XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Сочи — визитная карточка страны

— Интервью для декабрьского номера журнала «Бюджет» закономерно начать вопросом об исполнении бюджета города. Цифра доходов позволит встретить Новый год в хорошем настроении?

— Действительно, очередной бюджетный цикл подходит к своей завершающей фазе, и сегодня мы можем констатировать определенные успехи, имея в виду стабильную динамику мобилизации доходов в Сочи. Так, по итогам исполнения бюджета города за десять месяцев текущего финансового года сумма консолидированных поступлений по налоговым и неналоговым доходам составила 46,9 миллиарда рублей, а это на 16,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года (рисунок 1). В соответствии с нормами действующего законодательства из общей суммы налогов, собранных на территории Сочи за десять месяцев, в городском бюджете на исполнение собственных расходных полномочий аккумулировано порядка 6,6 миллиарда рублей, что на 410 миллионов больше, чем в прошлом году.

50-73_МСУ_12_20191.jpg

Безусловно, положительная динамика доходной части бюджета города не могла сложиться без совместных усилий и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и территориальных налоговых органов. Большой комплекс системных мероприятий, направленных в первую очередь на выявление и мобилизацию дополнительных резервов, позволил добиться столь заметных результатов.

— Власти города большое внимание уделяют проведению мероприятий по взысканию недоимки. Вы удовлетворены результатами этой работы?

— Вполне. По состоянию на 1 октября 2019 года недоимка по налоговым доходам в бюджет города составила 207,9 миллиона рублей, по сравнению с началом года она снизилась на 44 процента, или на 164,5 миллиона рублей. В том числе по имущественным налогам физических лиц — это транспортный налог, земельный налог и налог на имущество — недоимка по состоянию на 1 октября 2019 года была 130,3 миллиона рублей. Если сравнивать с началом года, то она снизилась на 52,1 процента, или на 142 миллиона рублей.

Особое внимание мы уделяем снижению неформальной занятости. За десять месяцев текущего года проведено семь заседаний городской межведомственной комиссии по охране труда. Мониторингом контрольных групп по выявлению неформальной занятости охвачены 621 организация и индивидуальные предприниматели. На заседания комиссий было приглашено 248 хозяйствующих субъектов. В результате проведенной работы заключено 8,056 тысячи трудовых договоров, дополнительная сумма доходов составила порядка 15 миллионов рублей.

Кроме того, в рамках мероприятий по выявлению дополнительных резервов консолидированного бюджета Краснодарского края в 2019 году на территории города действуют рабочие группы по обследованию хозяйствующих субъектов. За истекший период финансового года обследовано 224 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность в сфере торговли и общественного питания.

— Как бы вы охарактеризовали бюджетные параметры следующего года?

— Мы прогнозируем темп роста собственных налоговых и неналоговых доходов по так называемому оптимистично аккуратному сценарию — на три процента. Что касается расходов, то в приоритете, конечно, социальная сфера. Причем на ее развитие мы направляем порядка 60 процентов всех наших расходов.

В Сочи очень активно развиваются миграционные процессы. За последние годы желание россиян стать сочинцами увеличило численность постоянного населения города на девять процентов. Ежегодно количество школьников, садящихся за парты сочинских школ, увеличивается более чем на четыре тысячи человек. Создание дополнительных мест в образовательных организациях и планомерный уход от обучения в режиме второй смены — это те вызовы, которые Сочи принимает сегодня и будет решать в рамках бюджета следующего года.

В настоящее время ни одному муниципальному образованию не по силам самостоятельно справиться с такими затратными обязательствами, как строительство социальной инфраструктуры, и Сочи не исключение. Мы рассчитываем на поддержку вышестоящего бюджета. И с целью вхождения в соответствующие региональные целевые программы предусматриваем в бюджете будущего года свое долевое участие в софинансировании строительства пяти школ и пяти детских садов. Это позволит разгрузить имеющуюся социальную сеть города, увеличив ее на 3,1 тысячи дополнительных мест в школах и на 700 мест в детских садах.

Сегодня Сочи — это не только место отдыха более шести миллионов россиян, но и визитная карточка всей страны. Поскольку в Сочи традиционно проходит большое количество мероприятий международного уровня, власти города прикладывают огромные усилия, в том числе и финансовые, к созданию современной и комфортной городской среды. И по итогам оценки, впервые проведенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в 2019 году, Сочи признан лидером индекса качества городской среды в своей группе.

В будущие бюджетные периоды нам предстоит решать и традиционные для города, но не теряющие актуальности задачи по мобилизации доходов, дальнейшему развитию социальной инфраструктуры и созданию комфортной городской среды.

— В ноябре вы возглавили Ассоциацию курортных и туристических городов и об отечественной туристической отрасли, ее проблемах и трендах знаете все. Как повлияла на развитие Сочи, одного из лидеров курортной индустрии страны, Олимпиада и снизился ли туристический интерес к курорту в постолимпийский период?

— Сочи входит в тройку лучших курортов России. Анализ основных экономических показателей свидетельствует, что в последние годы санаторно-курортный и туристский комплекс нашего города стремительно развивается. Безусловно, реализация у нас олимпийского проекта дала новый толчок развитию и города, и курорта. Сочи получил не только современную городскую инфраструктуру, новые дороги, сети, спортивные объекты, но и более 40 новых гостиничных комплексов высокого уровня. Благодаря программе строительства олимпийских объектов существенно обновился и номерной фонд ранее существовавших объектов, а программы обучения персонала позволили вывести сервис в сочинских санаториях и отелях на принципиально иной, более высокий уровень, соответствующий международным стандартам.

50-73_МСУ_12_20194.jpg

Но и в постолимпийский период мы наблюдаем значительную динамику заинтересованности туристов в курортных возможностях Сочи. Анализ динамики турпотока за последние несколько лет показывает, что к 2018 году турпоток в город вырос более чем в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом (рисунок 2). И хочу отметить, что нам удается сохранить этот уровень даже в отсутствие таких крупных проектов, как Олимпиада и чемпионат мира по футболу.

50-73_МСУ_12_20195.jpg

В 2019 году гостей курорта принимают более двух тысяч объектов размещения общей емкостью свыше 80 тысяч номеров. С января по начало ноября текущего года город посетили более 5,7 миллиона гостей, из которых 3 миллиона — за три летних месяца, 1,5 миллиона человек — в зимний горнолыжный сезон. Среднегодовая заполняемость санаторно-курортного комплекса Сочи составила 76 процентов. Средний показатель заполняемости в летние месяцы — 91 процент.

— И как это отражается на бюджете города?

— За десять месяцев 2019 года за счет налоговых доходов от санаторно-курортной отрасли сочинский бюджет пополнился на 795,6 миллиона рублей, что составляет 18,7 процента от общей суммы поступлений в бюджет города (рисунок 3). Санаторно-курортная отрасль — вторая по значимости после сферы потребительского рынка и услуг. Темп роста поступлений налоговых доходов в бюджет города от нее за десять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 114,3 процента.

50-73_МСУ_12_20193.jpg

В соответствии с Законом № 214‑ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и региональным законом о введении курортного сбора на территории края за десять месяцев 2019 года в Сочи собрано 132,2 миллиона рублей курортного сбора. Эти средства будут направлены на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории города.

Особое внимание мы уделяем выявлению и постановке на налоговый учет хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по временному размещению гостей города. Так, за период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года мониторинговые группы выявили и поставили на налоговый учет 625 объектов временного размещения приезжих. Дополнительная сумма поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края по городу Сочи в результате проведенных мероприятий составила 26,6 миллиона рублей. Эта работа организована на постоянной основе, и благодаря ей мы рассчитываем вовлечь в доходную часть бюджета города дополнительные суммы поступлений.

50-73_МСУ_12_20192.jpg

— Завершим тему туризма блиц-вопросом. Назовите пять причин, по которым необходимо посетить Сочи.

— Горы, море, оздоровление, мероприятия, достопримечательности. Это наши конкурентные преимущества, и именно на них в стратегическом планировании развития курорта мы и сделали основной акцент.

— Сочи в 2019 году участвует в реализации нацпроектов по четырем направлениям стратегического развития: безопасные и качественные автомобильные дороги, демография, жилье и городская среда, образование. Из каких бюджетов и в каком объеме финансировалась эта деятельность в текущем году и что в городе успели сделать на эти деньги?

— На реализацию национальных проектов на территории Сочи в 2019 году за счет средств бюджетов всех уровней запланировано 1,06 миллиарда рублей. Из этой суммы на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено 830 миллионов рублей. На эти средства в текущем году отремонтировано 63 объекта дорожной сети протяженностью 83,7 километра. На реализацию этого нацпроекта в Сочинской агломерации средства будут направляться до 2025 года в таких же объемах ежегодно. На них в ближайшие пять лет будет отремонтировано и реконструировано 264,7 километра автомобильных дорог общего пользования.

— Какие сложности предвидите?

— Если говорить о проблемах реализации нацпроекта, то они связаны с совпадением сроков выполнения работ с летним курортным сезоном, когда количество транспортных средств на автомобильных дорогах города увеличивается в среднем на 40 процентов и существенно возрастает количество пешеходов. Но, несмотря на это, мы планируем завершить все ремонтные работы на автомобильных дорогах в установленные сроки.

В рамках национального проекта «Демография» в 2019 году будет завершено строительство детского сада № 7 в Хостинском районе города на 280 мест, из которых 80 мест предусмотрено для детей от трех месяцев до двух лет. Общий объем бюджетного финансирования по объекту составляет 87,3 миллиона рублей, в том числе средства федерального бюджета — 29,8 миллиона, краевого бюджета — 52,3 миллиона и бюджета города Сочи — более 5,2 миллиона.

В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» в 2019 году в Сочи реализуются мероприятия по благоустройству четырех общественных территорий с общим объемом финансирования 102,2 миллиона рублей. В настоящее время завершены работы по благоустройству общественной территории вдоль набережной реки Мацеста, выложены тротуары, устроены велодорожка и питьевые фонтаны, отреставрировано ограждение набережной реки, обустроено освещение парковой территории. До конца года будет завершено благоустройство еще трех общественных территорий. Кроме того, в этом году за счет внебюджетных источников было благоустроено 15 дополнительных общественных территорий во всех районах курорта.

С 2020 года в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019–2025 годы» в Сочи будут продолжены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. До 2025 года планируется переселить людей из 41 аварийного многоквартирного дома. Общий объем финансирования составит 718,2 миллиона рублей.

На реализацию национального проекта «Образование» в 2019 году предусмотрено 40,5 миллиона рублей: из средств федерального бюджета — 12,3 миллиона рублей, краевого — 25,8 миллиона, муниципального — 2,4 миллиона. Сейчас в городе обучаются 70 тысяч школьников, и цифра эта, как я уже упоминал, в последние годы динамично растет, поэтому реализация национального проекта для сочинцев крайне актуальна.

— Малое и среднее предпринимательство на местном уровне — один из основных доходных источников. Каков вклад бизнеса в казну города и как специфика города-курорта отражается на выборе предпринимателей — в каких сферах они чувствуют себя наиболее комфортно?

— В Сочи сегодня насчитывается 36 тысяч субъектов предпринимательства, прирост к 2018 году составляет 1,1 тысячи. Сочи — город-курорт, поэтому наибольшее количество предприятий занято в сфере оптовой и розничной торговли — более 12,3 тысячи субъектов, что составляет 35 процентов от общего числа хозяйствующих субъектов. В сфере гостиничного бизнеса и предоставления услуг общественного питания задействовано 4,1 тысячи субъектов, сдачи недвижимости в аренду — 3,5 тысячи, строительства — 3,4 тысячи, транспорта и связи — 2 тысячи, промышленности и сельского хозяйства — 1,6 тысячи.

Поступления в бюджет города доходов от сферы потребительского рынка и услуг за десять месяцев 2019 года составили 1,102 миллиарда рублей. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 113,9 процента. Данная отрасль обеспечивает 25,9 процента налоговых поступлений в бюджет города и по объему занимает первое место.

Мы понимаем, что создание условий для развития предпринимательства способствует повышению благосостояния населения, развитию экономики города и курорта в целом, мобилизуя доходы в бюджет. Поэтому городские власти используют все предусмотренные законодательством РФ инструменты и имеющиеся у муниципалитета ресурсы для поддержки предпринимательства. Это информационная, консультационная, финансовая, имущественная помощь, успешно реализуется муниципальная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сочи».

50-73_МСУ_12_20196.jpg