XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Нужно использовать нестандартные подходы

О системных проблемах города Шахты, способах их решения, индивидуальных подходах к каждому инвестору и работе по увеличению доходной базы бюджета нам рассказал глава Администрации города Шахты Андрей Владимирович КОВАЛЁВ.

— Андрей Владимирович, в своем обращении к жителям города Шахты, опубликованном на официальном сайте муниципалитета, вы говорите о том, что ситуацию во многих сферах жизнедеятельности города необходимо менять. Какие основные проблемы вы видите? Как планируете их решать?

— Проблем, требующих решений, в городе действительно немало. Наверняка читатели вашего издания знают о чрезвычайной ситуации, произошедшей в городе в результате взрыва бытового газа. Погибли люди. Несколько семей лишились крова. До конца строительного сезона мы должны восстановить поврежденный дом. Расселить людей в благоустроенные квартиры. Чем вам не первоочередная проблема? Или банкротство предприятий группы компаний «ЕвроДон». Казалось бы хозяйствующий субъект, зарегистрированный не в нашем городе, но из почти трех тысяч работников 2,4 тысячи — шахтинцы. А значит, мы не можем не мониторить вопрос соблюдения их интересов при сокращении, не содействовать в последующем трудоустройстве. Приведенные примеры, конечно, из разряда форс-мажорных ситуаций. Системная же проблема — это инфраструктура. Город Шахты исторически сформирован из шахтерских поселений, поэтому имеет ярко выраженное поселковое территориальное формирование, вследствие этого — протяженную коммунальную и транспортную инфраструктуру. Большая часть входящих в нее объектов, была построена еще в бытность угольных предприятий, поэтому очень высок уровень износа дорог, водопровода, канализации. Для комфортного проживания горожан, развития жилищного строительства, привлечения инвесторов инфраструктура подлежит ремонту, реконструкции, модернизации. Чем мы и занимаемся. Введены в эксплуатацию очистные сооружения в поселке Аютинском. Проложена канализация к поселку Майскому. Ведется капитальный ремонт улицы Маяковского — основной магистрали при въезде в город. Конечно, есть проекты и на перспективу.

— Пост главы Администрации вы заняли недавно. Когда новый человек приходит во власть, он свежим взглядом видит не только проблемы, которые, быть может, не видели его предшественники, но и новые возможности. В чем, по вашему мнению, потенциал развития города?

— Власти города решают вопросы местного значения, общественность при этом берет на себя роль индикатора проблем. На мой взгляд, этого недостаточно. Сегодня существуют механизмы, с помощью которых общественные организации, объединения граждан, просто инициативные горожане могут не только подавать сигнал о необходимости решения того или иного вопроса, они могут способствовать практической реализации массы полезных мероприятий. Именно поэтому важнейшие для города вопросы мы решаем посредством публичных слушаний. Создали ресурсный центр для НКО, в стратегии города предусмотрели внедрение механизма инициативного бюджетирования. Это очень эффективный и полезный инструмент, который мы пока недостаточно активно используем. Уверен, что с его помощью мы активизируем участие общественных объединений в жизни города.

— Но все-таки наибольший потенциал имеет привлечение на территорию инвестиций. Инвестор же идет туда, где его не просто ждут, но и создают благоприятные условия. Какие нестандартные методы работы с инвестором вы используете?

— Позвольте немного покритиковать постановку вопроса. Дело в том, что в работе с инвестором нет стандартных методов. Просто потому, что каждый инвестор нестандартен. У меня масса примеров буквально анекдотичных. Работаем с инвестором, презентуем территорию, обосновываем выгоды доступностью сетей, наличием трудовых ресурсов. А инвестор совершенно незнаком с технологией угледобычи, и в его представлении каждый террикон имеет под собой такой же объем пустоты. Поэтому он прежде всего интересуется тем, как часто у нас случаются провалы и землетрясения. Такого поворота беседы заранее не предусмотришь, поскольку землетрясения для нас такая же экзотика, как для жителей европейской части России.

Бывают и другие ситуации. К примеру, один инвестор предъявил требования к уровню запыленности воздуха. Пришлось подыскивать площадку с максимальным удалением от наиболее оживленных транспортных магистралей, чуть ли не в экологически чистом районе. Словом, индивидуальный подход и ручное сопровождение на сегодняшний день остаются самыми эффективными способами работы с инвестором.

— А если говорить о наиболее значимых инвестиционных проектах, что вы назовете?

— Открытие любого производства в экономике, строительство любой спортивной площадки в социальной сфере — для кого-то может быть важнейшим, определяющим событием. Поэтому незначимых проектов для нас нет. А если говорить о самых масштабных, то это, конечно, реконструкция стадиона «Шахтер». Для города олимпийских чемпионов он своеобразный символ.

Масштабными проектами радуют нас и промышленные предприятия города. Не так давно запущены совершенно новые для города производства: биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки (ООО «ВОТЕРФОЛЛ ПРО») и изделий из полиэфирного волокна типа «спандекс» (ОП ООО «Авангард»). В текущем году ОАО «Шахтинская керамика» завершает реализацию сразу двух инвестиционных проектов, входивших в губернаторскую сотню. Проекты обеспечивают модернизацию производства и рост выпуска керамогранита. В настоящее время осуществляется сопровождение инвестиционного проекта, предусматривающего организацию нового производства в сфере легкой промышленности.

Мы не просто ждем, когда в город придет инвестор, мы сами активно используем различные возможности по его привлечению. Так, в частности, недавно приняли участие в конкурсе одной крупной российской компании по выбору территории для реализации нового проекта, связанного с информатизацией. До подведения итогов и объявления результатов не буду раскрывать всю информацию, но свои шансы на успех мы оцениваем как высокие.

— Андрей Владимирович, есть ли в муниципалитете потенциал для повышения доходов городского бюджета? Как организована работа по управлению муниципальным имуществом, включению в налогооблагаемую базу неучтенных объектов недвижимости?

— Увеличение доходной части бюджета является одной из приоритетных задач города. В этой связи вовлечение в налогооблагаемую базу неучтенных объектов недвижимости — это безусловный резерв для решения данной задачи. С учетом необходимости постоянного контроля и обработки больших массивов данных, касающихся сведений о правах, документах кадастрового учета, информации о налогообложении объектов, единственным способом организации эффективной работы является внедрение информационных систем, позволяющих в автоматизированном режиме производить комплексный анализ объектов. Следует отметить, что количество таких объектов измеряется сотнями тысяч, при этом они не находятся в статическом состоянии, в связи с чем ручная обработка данных практически невозможна.

В конце прошлого года внедрен программный продукт компании «Технокад», который помогает специалистам осуществлять массовые запросы сведений Росреестра, создавать локальные карты различных районов города и в кратчайшие сроки получать сведения о зарегистрированных правах. Это позволило начать работы по проведению укрупненного анализа отдельных территорий города.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и ищем новые способы эффективного управления имуществом. Совсем недавно Администрация города Шахты заключила соглашение о сотрудничестве с Фондом инвестиционного развития территорий. Ожидается, что благодаря этому взаимодействию будет создана ведомственная информационная система учета всего недвижимого имущества города, сведения о котором содержатся в государственных информационных системах, включая сведения о фактическом налогообложении объектов.

Следующий этап — организация совместной работы с правообладателями по дистанционному координированию неучтенных объектов с использованием беспилотных летательных аппаратов и включению полученных сведений в документы кадастрового учета. Конечная цель — актуализация налогооблагаемой базы в отношении объектов недвижимого имущества. Естественно, что достижение поставленной цели в условиях ограниченных кадровых ресурсов возможно только за счет внедрения современных информационных систем.

В отношении муниципального имущества единственно правильным считаю применение принципа максимальной эффективности его использования. Город должен владеть только тем имуществом, которое необходимо для обеспечения реализации полномочий органов МСУ. Неиспользуемое муниципальное имущество следует максимально вовлекать в хозяйственный оборот. Это касается как земельных участков, так и объектов недвижимости. Что касается последних, считаю, что оставлять объекты недвижимости про запас чревато необоснованными издержками местного бюджета на их содержание с риском их утраты в итоге. В связи с этим одной из задач в среднесрочной перспективе является полная приватизация не используемых муниципальным образованием объектов недвижимости.

Наращивание доходной части бюджета является одной из важных задач, стоящих перед администрацией города. Обязательства такого рода включены в Соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, заключенное с Министерством финансов Ростовской области. Мы ведем планомерную работу по укреплению доходной базы муниципального бюджета. С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета на территории города реализуется муниципальная программа «Управление муниципальными финансами». Одной из основных задач этой программы является принятие комплекса мер по увеличению налогового и неналогового потенциала города и сокращение недоимки.

Также на постоянной основе организовано взаимодействие с налоговым органом. Администрация города заключила долгосрочное соглашение о сотрудничестве с Межрайонной ИФНС России № 12 по Ростовской области, включающее в том числе план мероприятий по увеличению доходов консолидированного бюджета региона в части города Шахты и повышению эффективности налогового администрирования. Наряду с мероприятиями, направленными на стимулирование роста налогового потенциала, особое значение придается работе по сокращению задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Администрация города уделяет особое внимание вопросу просвещения населения в вопросах налогообложения. В июле этого года совместно с налоговым органом разработан и подписан план проведения мероприятий по информированию физических лиц по уплате имущественных налогов.

По итогам 2018 года в результате проведенной работы исполнение налоговых и неналоговых доходов составило 1,46 миллиарда рублей и превысило фактическое поступление доходов 2017 года на 91,1 миллиона рублей, или на 6,6 процента. В текущем году исполнение бюджета по собственным доходам составило 102,9 процента к аналогичному периоду прошлого года. Наблюдается положительная динамика и по сокращению недоимки. Проводимая работа дает свои плоды, за семь месяцев 2019 года недоимка по местным налогам снижена на 24,8 миллиона рублей.

— Как бы вы охарактеризовали долговую политику муниципального образования? В последнее время Шахты не привлекают коммерческих займов. Будут ли в этом случае у города средства на развитие?

— В самом деле город не привлекал бюджетных кредитов и кредитов от кредитных организаций на протяжении ряда лет. На текущую дату 2019 года долговые обязательства городского округа муниципального образования «Город Шахты» также отсутствуют.

В связи со значительным объемом привлеченных средств областного бюджета, в том числе на реконструкцию стадиона «Шахтер» и строительство двух школ, и необходимостью обеспечения софинансирования этих проектов из местного бюджета нам требуются дополнительные средства. В целях экономии бюджетных средств по расходам на обслуживание муниципального долга и для повышения устойчивости бюджета к возникновению кассового разрыва в текущем году Департамент финансов города Шахты заключил соглашение с региональным УФК о перечислении остатков средств, поступающих во временное распоряжение муниципальных казенных учреждений города, в бюджет муниципального образования, а также о последующем возврате этих денег.

Как всегда, хотелось бы сделать все и сразу, но, к сожалению, в средствах мы ограничены. Собственных ресурсов для решения всех проблем города недостаточно, поэтому до конца 2019 года с целью исполнения бюджетных обязательств мы все же планируем привлечение коммерческого кредита.