Отсутствие просроченной кредиторской задолженности как показатель эффективной работы органов МСУ
Ирина Александровна ОНЯ, начальник отдела отраслевого финансирования Финансового управления Администрации города Орска
Приоритетное направление деятельности каждого муниципального образования — эффективная реализация задач, обозначенных в национальных и региональных проектах, участником которых оно является. Исполнение бюджета и достижение поставленных целей осуществляются главными распорядителями бюджетных средств и казенными учреждениями в рамках муниципальных программ. Но нельзя забывать и о других значимых звеньях процесса — бюджетных и автономных учреждениях. Они, хотя и не являются участниками бюджетного процесса, по факту расходуют бюджетные средства, и доля этих расходов в общей сумме расходов бюджета подавляющая. Механизм эффективного взаимодействия, направленный на отсутствие просроченной кредиторской задолженности, предлагаем рассмотреть в статье.
Ограниченность бюджетных средств на исполнение расходных обязательств муниципального образования накладывает на финансовый орган и главных распорядителей бюджетных средств особую ответственность при расстановке приоритетов и выборе первоочередных расходов. Любое эффективное действие начинается с грамотного планирования и определения ожидаемых от совершения этого действия результатов. В режиме ограниченности бюджетных средств взвешенное планирование доходов и расходов — первостепенная задача руководителя каждого муниципального учреждения. Однако нельзя возлагать ответственность только на руководителя, отдав ему на откуп все, что происходит внутри учреждения. Лишь слаженная работа всех участников бюджетного процесса приведет к желаемому результату.
Механизм взаимодействия
В работе с казенными учреждениями и органами власти контролю финансового органа подвергаются бюджетная смета и бюджетные обязательства, а также бюджетная отчетность. Финансовый орган проверяет документы на соответствие бюджетной классификации, а также на необходимость осуществления отдельных расходов с целью исключения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. При постановке на учет бюджетные обязательства проверяются на соответствие графика оплаты поквартальной разбивке лимитов бюджетных обязательств и кассовому плану, а также на соответствие периода оплаты срокам выполнения работ. Таким образом, в работе с казенными учреждениями исключена возможность возникновения неучтенных обязательств и, как следствие, просроченной кредиторской задолженности.
В работе с бюджетными и автономными учреждениями ответственность за ведение плана финансово-хозяйственной деятельности ложится на руководителя учреждения и учредителя. С целью организации контроля за договорами, заключаемыми муниципальными учреждениями, финансовый орган предложил главным распорядителям бюджетных средств вести учет обязательств, принимаемых учреждениями, используя единую типовую форму порядка организации такого учета. При этом каждый ГРБС, имеющий подведомственные бюджетные и автономные учреждения, опираясь на предложенную форму, разработал свой порядок учета таких обязательств.
Применение типовой формы дало возможность финансовому органу вести единообразный аналитический учет по каждому учреждению, а также группировать и структурировать его в зависимости от целей учета. Основными требованиями было обязательное включение в порядок таких полей, как наименование и реквизиты поставщика, сумма обязательств, предмет обязательств (позволяющий определить принадлежность к бюджетной классификации), помесячная разбивка графика оплаты.
В то же время каждый главный распорядитель смог скорректировать порядок с учетом особенностей своих учреждений. Так, например, порядок Управления образования предусматривает, что постановку на учет обязательств осуществляет центр бухгалтерского учета и отчетности, обслуживающий учреждения, подведомственные Управлению образования. Он же отвечает за то, чтобы были учтены особенности постановки на учет договоров до 100 тысяч рублей и свыше 100 тысяч рублей.
Кроме того, учет ведется с использованием программного продукта, применяемого в муниципальном образовании для исполнения бюджета. При постановке на учет обязательству присваивается учетный номер, посредством которого обеспечивается увязка с платежным поручением. В случае отсутствия учтенного обязательства платежное поручение не финансируется. Использование одного программного продукта значительно сокращает время подготовки оперативной информации, так как нет необходимости запрашивать дополнительную информацию у бюджетных и автономных учреждений. Такой подход позволяет главному распорядителю отслеживать обязательства, принимаемые учреждением, на моменте заключения договора. Это, в свою очередь, позволяет избежать возникновения неучтенных обязательств в конце года, и, как следствие, просроченной кредиторской задолженности. Отчетность бюджетных и автономных учреждений, так же как и казенных, подвергается контролю финансового органа.
Такой механизм взаимодействия обеспечивает финансовый орган всей информацией о деятельности учреждения и позволяет выявить сильные и слабые с точки зрения эффективного расходования средств стороны каждого учреждения. Также это дает возможность на постоянной основе проводить аналитическую работу, итогом которой становится проведение балансовых комиссий. Балансовая комиссия, в свою очередь, обеспечивает подведение итогов работы учреждения за предшествующий год и постановку задач на текущий. В ее состав входят специалисты финансового органа, экономической службы и главного распорядителя, являющегося учредителем. Возглавляет комиссию заместитель главы города по финансово-экономической политике. Итоговый протокол с результатами работы комиссии предоставляется главе города.
Финансовый орган осуществляет также сверку расходов с поставщиками коммунальных услуг в разрезе всех муниципальных учреждений. Полученная информация сопоставляется с данными бюджетной отчетности, которую предоставляют учреждения. Такой подход позволяет избежать возникновения неучтенной задолженности по ежегодным контрактам и договорам.
Два фактора успеха
Использование описанного механизма дает результат лишь при одновременном соблюдении двух факторов. Во-первых, это наличие финансовой дисциплины у руководителей муниципальных учреждений, во-вторых, обеспеченность средствами, необходимыми для функционирования учреждений.
Рассматривать первый фактор не имеет смысла, так как очевидно, что в случае отсутствия финансовой дисциплины работа не будет эффективна. Второй фактор более сложный. При жесткой ограниченности в средствах он может спровоцировать образование просроченной кредиторской задолженности. Например, руководитель образовательной организации, имея средства только на выплату заработной платы и коммунальных услуг, стоит перед выбором: принимать на себя необеспеченные обязательства (обеспечение первоочередных потребностей, необходимых для выживания учреждения) либо ставить вопрос о прекращении деятельности учреждения. И выбор здесь очевиден: создавать просроченную кредиторскую задолженность. В такой ситуации, при правильном формировании бюджета, планировании со стороны главных распорядителей бюджетных средств, финансовом обеспечении муниципального задания учредителем, тема переходит в вопрос межбюджетных отношений, а это тема для отдельной статьи.