XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Решая судьбу ЖКХ, думать надо о людях

— Андрей Александрович, в интервью нашему журналу год назад вы говорили, что степень износа инженерных коммуникаций в районе превышает 60 процентов. Понятно, что за год кардинально ситуация поменяться не могла. Как вы охарактеризуете текущее положение дел в ЖКХ — это скорее реанимация или развитие?

— Однозначно развитие, но в том числе и методом реанимации! Ведь реанимация — это восстановление работоспособности. Некоторые объекты по моему поручению за последние три года реально были реанимированы. А развитие, потому что решения в части вложения средств в коммунальную инфраструктуру принимаются с учетом последующего сокращения затрат и повышения надежности работы оборудования. Например, строительство очистных сооружений в Сайгатине и Локосове приведет к сокращению бюджетных средств на вывоз сточных вод. Сейчас это очень затратное мероприятие — более 200 миллионов рублей за пять лет. И в то же время существенно сэкономит средства бюджета на рекультивацию земель после технологических разливов сточных вод и связанные с этим штрафные санкции.

Хочу подчеркнуть, что все мероприятия, которые ежегодно реализует наш муниципалитет, — это не хаотичное латание дыр, а планомерная работа, закрепленная стратегией развития района до 2030 года. Суммарно за период с 2016 по 2019 год в коммунальную инфраструктуру района мы направили 1,8 миллиарда рублей. Причем если в 2016 году это было 263 миллиона, то в 2019-м ожидаем общую сумму в 758 миллионов!

Так что отрасль, безусловно, развивается. И по-другому быть не может — район застраивается, растет, и коммунальную сферу нужно подтягивать до соответствующего уровня. Капитальные вложения в оборудование существенно меняют в лучшую сторону его технические характеристики, продлевают срок эксплуатации, повышают надежность и, как следствие, улучшают качество предоставляемых населению коммунальных услуг.

Конечно, немалую помощь в этой работе нам оказывает округ. Так, в адресную инвестиционную программу Югры включена реконструкция водоочистной станции в городском поселении Лянтор. Ранее этот объект мы полностью финансировали за счет бюджета района. Надеемся на помощь и софинансирование округа в строительстве очистных сооружений в сельском поселении Локосово и деревне Сайгатино. В госпрограмму включена и реконструкция водоочистной станции в городском поселении Федоровский. Все это говорит о том, что при должном отношении муниципалитета губернатор Югры Н. В. Комарова и правительство региона всегда готовы помочь в вопросах модернизации инженерной инфраструктуры. Главное, чтобы сам муниципалитет был заинтересован в этом. Хотя бы элементарно: в полном объеме и с надлежащим качеством осваивал выделяемые средства.

— Коммунальное хозяйство района является муниципальной собственностью?

— Да, вся коммунальная инфраструктура является муниципальной собственностью и на правах договоров хозяйственного ведения передана муниципальным предприятиям для эксплуатации и, соответственно, предоставления коммунальных услуг населению. Эту деятельность в настоящее время осуществляют четыре ресурсоснабжающих предприятия.

Самые проблемные поселения с точки зрения сосредоточения ветхого и аварийного жилфонда и сетей с большой степенью износа находятся в зоне деятельности МУП «ТО УТВиВ № 1». Важный штрих: это предприятие, являясь теплосетевой организацией, эксплуатирует не единую систему теплоснабжения, — она в каждом поселении обособленная. Поэтому рассуждать об эффективном радиусе теплоснабжения не приходится, работаем с тем, что есть. Из 13 поселений только три имеют канализационно-очистные сооружения, а это дополнительные затраты на транспортировку сточных вод. Водоочистные сооружения есть в каждом населенном пункте, работаем над повышением качества холодного водоснабжения.

— Насколько эффективно работают муниципальные предприятия, и в частности МУП «ТО УТВиВ № 1»?

— Лично для меня ключевым показателем эффективности деятельности всех наших ресурсоснабжающих предприятий является безаварийное прохождение отопительного периода. Мы живем в сложных климатических условиях. Плюс к этому высокий износ эксплуатируемого коммунального комплекса и нежелание нашего населения оплачивать потребленные коммунальные услуги. Все это усложняет работу коммунальщиков, но, несмотря ни на что, они обязаны обеспечивать бесперебойное предоставление коммунальных услуг.

Ежегодно деятельность ресурсоснабжающих предприятий района оценивается в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономразвития России. Там же закреплены критерии оценки. Так вот анализ деятельности наших предприятий показывает, что все они работают эффективно.

Что касается МУП «ТО УТВиВ № 1», то здесь оценка эффективности предприятия происходит ежемесячно путем проведения балансовых комиссий, за руководителем закреплена персональная ответственность за исполнение ключевых показателей эффективности деятельности. Директор мотивирован рублем: чем лучше работает предприятие, тем выше вероятность получения премии по итогам работы руководителя.

К слову сказать, полтора года назад предприятие отказалось от услуг аутсорсинга в части текущих и капитальных ремонтов коммунального оборудования. Сегодня получаем эффект в виде сокращения времени на устранение инцидентов. Раньше подрядчики просто ставили УТВиВ в очередь и для решения жизненно необходимых вопросов, например устранения подпора, могли ехать по трое суток! Сейчас эта проблема решается в считаные часы. Предприятие, как никогда, укомплектовано материалами и оборудованием, это позволяет не откладывать капремонт до летней ремонтной кампании, а проводить его сразу же (при благоприятных температурах).

Другой немаловажный аспект эффективности: УТВиВ № 1 — единственное на территории района предприятие, которое имеет инвестиционные программы как по тепло-, так и по водоснабжению и водоотведению. В этом году МУП прошло процедуру оспаривания определенных региональной службой тарифов и добилось установления экономически обоснованных ставок. При этом рост тарифов по теплоснабжению составил около 30 процентов, по водоснабжению — до 20 процентов, а по водоотведению в некоторых поселениях произошел двукратный рост. Население, однако, не ощутило этого повышения, так как оплачивает коммунальные услуги по льготным тарифам. Оплату выпадающих доходов взял на себя муниципалитет.

УТВиВ № 1 — единственное на территории района предприятие, которое имеет инвестиционные программы как по тепло-, так и по водоснабжению и водоотведению

В 2018 году УТВиВ № 1 впервые за последние десять лет выбралось из убыточного состояния и получило финансовый результат в размере 1,5 миллиона рублей. Это ли не итог эффективной, слаженной работы администрации и предприятия? При этом МУП не допускает просроченной задолженности за оплату топливно-энергетических ресурсов по району в целом. А этот вопрос стоит на контроле у губернатора Югры.

— В течение нескольких лет периодически поднимается вопрос о внедрении в коммунальной сфере Сургутского района механизма концессии. Были даже попытки передать ЖКХ в концессию. Почему этого не произошло?

— Впервые решение о передаче коммунального комплекса в концессию было принято в 2014 году. Первый конкурс состоялся в 2015-м. И очень хорошо, что его итоги были отменены, так как стоимость концессионного соглашения составляла всего 1 миллион рублей. И это при стоимости основных фондов предприятия более миллиарда рублей, да плюс ежегодные начисления за коммунальные услуги порядка миллиарда. Район рисковал потерять контроль над всей коммунальной инфраструктурой.

Последнее концессионное соглашение не состоялось, потому что потенциальный концессионер сделал акцент не на тех мероприятиях, которые планировал выполнить в целях повышения надежности и эффективности коммунального комплекса сам, а на тех, что должен реализовать район. Например, стопроцентный снос ветхого и аварийного жилья — в целях снижения сверхнормативных потерь. Мы же понимаем, что для этого муниципалитету нужны колоссальные средства, и это не ближайшая перспектива, а люди живут и нуждаются в тепле, воде, электричестве, канализации здесь и сейчас. Или предложение направить 380 миллионов рублей на установку приборов учета во всем жилфонде. Учитывая, что в Сургутском районе 65 процентов ветхого и аварийного жилья, обеспечить возмещение вложенных средств практически невозможно — это дополнительная финансовая нагрузка на граждан, а после сноса балков о каком возмещении в принципе можно говорить?

Финансовая модель предполагала в целях снижения нагрузки на население значительное увеличение отпуска тепловой энергии, хотя на практике происходит снижение потребления тепла, так как идет переселение граждан в дома с высокой энергоэффективностью. В результате могла возникнуть ситуация, когда выручка концессионера сложится ниже расчетной при сохранении заданных параметров расходов, а разница в соответствии с действующим законодательством должна быть компенсирована муниципалитетом. Кстати, факт завышения объемов полезного отпуска региональной службой по тарифам уже доказан нашим предприятием в Федеральной антимонопольной службе.

Количество мероприятий, которые предложил потенциальный концессионер, — 143, в то время как в инвестиционной программе Администрации Сургутского района их 191. При этом предложенная сумма инвестиций была выше на 200 миллионов рублей. Так, среднюю стоимость реконструкции одного километра сетей концессионер заложил на 5 миллионов рублей дороже по сравнению со стоимостью километра сетей по инвестпрограмме муниципалитета. Причем ни одна работа не подтверждалась локально-сметными расчетами — все укрупненно-ориентировочно. Существенные замечания у нас были и к самой финансовой модели.

— Целесообразно ли, на ваш взгляд, внедрять концессию в ЖКХ района в настоящий момент?

— Если говорить про зону ответственности УТВиВ, с учетом того сколько было сделано в районе за последние три года, — однозначно нецелесообразно, предприятию нужно планомерно двигаться вперед. Если вести речь про другие территории района, такой вариант не исключен.

Поясню: концессия — это форма партнерства, в нашем случае муниципалитета с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ — это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашения могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов. При этом партнер-инвестор обязуется вложить определенные средства в строительство или реконструкцию муниципального имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход. Безусловно, для района всегда будет интересен инвестор, который готов вкладываться, предлагать взаимовыгодные условия.

Тем не менее сегодня при передаче в концессию коммунальных систем существуют риски, связанные с тем, что, по сути, в законе о концессии закреплен переход имущества концессионеру и отсутствует механизм его возврата концеденту. Своего рода дорога в один конец. Это настораживает, потому что никто не застрахован от ситуаций, когда концессионер в одностороннем порядке прекратит исполнение договорных обязательств, и, учитывая, что по другому действующему закону муниципалитет обязан обеспечить население района коммунальными услугами, непонятно, каким законным образом можно повлиять на недобросовестного партнера. То есть существует риск потери управляемости. По моему мнению, при принятии решения о концессии в первую очередь нужно думать не об экономической составляющей, а о населении, чтобы оно не осталось без воды и тепла. Особенно зимой.

И еще один момент, на котором хотел бы остановить свое внимание. Концессионер интересен муниципалитету, если он готов вкладывать собственные средства. А если он планирует финансировать свою часть за счет коммерческого кредита, то в чем смысл такой модели? Почему муниципалитет сам не может реализовать ее? При этом появляется дополнительная прослойка в лице управляющей компании концессионера, которую надо содержать. Я считаю, что при должном отношении — а любой муниципалитет, как никто, заинтересован в этом — можно реализовать программу реконструкции и модернизации активов ЖКХ не хуже коммерческой организации, а концессионер — это именно коммерческая организация, главная цель которой — получение выгоды.

— Андрей Александрович, есть примеры успешных и неудачных практик концессий в вашем регионе?

— На территории нашего региона знаю один пример успешной концессии — это Когалым. Успешность этого соглашения обусловлена тем, что Когалым сам по себе — небольшой благополучный город, у которого отсутствуют проблемы с аварийным фондом, потому что его попросту нет. Они были первыми, и у них получилось. При этом что касается концессионера, то для него эта практика вряд ли была удачной, так как, взяв кредит на исполнение условий концессионного соглашения, предприятие-концессионер до сих пор не вернуло проценты.

Не очень получилось в другом муниципалитете, не буду называть его по этическим соображениям. Там теплоснабжение отдали одному концессионеру, водоснабжение и водоотведение — другому. И сейчас все наблюдают, как при прорыве сначала прибывает бригада тепловиков: раскопают траншею (а у нас все коммуникации уложены в одну траншею), посмотрят, что не их проблема, закопают и уедут. Приезжают другие и снова начинают копать! Ситуация там сложная, как бы не закончилась банкротством.

— Какие планы у Сургутского района в сфере ЖКХ на следующий год?

— Планы на следующий год грандиозные — это и перевод на сжиженный углеводородный газ котельных Ляминой, Сытомина и Высокого Мыса, и реконструкция центральных тепловых пунктов, ремонт сетей, котельного оборудования. Кстати, в планах работы капитального характера не только в зоне деятельности УТВиВ. В целом планируем в следующем году вложить в жилищно-коммунальный комплекс района около 500 миллионов рублей.

50-73_МСУ_12_20198.jpg