АСДГ: в поиске способов мобилизации доходов
В апреле в Новосибирске состоялась конференция Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) «Развитие и совершенствование финансово-экономических основ местного самоуправления в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока». Экономисты и финансисты более чем из полусотни муниципальных образований обсуждали современную ситуацию в экономике больших и малых городов.
На протяжении двух дней муниципальные финансисты и экономисты изучали опыт своих коллег по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, участию в процессах формирования агломераций и межмуниципальному взаимодействию в рамках агломераций. Муниципальные финансисты и представители экспертного сообщества дискутировали о методах совершенствования бюджетной политики и обеспечения финансовой устойчивости города, анализировали эффективность реализации муниципальных программ, делились наработками по управлению земельными ресурсами и т. д.
Участники конференции отметили продолжающийся рост удельного веса межбюджетных трансфертов в структуре местных бюджетов и одновременно с этим рост долговой нагрузки органов МСУ, который связан с необходимостью исполнения федеральных нормативных правовых актов, майских указов и национальных проектов, сложности, которые возникают в связи с отсутствием органов муниципальной статистики и др.
Стратегическое планирование со всеми вытекающими
Особое внимание на конференции было уделено стратегическому планированию. Первым эту тему поднял генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ М. А. Зайцев. Он напомнил, что в феврале текущего года Правительством РФ была принята Стратегия пространственного развития России до 2025 года, и одним из ее приоритетов стало развитие и законодательное регулирование крупных и крупнейших городских агломераций. Перейдя к вопросам практической реализации стратегии, Зайцев отметил, что за последние полгода Комитет Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел ряд круглых столов, по итогам которых вышли рекомендации, изрядно насторожившие муниципалов. «Основным условием создания агломераций является преобразование городских округов в городские округа с внутригородским делением, — подчеркнул докладчик. — В случае принятия закона, основой которого станут данные рекомендации, возможность дальнейшего развития крупных муниципалитетов попадет в зависимость от озвученных преобразований. А поскольку законодательно данная сфера до конца не проработана, возможен целый ряд негативных последствий». Опрос АСДГ среди глав крупных муниципалитетов Сибири, Дальнего Востока и частично Урала показал, что, кроме проблем, связанных с администрированием доходов, мэры прогнозируют массу сложностей с разграничением имущества и земельных участков.
Что касается практики стратегирования на местном уровне, то, например, Новосибирск сейчас разрабатывает новый для себя документ — план мероприятий по реализации принятой в прошлом году Стратегии социально-экономического развития города на период до 2030 года. При этом прилагаются максимальные усилия, чтобы синхронизировать эту работу с деятельностью правительства области по формированию аналогичного документа на уровне региона. «Надеемся, к сентябрю текущего года мы будем иметь проекты планов работы по реализации стратегии и муниципалитета, и области», — сообщила начальник Департамента экономики мэрии города Л. А. Уткина. Сейчас для детализации мероприятий, необходимых для достижения обозначенных в стратегии целей, в регионе проводятся отраслевые круглые столы и конференции.
В поиске доходов
Опыт в решении проблем финансового обеспечения полномочий в Томской области представила председатель правления секции АСДГ «Экономика и финансы города», заместитель мэра города Томска — начальник Департамента финансов И. Ю. Ярцева. Она рассказала об уникальном проекте мэрии по восстановлению старинных домов «Аренда за рубль» и мерах, принимаемых для сокращения муниципального долга. Так, Ярцева подчеркнула, что долговые обязательства в муниципальных образованиях все растут, увеличивая несамостоятельность местных бюджетов: «Из крупных городов Сибирского федерального округа долговая нагрузка отсутствует только у Барнаула. У Новосибирска с 2014 года она возросла с 58 до 90 процентов, у Омска — с 50 до 67 процентов, у Кемерова — с 12 до 49 процентов».
Тему муниципального долга и поиска внутренних резервов для сокращения расходов на его обслуживание поддержала и первый заместитель главы Администрации Горно-Алтайска Ю. С. Мягкова. Как положительную практику пополнения городского бюджета она отметила победу Горно-Алтайска во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в 2018 году. Это принесло в казну столицы республики 100 миллионов рублей.
Делегаты конференции подробно рассмотрели опыт городов Хабаровска, Омска, Новосибирска по управлению муниципальными предприятиями и организации муниципальных закупок. Так, создание условий для поддержки предпринимательской и инвестиционной активности в Хабаровском крае принесло ощутимые результаты. В 2018 году в Национальном рейтинге инвестиционного климата в российских регионах, составляемом Агентством стратегических инициатив, регион поднялся на 22 позиции и занял 18-е место. При этом начинал он с 64-го места в 2015 году. Столица края держит высокую планку в работе по улучшению инвестиционного и делового климата, содействию инвестициям и развитию предпринимательства. В Хабаровске организовывается большое количество мероприятий для предпринимателей, как состоявшихся, так и начинающих, на инвестиционном портале города invest-27.ru размещается справочная информация о городе, проектах, осуществляется поиск и подбор российских и иностранных инвесторов, проводятся конкурсы, например «Лучший экспортер» и пр. С. В. Павленко, начальник отдела развития предпринимательства Управления экономического развития Администрации города Хабаровска, рассказал и о четырех муниципальных программах поддержки МСП, работающих по направлениям — развитие малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности города, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности города. Экономисты Новосибирска поделились с коллегами опытом интеграции в муниципальные программы крупных проектов федерального уровня.
Работа на конференции проходила и в формате круглого стола, на котором сотрудники финансово-экономических служб городов Сибири и Дальнего Востока обсудили возможности мобилизации налоговых и неналоговых доходов как основного источника формирования местного бюджета, снижения закредитованности бюджетов и уменьшения зависимости от трансфертов из вышестоящих бюджетов.
По итогам конференции члены АСДГ сформировали ряд предложений, обращенных к органам государственной власти РФ, Правительству РФ, профильным министерствам и ведомствам. Руководители экономических и финансовых служб городов просят рассмотреть возможность внесения поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы, предполагающих компенсацию местным бюджетам выпадающих доходов. А также направленных на создание условий для увеличения поступлений в местные бюджеты. Среди таких предложений — продление действия ЕНВД, передача субъектами РФ в местные бюджеты части транспортного налога, увеличение объемов федеральной поддержки на проведение мероприятий по расселению ветхого аварийного жилищного фонда и другие.
Главной темой июньского номера журнала «Бюджет» станет местное самоуправление, и наиболее интересные доклады конференции АСДГ мы опубликуем в этом номере.
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА