XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Быть хозяином на земле

Сергей Владимирович СКРЯБИН, заместитель главы Администрации Тоцкого района Оренбургской области по финансовым и экономическим вопросам — руководитель финансового отдела

Как известно, низкий объем собственных доходов местных бюджетов — больная тема для многих муниципалитетов. В Тоцком районе для решения этой проблемы используют потенциал земельного налога и арендной платы за землю.

Вовлечение в оборот

65.png
Центр с. Тоцкое

Для обеспечения устойчивости бюджета Администрация Тоцкого района утвердила план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов на 2017–2020 годы. Одним из пунктов плана является вовлечение объектов недвижимости, включая земельные участки, в налоговый оборот. Данное направление работы подразумевает:

уточнение сведений об объектах недвижимости;

актуализацию результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

предоставление сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости в рамках информационного обмена;

проведение муниципального земельного контроля;

выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению;

содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическим лицам.

Другим важным направлением работы в этой сфере является оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность и заключение договоров на их аренду. Так, с 2017 года по настоящее время в муниципальную собственность сельских поселений оформлено 1143 земельных доли площадью 18793,23 гектара, заключено 109 договоров аренды земельных участков площадью 11149,72 гектара. В результате поступление арендной платы за землю выросло в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 2,78 миллиона рублей. В 2019 году сельскими поселениями планируется признать право собственности на 226 земельных долей общей площадью 4108,4 гектара с последующей передачей землепользователям.

Проблемы при оформлении

Однако при оформлении невостребованных земельных паев возникает немало проблем. Перечислю лишь основные:

ошибки в решениях суда (при написании ФИО или указании кадастровых номеров);

долгий процесс прекращения права частной собственности и признания права муниципальной собственности;

недостаточное количество сельскохозяйственных угодий, пригодных для использования.

Множество трудностей сопровождают и процесс оформления прав на землю. Среди них:

отсутствие (либо неполнота) первичных документов, помарки и исправления в них, отсутствие оригиналов;

необходимость проведения землеустроительных работ, которые требуют дополнительных затрат;

отказ физлиц, признанных наследниками по решению суда, от оформления земельных долей;

необходимость согласования границ земельного участка со смежными землепользователями;

необходимость получения кадастрового паспорта на землю;

наличие сторонних собственников земельного участка;

специальные режимы землепользования (охранные зоны, защитные полосы), ограничивающие приобретение и использование недвижимости;

наличие обременения;

отчуждение части земельного участка, что влечет изменение его площади.

Нередко при проведении сделок с недвижимостью правообладатели сталкиваются с необходимостью повторного или дополнительного оформления земельных правоотношений, так как в свое время документы не были составлены должным образом. Дело в том, что в 1990-е годы земельные участки предоставлялись собственникам в ускоренном порядке и в государственную базу данных полноценные сведения о них не вносились. В частности, не указывались точные границы.

Зачастую оформление земельных отношений приходится начинать с формирования земельного участка, занятого объектами недвижимости, и постановки его на государственный кадастровый учет. А это, как и внесение изменений в кадастровые сведения, происходит только на основании межевого плана.

Земельные участки многодетным

Существуют также проблемы с бесплатным предоставлением земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей. Чаще всего они возникают из-за отсутствия средств на оформление и постановку земельного участка на кадастровый учет, обеспечение его инженерной инфраструктурой. Частично эту проблему могла бы решить Федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2020 годы)». В ней предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование проведения комплексных кадастровых работ. Но необходимым условием для этого является наличие утвержденного проекта межевания территории, что опять же требует денежных затрат.

В связи с указанными проблемами в региональный закон внесены изменения. И теперь многодетные семьи в Оренбуржье будут иметь право выбора: получить участок земли под строительство или единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий.

Земли Минобороны

Еще один блок проблем — передача в муниципальную собственность земельных участков Министерства обороны, находящихся в жилой зоне под гаражами поселка Тоцкое-Второе. Администрация Зареченского сельсовета Тоцкого района подготовила обращение в ТУИО Минобороны России об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с последующей передачей их в муниципальную собственность.

Решение данной задачи приведет к пополнению муниципального бюджета за счет земельного налога, налога на недвижимость и арендной платы. Выкупная цена 6 гектаров — 27 миллионов рублей, поступления земельного налога обеспечат бюджету 130 тысяч рублей.

Муниципальный земельный контроль

В 2020 году сельские советы района продолжат осуществлять муниципальный земельный контроль для выявления:

самовольного занятия земельных участков;

использования земельных участков без оформленных в установленном порядке документов;

использования земельных участков не в соответствии с установленным видом разрешенного использования;

неиспользования земельных участков;

невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

За выявленные нарушения на граждан, должностных и юридических лиц налагаются административные штрафы, что также приводит к пополнению муниципального бюджета.

И, наконец, на территории Тоцкого района находятся 32 гидротехнических сооружения (ГТС), которые включены в реестр ГТС Западно-Уральского управления Ростехнадзора по Оренбургской области. 12 из них находятся в собственности муниципальных образований, 3 — на завершающей стадии оформления в собственность, 2 — поставлены на кадастровый учет. На 15 ГТС готовятся документы о постановке их на учет как бесхозных, 5 из них планируется списать, 10 в последующем все же будут оформлены в муниципальную собственность.