки на решение других экономических и социальных задач. К слову сказать, мы постоянно ищем возможности минимизировать расходы бюджета на содержание объектов социальной сферы и коммунального комплекса, при этом повышая качество и увеличивая количество услуг.

— Какие основные программы реализуются на территории района сегодня?

— Мы участвуем в различных государственных программах Омской области. Так, участие в госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» позволило привлечь в 2018 году на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения в поселениях района 54,8 миллиона рублей. А всего за последние пять лет участия в этой госпрограмме на условиях софинансирования в район привлечено 157,1 миллиона рублей, отремонтировано 108,16 километра автомобильных дорог. Во многом это стало возможным с приходом в регион в 2017 году нового руководителя — Александра Леонидовича Буркова. Со сменой руководства значительно улучшилось взаимодействие органов исполнительной власти региона и муниципальных образований.

Но и госпрограмма развивалась в районе не на пустом месте. Ремонт и восстановление всех муниципальных дорог, в том числе улично-дорожной сети населенных пунктов, своей первоочередной задачей район поставил еще в 2014 году. Были построены автомобильные дороги с твердым покрытием к деревням Самаровка и Чикишево (7,2 километра), восстановлена и отремонтирована улично-дорожная сеть в районном поселке Крутинка, в селах Зимино, Паново, Шипуново, Китерма. Построен мостовой переход через реку Крутиха в райцентре. Объем привлеченных бюджетных средств только в этот объект превысил 42 миллиона. Отремонтированы все межпоселенческие автомобильные дороги местного значения общей протяжен­ностью 66 километров.

Сегодня общее число зарегистрированного автотранспорта на 15,3 тысячи человек населения составляет 6783 единицы. Это тоже отражает уровень жизни в районе и качество дорожной сети.

На территории района реализуются и другие госпрограммы. Например, «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», «Развитие системы образования Омской области», «Развитие культуры и туризма» и другие. Все эти программы ориентированы на решение социальных вопросов.

— Чтобы участвовать в госпрограммах, развиваться, да просто исполнять свои полномочия, нужны и собственные средства. Этим могут похвастаться немногие муниципальные образования России. Расскажите о бюджете Крутинского района: как он формируется, исполняется, чему уделяете особое внимание?

— Сказать, что Крутинский район особенный в Омской области, не могу. Не избалован ни климатом, ни почвами, ни железнодорожным сообщением, ни близостью к областному центру. Бюджет района также не отличается от бюджетов других муниципальных районов региона. Может быть, мы более тщательно и скрупулезно планируем его исполнение, более дотошно работаем над привлечением каждой копейки, вдумчиво и строго анализируя предыдущие годы.

Общий объем расходов консолидированного бюджета района на 2018 год был утвержден в сумме 377,5 миллиона рублей, а на 1 декабря 2018 года исполнение бюджетных ассигнований составило 539,4 миллиона рублей, или 142,9 процента к первоначальным бюджетным назначениям. Из них 161,9 миллиона привлечено из вышестоящих бюджетов.

Бюджет района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов — социально ориентированный, впрочем, как и предыдущие бюджеты. Если говорить конкретно о 2019-м, то по доходам он на 33,5 миллиона рублей больше, чем первоначально утвержденный на 2018-й, по расходам больше на 33,4 миллиона рублей.

Основным источником доходной части бюджета традиционно является НДФЛ. Его удельный вес составляет более 70 процентов налоговых и неналоговых доходов. Другими крупными доходными источниками являются акцизы, ЕНВД, земельный налог, госпошлина.

Значимым подспорьем для нас стало утверждение в 2018 году Правительством Омской области единых нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов в размере десяти процентов. Это стимул как для развития организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, так и для администрации района.

В структуре расходной части бюджета более 80 процентов занимает социальная сфера. В первую очередь это образование — 60 процентов, культура — 12,5 процента. Весомая статья расходов, без которой невозможно обойтись, — оплата коммунальных услуг, 47,3 миллиона рублей. Мы живем в Сибири, а климат здесь, как известно, суровый.

В 2014 году администрация района полностью закрыла муниципальный долг. И все последующие годы благодаря грамотной работе Комитета по финансам и контролю, возглавляемого Василием Егоровичем Трутаевым, стремится сохранять нулевой размер долга.

Исходя из сложившегося опыта, можно сказать, что исполнение бюджета 2019 года значительно превысит первоначальный и по итогам года составит около 600 миллионов рублей. Конечно, это станет возможным при активной работе всех комитетов, управлений и отделов администрации района.

— По результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса за третий квартал 2018 года вы заняли второе место в рейтинге муниципальных районов Омской области. Причем с восьмого места в 2013 году в 2014-м переместились сразу на первое. Лидерами оставались и в последующие годы, занимая в рейтинге места не ниже второго. Какие меры помогли столь серьезно улучшить качество организации и осуществления бюджетного процесса?

— Здесь надо подытожить все, о чем мы говорили выше. Особо я бы выделил три направления работы. Во-первых, управление доходами. Мы существенно повысили качество планирования бюджета, добились роста собираемости налогов. В 2017 году местных налогов было собрано почти на 70 процентов больше, чем в 2014‑м.

Второе направление касается расходной части. Здесь был выработан объективный подход при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав района. С целью привлечения средств для решения вопросов социально-экономического характера участвуем в региональных программах и стремимся к эффективному использованию собственных налоговых и неналоговых доходов.

И наконец, качество исполнительской финансовой дисциплины. Мы работаем над укреплением кадрового состава работников органов местного самоуправления. В практику введена постоянная учеба, что позволяет нашим специалистам постоянно быть в курсе изменений законодательства и своевременно применять их в работе. У нас создана централизованная бухгалтерия, которой переданы функции по бухгалтерскому (бюджетному) учету всех десяти поселений района и структурных подразделений администрации.

Кроме того, в соответствии с Законом № 131‑ФЗ администрации района переданы бюджетные полномочия по составлению и исполнению бюджетов поселений. Это позволяет экономить только на расходах по содержанию аппарата управления около 4 миллионов рублей в год. Дает возможность сформировать более профессиональный, инициативный, владеющий современными технологиями, способный работать на общий результат кадровый состав.

— Василий Николаевич, Крутинский район стал победителем в конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». В этом конкурсе принимают участие более 200 муниципальных образований РФ, и победа в нем говорит о многом. Что, по вашему мнению, стало залогом победы и какие новые цели вы ставите перед собой?

— Наши достижения стали возможны благодаря поддержке региональной власти, работе сплоченной команды Администрации Крутинского района, и прежде всего моих заместителей Сергея Геннадьевича Головина и Василия Егоровича Трутаева, вкладу всех крутинцев, любящих свою малую родину. Направлять свою энергию в русло позитивных перемен нас заставляет ответственность перед земляками, жителями Крутинского района.

Жизнь ставит перед нами новые задачи. Когда-то для нас проблемой было тепло- и водоснабжение, мы ее решили. Справились с проблемой очередности в детские дошкольные учреждения, заменили технологическое оборудование в школах и детсадах, обеспечили в них систему безопасности, отремонтировали все здания бюджетной сферы, построили два дома для специалистов, шесть многофункциональных спортивных площадок, поликлинику. Невозможно перечислить все, что мы сделали за эти годы. Но запросы людей растут. Правда, не всегда они соответствуют нашему скромному бюджету. Сделать его устойчивым на долгосрочную перспективу — вот вектор наших стремлений. В свою очередь, это позволит нам обеспечить качество муниципальных услуг. А это и вода, и дороги, и прочее, из чего состоит комфорт нашей жизни.

Подготовил И. И. ИВАНОВ