Пути увеличения собственных доходов городского бюджета
Андрей Аркадьевич ДАНЦ, заместитель мэра — директор Департамента финансов мэрии города Ярославля
Поиск механизмов повышения налоговых и неналоговых доходов городского бюджета в условиях финансовой необеспеченности расходных обязательств — одна из приоритетных задач мэрии Ярославля. Ресурсы пополнения казны город видит в повышении эффективности использования земли и имущества и улучшении качества работы с ФОИВ.
В целях увеличения доходного потенциала местного бюджета постановлением мэрии Ярославля от 16 апреля 2018 года № 586 утвержден План мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета города на 2018–2020 годы. Им предусмотрена реализация 30 мероприятий, агрегированных по трем разделам:
1) увеличение налоговых доходов;
2) увеличение неналоговых доходов;
3) повышение эффективности использования земельно-имущественного комплекса города.
Ежегодный экономический эффект от реализации мероприятий плана оценивается в размере порядка 4–5% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджета города. Для достижения наилучшего результата к работе подключены все структурные подразделения мэрии.
Взаимодействие с ФОИВ
Особое внимание при реализации мероприятий уделено активизации взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (рисунок 1). Так, в рамках взаимодействия с налоговыми органами принимаются меры, направленные на выявление:
-
иногородних организаций, заключивших муниципальные контракты для выполнения работ на период более одного месяца, в целях проведения мероприятий по постановке их на налоговый учет по месту осуществления деятельности;
-
земельных участков, в отношении которых применяется ставка земельного налога, не соответствующая фактическому виду использования земельного участка;
-
организаций с признаками выплаты серой заработной платы. Их руководителей приглашаем на заседания межведомственной группы по мониторингу ситуации по отдельным вопросам в сфере занятости в городе для выяснения обстоятельств и принятия решений;
-
предпринимателей, не состоящих на налоговом учете. В налоговые органы направляем списки арендаторов торговых мест на муниципальных рынках для проведения контрольных мероприятий.
В рамках взаимодействия со службой судебных приставов проводим совместные рейды к должникам по арендным платежам за земельные участки и муниципальное имущество. Также инициируются меры воздействия на должников в виде привлечения руководителя организации-должника к уголовной ответственности, направления ходатайств о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации, о запросе в кредитные учреждения о наличии расчетных счетов и в регистрирующие органы для установления имущественного положения должника, ареста права аренды земельного участка по действующим договорам. На постоянной основе между органами местного самоуправления и службой судебных приставов осуществляется обмен информацией о ходе исполнительного производства в целях оперативного принятия полного комплекса мер принудительного взыскания задолженности по неналоговым платежам в бюджет города.
Повышение доходов от использования земли и имущества
Основной предпосылкой повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса города является максимальное и полномерное вовлечение объектов недвижимости в гражданский, налоговый и хозяйственный оборот (рисунок 2). Для выполнения поставленных задач по данному направлению деятельности было принято решение о создании в одном из структурных подразделений мэрии сектора по повышению эффективности использования земельно-имущественного комплекса города. Основные направления проводимых специалистами сектора мероприятий:
-
консолидация и анализ данных об объектах недвижимости на территории города в целях уточнения сведений о земельных участках и объектах капитального строительства в информационных базах регионального Управления Росреестра и УФНС по Ярославской области;
-
выявление несоответствия сведений о земельных участках и расположенных на них объектах капитального строительства с целью вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимости, выпадающих из него в связи с отсутствием полноценных и достоверных сведений в Едином государственном реестре недвижимости;
-
выявление земельных участков, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке;
-
участие в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области; участие в судебных заседаниях в целях минимизации потерь городского бюджета при реализации физическими и юридическими лицами права на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также обжалование в судебном порядке результатов решений вышеуказанной комиссии;
-
организация консультаций для граждан в целях повышения уровня их осведомленности об обязанности осуществления в установленном законодательством порядке государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты недвижимости и уплаты имущественных налогов.
Кроме того, в рамках муниципального земельного контроля активизирована работа по установлению фактов использования земельных участков без правоустанавливающих документов. В Ярославле проводятся мероприятия по взысканию средств за неосновательное обогащение в результате такого использования муниципального имущества. В городе систематизирована работа по выявлению фактов использования земельных участков не по целевому назначению.
Для достижения максимального эффекта от принимаемого комплекса мер проведена аэрофотосъемка территории города. Ее результаты позволили получить актуальные сведения об объектах недвижимости, также они используются при подготовке доказательной базы по выявленным фактам неправомерного использования земельных участков. Кроме того, в целях повышения эффективности и качества проводимых проверок в рамках муниципального земельного контроля соответствующие службы города были оснащены специальными техническими средствами — геодезическими приемниками.
Проведенная мэрией Ярославля работа по увеличению доходной базы городского бюджета обеспечила в 2018 году порядка пяти процентов поступлений от общего объема налоговых и неналоговых доходов. В текущем году работа по данным направлениям продолжается, в том числе и с учетом применения методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, способствующих увеличению доходной базы бюджетов регионов и муниципальных образований, разработанных в прошлом году Министерством финансов РФ.