МУП — сочетание плановых и рыночных механизмов управления
Дмитрий Николаевич БОГУШ, начальник отдела регулирования муниципального сектора экономики Управления экономического развития Администрации города Хабаровска
Хабаровску удалось сохранить муниципальные предприятия после кризиса 1990-х годов. И хотя на сегодня их доля в общем обороте организаций города составляет 1,5–2%, благодаря продуманным действиям администрации города с их помощью удается решать широкий круг вопросов местного значения, начиная от тепло- и водоснабжения, водоотведения и заканчивая благоустройством, транспортом, коммунальным хозяйством.
Система управления МУПами в Хабаровске включает планирование их финансово-хозяйственной деятельности посредством установки контрольных по объемам, издержкам, производительности труда заданий. Утверждаются нормативы фонда оплаты труда, численности работников. Процесс стимулирования труда осуществляется в зависимости от конечного результата — действует прогрессивная система показателей, влияющих на размер премиальных выплат.
На особом контроле состояние платежной дисциплины в муниципальном секторе экономики. Главный принцип успешного хозяйствования включает поиск дополнительных источников доходов, в том числе от оказания услуг сторонним организациям, модернизации основных фондов, применения новых инновационных технологий.
Муниципальный производственный сектор экономики Хабаровска представлен 18 муниципальными унитарными предприятиями в сферах жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, коммунальной энергетики, строительства и транспорта (рисунок 1). Общая сумма активов этих предприятий составляет более 25 миллиардов рублей, их эффективное использование способствует ежегодному приросту объемов производимых работ (услуг) на 3–5%. Кроме того, отдельные муниципальные предприятия получают дополнительные доходы от участия в аукционах на проведение работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ.
Важной составляющей эффективного управления муниципальными унитарными предприятиями является тарифное регулирование, которое направлено на защиту потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов). В городе на социально значимые услуги — бань и прачечных, ритуальные, содержание муниципального жилищного фонда и т. д. — установлены четкие тарифы. И ни для кого не секрет, что коммерческие организации города, оказывающие подобные услуги, при установлении их стоимости в первую очередь анализируют тарифы муниципальных предприятий. Размер тарифов находится на постоянном контроле администрации города, их рост не превышает уровня инфляции на соответствующий период регулирования. Постоянно осуществляем мониторинг тарифов в других городах Дальнего Востока.
Все это позволило отраслям муниципального сектора экономики успешно решить поставленную майскими указами Президента РФ задачу по увеличению производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. В Хабаровске уже по итогам 2017 года производительность труда выросла в 1,9 раза, то есть мы досрочно выполнили данный показатель.
Но город на этом не останавливается. Продолжается работа по обеспечению стабильного функционирования муниципальных предприятий жизнеобеспечения города. Тем более что в соответствии с новым майским указом Президента РФ № 204 перед муниципальными предприятиями поставлена задача по достижению роста производительности труда не ниже 5% в год.
Предприятия сферы благоустройства продолжают участвовать в федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Это позволяет с уверенностью утверждать, что к началу 2025 году не менее 85% автомобильных дорог (еще один целевой показатель указа № 204) Хабаровской городской агломерации будут соответствовать нормативным требованиям.
О реформировании муниципальных предприятий
В конце 2018 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона, предполагающего установление запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий. Разработанный Федеральной антимонопольной службой законопроект вводит запрет на создание новых унитарных предприятий, а также полную реорганизацию существующих в иные формы хозяйствования в течение двух лет. Исключение составляют унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сферах естественных монополий и по обеспечению обороны и безопасности страны.
Не дожидаясь принятия законопроекта в окончательном чтении, в администрации города была сформирована рабочая группа по разработке мероприятий, направленных на реформирование муниципального сектора экономики. В результате проведенного комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Хабаровска и SWOT-анализа[1] организационно-правовых форм принято решение преобразовать муниципальные унитарные предприятия «Север», «Восток», «Южное» в муниципальные бюджетные учреждения (рисунок 2).
Основным источником доходов этих трех предприятий изначально являются средства городского бюджета, полученные по контрактам на содержание автомобильных дорог и объектов благоустройства. И при их преобразовании в бюджетные учреждения значительно повысится эффективность и качество использования финансовых ресурсов, так как для каждого учреждения будет ежегодно формироваться и устанавливаться муниципальное задание.
Во втором полугодии 2019 года первым будет реорганизовано МУП «Север», за ним, в 2020 году, — «Восток» и «Южное». Реорганизацию остальных муниципальных предприятий предполагается начать после принятия изменений в федеральное законодательство. Основными организационно-правовыми формами реорганизации определены акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и бюджетные учреждения.
[1] SWOT-анализ — метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории — сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.