XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Время конкретных действий

— Евгения Юрьевна, в первую очередь поздравляем вас с избранием главой города Липецка. Чуть больше полугода назад вы взяли на себя сумасшедшую ответственность за беспокойное городское хозяйство. За это короткое время какие открытия и выводы вы успели для себя сделать?

— Главный вывод — власть должна быть ближе к людям. Поясню на примере. Год назад губернатор Липецкой области Игорь Георгиевич Артамонов создал сайт с функционалом сбора жалоб и предложений от жителей региона. Администрацию буквально захлестнул поток жалоб. Львиная доля пришлась на областной центр, самое проблемное направление — ЖКХ.

Перед муниципалитетом была поставлена задача не оставлять без внимания ни одно обращение. Но сразу всем помочь нельзя. У нас нет волшебной палочки, есть только весьма ограниченный бюджет и масса процедур, которые необходимо строго соблюдать. Поэтому было принято решение вместе с горожанами определять приоритеты, разделять задачи на срочные и стратегические. Главным критерием здесь является количество удовлетворенных жителей и уровень бедствия. И вы знаете, липчане, вникнув во все сложности, вместо обычной в таких случаях критики стали выдвигать конструктивные предложения.

— Вы пришли в аппарат из бизнеса. Сможете влить свежую кровь в муниципальное управление и сделать его более эффективным?

— Безусловно. Любое маркетинговое решение в бизнесе предварительно проверяется в ходе анализа и исследований. Лучшие советы по совершенствованию продукта дают потребители. Цена ошибки — упущенная прибыль и утраченное доверие акционеров. Все процессы — и в бизнесе, и в общественном секторе — имеют общие закономерности, только в органах власти цена ошибки гораздо выше — утраченное доверие людей. Чтобы этого не произошло, тем более нужно опираться на мнение жителей при принятии тех или иных управленческих решений.

У нас уже есть первые позитивные результаты по формированию комфортной городской среды. Широкие обсуждения проводились при разработке проектов реновации городских общественных пространств. К их реализации удалось привлечь бизнес. Сегодня завершены работы в Быхановом саду и первая очередь реконструкции парка Металлургов. Идет масштабная работа по благоустройству Нижнего парка, на очереди — набережная, Зеленый остров, центральный пляж, Каменный Лог. Эти объекты уникальны, они могут и должны стать настоящими центрами притяжения и для жителей области, и для ее гостей.

— Задачи, стоящие перед администрацией, вы говорите, поделены на срочные и стратегические. Как вы планируете их решать?

— С одной стороны, власть на местах находится под пристальным вниманием жителей, с другой — ее контролируют вышестоящие органы. Но по большому счету цель у всех одна — поднять качество жизни населения. На это направлены и нацпроекты, и те же жалобы на протечку в подвале.

В жизни любого российского города гораздо больше кейсов, чем можно почерпнуть на бизнес-тренингах и курсах по эффективному менеджменту. Однако применение инструментов из бизнеса, той же стратегии малых дел, помогает в решении как срочных, так и глобальных вопросов. Возьмем ЖКХ, как самую проблемную сферу. Мы проанализировали жалобы и обращения, поставили перед собой задачи и определили алгоритмы действий по их решению. Ключевым фактором в этом процессе является удовлетворенность потребителей, в нашем случае — жителей. Самый короткий и эффективный путь сделать их своими партнерами — включить механизм территориального общественного самоуправления.

— Сегодня ТОСы созданы во многих российских городах. Как развивается этот механизм в Липецке?

— Еще три месяца назад в нашем городе действовало всего 200 ТОСов. Для полумиллионного города это, конечно же, мало. Например, в Белгороде работает две тысячи ТОСов.

Решив развивать эту практику, мы прежде всего изучили опыт ряда российских регионов. Для того чтобы разбудить инициативу жителей, во всех районах города провели 36 конференций, в которых приняли участие старшие по домам, председатели ТОСов, активные жители, депутаты. На этих мероприятиях мы представили программу «перезагрузки» , их возможности, успешные примеры. Провели ранжирование проблем, волнующих жителей конкретной территории.

В сентябре состоялся масштабный форум ТОСов, на котором обсудили в том числе и меры поддержки ТОСов, перспективы их участия в действующих программах благоустройства. В рамках форума для всех участников были организованы тренинги и мастер-классы. Благодаря проделанной работе нам удалось, во-первых, сформировать профессиональное сообщество руководителей ТОСов, готовых взаимодействовать с властью и вовлекать жителей в коллективную работу, во-вторых, согласовать с активистами программу действий по благоустройству города.

— Каковы первые успехи территориального общественного самоуправления?

— В городе действует несколько программ благоустройства придомовых территорий. Причем не только около многоквартирных домов, но и общих территорий в частном секторе, а также небольших скверов и общественных пространств в каждом районе. В программе «Формирование современной городской среды Липецка» в этом году приняли участие жители 86 дворовых территорий многоквартирных домов. Для частного сектора в этом году запущена областная программа «Инициативное бюджетирование». Ее участниками стали жители 45 домов, где функционирует ТОС. Граждане вложили в реализацию проектов 1,2 миллиона рублей — это всего шесть процентов от общей стоимости благоустройства.

На протяжении многих лет мы проводим городской конкурс «Липецкий дворик». В последнее время он организуется в рамках реализации муниципальной программы «Липецк — мы вместе! на 2017–2022 годы». В текущем году в конкурс введены новые критерии для определения победителей, а именно: наличие ТОСа, готового дизайн-проекта или схемы благоустройства, участие в других программах, предусматривающих софинансирование, количество жителей, поддерживающих инициативу, проведение совместных мероприятий — субботников, праздников двора. В этом году победители получили по 50 тысяч рублей, в следующем планируем увеличить сумму до 100 тысяч.

— Как участие в проектах меняет отношение жителей к своим территориям?

— Если люди вложили свои деньги, часть работ выполнили своими руками, то они, конечно же, чувствуют себя вовлеченными в процесс и отношение ко всему происходящему совершенно иное. Появляется ответственность не только за свою квартиру, но и за свой двор. Практика показывает, что в таких дворах практически нет вандализма.

А еще участие в различных программах сплачивает жителей двора, поскольку они объединяются, чтобы выбрать и обсудить проект, контролировать работы. Для этого на каждой площадке, где реализуется проект, устанавливаем стенд с телефонами подрядчика, руководителя ТОСа или представителя администрации, который курирует данную работу. Если жители видят нарушения, они могут оперативно сообщить об этом. Введено и еще очень важное изменение — теперь старший по дому или представитель ТОСа подписывает акт приема. Все это позволило улучшить качество работ.

— Евгения Юрьевна, в ближайшее время вы будете впервые представлять бюджет города депутатам. Каким будет главный финансовый документ Липецка на 2020 год и плановый период?

— Во-первых, проект бюджета на следующие три года сохраняет социальную направленность. Более половины расходов запланировано на развитие социально-культурной сферы, зарплату работников подведомственных учреждений образования, культуры, спорта. Во-вторых, мы приложим максимум усилий для привлечения средств в рамках национальных и региональных программ.

Будет продолжена реализация четырех нацпроектов: «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография» и «Экология». Каждый проект нацелен на улучшение качества жизни конкретных липчан и городского сообщества в целом. Это и переселение из аварийного жилья, и благоустройство общественных пространств, и реконструкция городских дорог, и создание дополнительных ясельных мест, и возведение объектов спортивной инфраструктуры, рекультивация одного из полигонов ТБО и многое другое. Кроме того, будем поддерживать ТОСы и расширять программы по благоустройству дворов.

— Сформировать бюджет развития могут себе позволить далеко не все российские города. Каков в этом плане бюджет Липецка?

— Новый губернатор ставит задачу вывести Липецкую область на ведущие в России позиции, и столица региона в первую очередь должна соответствовать этим амбициозным целям. Поэтому бюджет на следующий год сформирован с учетом решения приоритетных, первоочередных проблем, а также поэтапной реализации планов на будущее.

Анализ нашей практики и опыта других муниципалитетов показывает, что источники для пополнения бюджета есть. Прежде всего это взаимодействие с бизнесом на основе муниципально-частного партнерства. У нас есть определенные трудности с внедрением механизмов концессии, но это не повод от него отказываться. Необходимо анализировать причины и разрабатывать меры по устранению барьеров. Также планируем мотивировать деловое сообщество на более активное участие в развитии города и повышение уровня социальной ответственности. Для мотивации готовы предусмотреть отдельные преференции. Параллельно будем активизировать работу по вовлечению в предпринимательство молодежи, легализации самозанятых граждан и выведению работодателей из серой зоны. Это еще один серьезный резерв пополнения бюджета.

— Липецк победил во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшее управление муниципальным долгом». За счет чего удалось одержать победу?

— В прошлом году Липецк смог сократить свой долг на десять процентов за счет досрочного погашения одного из кредитов. Данную практику будем продолжать. Она дает хорошие результаты, укрепляет репутацию муниципалитета и увеличивает наши шансы на участие в федеральных программах развития.

Другой приоритетной задачей в бюджетной политике города является наращивание потенциала собственных доходных источников, а также максимально эффективное использование земельных ресурсов и объектов, находящихся в муниципальной собственности. Вопрос по муниципальному долгу однозначно должен решаться в пользу бюджета развития. Для этого нужен баланс между консервативной политикой укрепления стабильности бюджета, эффективным выполнением нацпроектов и реализацией прорывных инициатив за счет участия в федеральных программах и привлечения внебюджетных источников.

— В СМИ вас окрестили «хрупкой женщиной с ядерным реактором внутри». Мы уверены, что у такой красивой, элегантной женщины, мамы шестерых детей, может быть только добрая и созидательная энергия. На решение какой проблемы вы направили бы свою энергию в первую очередь?

— На то, чтобы перевести диалог власти, бизнеса и населения из разговорного жанра в созидательное русло. Территории, не использующие возможности социальных сил, быстро теряют позиции в конкурентной борьбе за трудовые ресурсы и инвестиции. Люди предпочитают жить там, где комфортнее и интереснее, инвесторы охотнее вкладывает средства в те регионы, где созданы лучшие условия и есть перспективы. Несмотря на то что у нашего города имеется ряд существенных преимуществ в виде Новолипецкого металлургического комбината или особой экономической зоны, мы не имеем права терять время или совершать ошибки. Для Липецка наступает время конкретных действий.