Основа эффективности — программно-целевое планирование
О бюджетной политике Бузулука, об увеличении доходов и оптимизации расходов, а также о том, как работают каналы обратной связи с населением, мы поговорили с Александром Викторовичем ОГОРОДНИКОВЫМ, заместителем главы администрации города — начальником Финансового управления.
— Александр Викторович, вас мне тоже первым делом хочется спросить о секретах победы в XII Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».
— Мы с 2009 года являемся постоянными участниками этого конкурса, дважды, в 2009-м и 2014-м, становились призерами. Совместно с администрацией города, городским Советом депутатов старались делать «работу над ошибками», с каждым годом улучшая свои показатели. И вот — победили!
Конечно же, это было бы невозможно без коллектива профессионалов. Большинство сотрудников Финансового управления являются выпускниками Бузулукского финансово-экономического колледжа — филиала Финансового университета при Правительстве РФ, учебного заведения, имеющего славные традиции в подготовке финансистов.
— С 1994 по 2014 год вы работали в органах Федерального казначейства, пройдя путь от казначея отдела доходов до заместителя начальника отдела № 3 УФК по Оренбургской области. Начальником Финансового управления Администрации города Бузулука вы стали в 2014-м, а с февраля 2019-го назначены на должность заместителя главы администрации города. Что из опыта работы в казначействе особенно полезно вам на этом посту?
— Опыт работы в системе Федерального казначейства очень пригодился, так как в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса у нас казначейская система исполнения бюджетов, и с 2001 года бюджет города Бузулука находится на полном кассовом обслуживании в отделе № 3 УФК по Оренбургской области. Я непосредственно занимался санкционированием расходов городского бюджета, ведением лицевых счетов ГРБС, ПБС, участвовал в работе по переходу на юридически значимый электронный документооборот с участниками и неучастниками бюджетного процесса. При внедрении 83‑ФЗ мы также были пионерами в открытии лицевых счетов автономным и бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.
— Каковы основные положения бюджетной политики Бузулука?
— С 2012 года у нас реализуется программа «Управление муниципальными финансами города Бузулука», которая направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города. Основой эффективности является программно-целевое планирование бюджета, предполагающее четкое определение проблем, формирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на реализацию всех задач, стоящих перед муниципалитетом. Доля программных расходов города составляет 99,4 процента.
В условиях ограниченности собственных источников доходов решением задачи привлечения дополнительных средств является участие в федеральных и региональных программах. Основное условие такого участия — софинансирование расходов. В 2018 году, изыскав в бюджете города 14 миллионов рублей на выполнение условий софинансирования, мы дополнительно получили из областного бюджета 99 миллионов. В 2019 году на таких же условиях привлечены средства из областного бюджета в сумме 257 миллионов рублей.
Необходимым условием эффективного управления муниципальными финансами является определение приоритетов направления расходов, прежде всего выполнение указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204. Как и в большинстве муниципальных образований, более 70 процентов расходов бюджета города идет на содержание учреждений и мероприятия социальной сферы.
— Расскажите подробнее о мероприятиях, направленных на увеличение доходов и оптимизацию расходов бюджета города.
— На территории Бузулука работают две комиссии, заседания которых проходят не реже одного раза в квартал. Комиссия по труду и финансово-экономическому состоянию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматривает вопросы погашения задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, страховых взносов, выплат заработной платы ниже среднеотраслевого и минимального размера оплаты труда, получения муниципальными унитарными предприятиями по итогам отчетного года убытков, неформальной занятости. По результатам работы комиссии в 2018 году погашена задолженность перед бюджетом города на сумму 11,5 миллиона рублей.
Вторая комиссия рассматривает вопросы погашения задолженности по арендной плате за земельные участки. По итогам ее работы за 2018 год погашена задолженность перед бюджетом города на сумму 0,3 миллиона рублей. Кроме того, в рамках земельного контроля проводятся мероприятия по выявлению земельных участков без надлежащего оформления, на которых расположены объекты недвижимости. По итогам 2018 года предъявлена сумма неосновательного обогащения — 0,6 миллиона рублей, из нее взыскано в бюджет города 0,5 миллиона рублей. Мерами принудительного взыскания платежей (иски в суд, претензии) обеспечено поступление платежей в бюджет города на общую сумму 4,1 миллиона рублей.
Что касается контроля за поступлением неналоговых доходов, то здесь у нас на достаточно хорошем уровне работают главные администраторы доходов бюджета — функциональные подразделения администрации города. Изыскивая новые источники поступления неналоговых доходов в бюджет города, в 2017 году Финансовое управление совместно с главными администраторами доходов организовало работу по выявлению незаконно размещенных на территории города нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций. В результате доходы бюджета города за 2017 год увеличились на 0,7 миллиона рублей.
В настоящее время мы занимаемся инвентаризацией плательщиков — берем отдельную улицу города, выявляем всех юридических лиц, имеющих юридический адрес по данной улице, и, используя ежемесячную информацию от УФК по Оренбургской области о поступлениях платежей в бюджет города, формируем сведения о суммах фактических платежей по каждому плательщику. Перечень плательщиков, имеющих нулевую сумму платежей, передаем в налоговый орган для дальнейшего принятия решений, находящихся в его компетенции.
Что касается расходной части бюджета, то одним из методов повышения ее эффективности являются мероприятия по оптимизации сети, штатов учреждений, нормированию их расходов. Бузулук на протяжении последних лет подписывает соглашение с Министерством финансов Оренбургской области, в котором определены показатели штатной численности учреждений, средней заработной платы работников, поименованных в майских указах президента.
Кроме того, отдельным приложением к решению о бюджете города утверждаются первоочередные расходы местного бюджета (расходы на оплату труда с начислениями, коммунальные расходы). В рамках принятых соглашений в течение 2017–2018 годов проведена оптимизация сети дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Реорганизовано (путем объединения двух учреждений в одно) восемь учреждений образования. Сумма экономии составила 2,3 миллиона рублей.
— С 1 апреля 2018 года на официальном сайте Администрации Бузулука работает сервис двусторонней связи — форум по бюджетным вопросам, где жители города могут принять участие в обсуждении проектов документов или задать вопрос по значимым для города направлениям. Насколько активно бузулучане пользуются этой возможностью? Какие вопросы задают?
— Действительно, в Бузулуке организовано даже два вида обратной связи с гражданами: форум по бюджетной тематике и интерактивный бюджет для граждан. Чаще всего население интересуют вопросы, касающиеся благоустройства придомовых территорий, строительства детских игровых и спортивных площадок, обеспечения жильем детей-сирот и предоставления жилья молодым семьям. Ну и, конечно же, ремонт дорог.
Одним из способов решения этих проблем является реализация проекта «Народный бюджет». Он действует у нас с 2016 года, и за этот период в городе было оборудовано семь детских игровых и одна спортивная площадка, заасфальтирована дворовая территория. Общая сумма расходов — более 4 миллионов рублей за три года. Граждане активно участвовали в софинансировании данного проекта, их вклад составил около шести процентов.
Подготовила В. И. МААНДИ