XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Талантливый человек не всегда удобен, но он всегда хороший сотрудник

— Татьяна Павловна, год близится к завершению. И сегодня уже можно говорить о предварительных итогах исполнения бюджета. Что вы можете сказать о доходах и расходах городского округа?

— Доходы бюджета муниципального образования мы планируем получить в сумме 1,06 миллиарда рублей, это 102 процента к плановым назначениям. Предварительные итоги исполнения расходов бюджета — 1,055 миллиарда рублей, или 99,5 процента к уточненному плану. Прирост к первоначально утвержденному бюджету составляет 149,2 миллиона рублей, или 16,5 процента, к уровню 2018 года — 167,6 миллиона рублей, или 18,9 процента.

Бюджет 2019 года традиционно исполнялся в программном формате. Охват программно-целевыми инструментами расходов местного бюджета по сравнению с 2018 годом увеличился на 0,5 процента и составил 99,6 процента. В этом году реализуется 13 муниципальных программ, объем расходов на их исполнение — 1,051 миллиарда рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составят расходы на социально-культурную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) — 70,2 процента, или 741,6 миллиона рублей. Если рассматривать расходы в разрезе отраслей, то наибольший удельный вес имеют финансовые потоки, направляемые в образование — 55,9 процента, национальную экономику — 10,3 процента, жилищно-коммунальное хозяйство — 9,7 процента. Бюджетные расходы на финансирование образования составят свыше 589 миллионов рублей. Расходы на национальную экономику — 108,6 миллиона рублей, из которых 98,2 миллиона — расходы дорожного фонда муниципального образования. На жилищно-коммунальное хозяйство округа планируется направить 102,4 миллиона рублей.

При исполнении бюджета мы ориентировались на экономические условия, в которых находились Оренбургская область и округ. Мы оперативно реагировали на происходящие события, проявляя сдержанность в расходах и усиливая собственную доходную базу, что позволило пережить уходящий год без особых потрясений.

50-73_МСУ_12_201913.jpg

— Какие ресурсы использовал муниципалитет, чтобы усилить собственную доходную базу?

— Близится к завершению кампания по сбору местных налогов. В этом году в Сорочинском городском округе впервые была организована работа мобильного офиса по сбору местных налогов в сельских населенных пунктах. График выездов мобильного офиса был заранее опубликован в местной газете. Так как не все жители городского округа получили уведомления на уплату местных налогов и не у всех есть доступ в личный кабинет налогоплательщика, мобильный офис стал очень посещаемым, и его работа дала положительный результат. Жители сельских населенных пунктов смогли задать вопросы налоговому инспектору, получить дубликат налогового уведомления и при необходимости заплатить налог через Сбербанк-онлайн.

Также в текущем году мы проводили регулярные совместные выездные рейды работников администрации, налоговой инспекции и центра занятости населения по вопросу легализации теневой занятости и недопущению выплаты заработной платы наемным работникам ниже минимального размера оплаты труда. Проводили рейды по проверке наличия контрольно-кассовой техники у водителей такси. Ужесточили контроль за поступлением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальных учреждений и их расходованием. Эти доходы не формируют местный бюджет, они напрямую поступают на лицевые счета бюджетных учреждений, но от того, сколько денег от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности соберут учреждения и на какие цели их потратят, напрямую зависит сохранность средств бюджета. Руководители бюджетных учреждений несут ответственность за поступление этих ресурсов и их расходование. Ежемесячно администраторы доходов представляют в Управление финансов отчет о запланированных и поступивших суммах доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и в случае невыполнения плана прилагают пояснительную записку о причинах этого и запланированных и принятых мерах по исправлению ситуации.

Ведем работу по введению на территории городского округа механизма самообложения, организуем работу по сбору средств в сельских населенных пунктах. В течение 2019 года во всех сельских населенных пунктах работники территориальных отделов и специалисты Администрации Сорочинского городского округа проводили разъяснительную работу о необходимости введения самообложения, использовании этого инструмента в качестве стимула для местных жителей привести свои населенные пункты в надлежащий вид. В результате в десяти населенных пунктах самообложение введено. В бюджете на 2020 год запланированы поступления по самообложению в размере 783 тысяч рублей.

Уделяем большое внимание деятельности по привлечению средств спонсоров. Спонсорство является важной частью поддержки при организации мероприятий в сфере образования, культуры, спорта и других областях. В 2018 году в бюджет Сорочинского городского округа поступили средства от спонсоров на общую сумму почти 20,62 миллиона рублей, за истекший период текущего года — 15,8 миллиона рублей.

Мы ищем и новые пути повышения доходов, одним из которых является инициативное бюджетирование. В 2019 году в Сорочинском городском округе реализовано восемь проектов инициативного бюджетирования на общую сумму 6,7 миллиона рублей. Средства местного бюджета составили 931 тысячу рублей, населения — 664,4 тысячи, спонсоров — 442,8 тысячи, областные субсидии — 4,65 миллиона рублей. Конкурсный отбор на 2020 год прошло десять проектов на общую сумму 7,78 миллиона рублей.

Дополнительным источником доходов бюджета Сорочинского городского округа, который мы активно используем в течение ряда лет, является участие в конкурсах, проектах и рейтингах, организуемых на региональном и федеральном уровнях. В 2018 году городской округ таким образом дополнительно привлек в бюджет в виде межбюджетных трансфертов 2,66 миллиона рублей, в 2019 году — 1,04 миллиона рублей.

Помимо вышеперечисленного муниципальное образование провело ряд мероприятий на перспективу, то есть получение доходов от них ожидается в следующем году либо в течение ряда лет. Среди таких мероприятий:

оценка эффективности установленного коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и увеличение индекса А на один пункт по всем видам предпринимательской деятельности. В результате принятия этого решения дополнительные доходы, ожидаемые к поступлению в 2019 году, оцениваются в размере 1,62 миллиона рублей, в 2020 году — в размере 809 тысяч рублей;

анализ поступления налога на имущество физических лиц от инвентаризационной стоимости, налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и увеличение ставки налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости с 0,1 процента до 0,2 процента в отношении объектов недвижимости, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ. В результате принятия данного решения дополнительные доходы, ожидаемые к поступлению в 2020 и последующих годах, оцениваются в размере 2,44 миллиона рублей.

— Что вы можете рассказать об использовании современных технологий и программ в работе финансового департамента?

— Наша современная жизнь немыслима без использования информационных технологий. Кажется, что если вдруг пропадет интернет, то вся жизнь остановится: не сможешь отправить поздравление через viber, не узнаешь о последних новостях, погоде и тому подобное. Как и в нашей повседневной жизни, компьютерные технологии вошли в сферу финансов по всем направлениям, хотя прошло совсем немного времени с того момента, когда большинство финансовых вычислений проводилось на счетах (1990 год).

В настоящий момент документооборот в Управлении финансов более чем на 90 процентов состоит из электронной корреспонденции и платежей. Отправка денежных средств занимает несколько минут, и в большинстве случаев на следующий день получатель видит деньги на своих счетах. Все сведения, которые касаются работы Управления финансов, поступают из различных подведомственных учреждений через электронную почту и различные специализированные программы (например, АС УРМ, Lotus Notes).

Сведения о бюджете с каждым годом становятся прозрачнее благодаря введению в эксплуатацию веб-сервиса «Электронный бюджет», на котором с помощью диаграмм, инфографики, видео- и аудиоконтента граждане могут узнать, откуда поступают и куда уходят денежные средства. Большая роль в работе Управления финансов отведена автоматизированной системе НПО «Криста» «АС Бюджет», где благодаря постоянно расширяемому функционалу (приобретение дополнительных модулей) идет вся работа по исполнению местного бюджета. Использование данных технологий вкупе с постоянным обучением сотрудников обеспечивает качественное и своевременное исполнение бюджета.

— Татьяна Павловна, но ведь качество работы финансового органа зависит не только от уровня информатизации бюджетного процесса. Большое значение имеет человеческий фактор. В этом году в номинации «Молодые профессионалы» Всероссийского конкурса Союза финансистов России «Финансовый старт» была отмечена сотрудница бюджетного отдела Управления финансов Администрации Сорочинского городского округа. Расскажите, пожалуйста, как вы работаете с молодыми кадрами?

— В своей работе я всегда придерживаюсь позиции: талантливый человек обычно имеет свое мнение, поэтому он не всегда удобен, но является хорошим, креативным сотрудником. Поэтому стараюсь прилагать максимум усилий, чтобы предоставлять своим коллегам возможности для роста и развития, выдвижения новых идей и претворения их в жизнь. В Управлении финансов работают очень грамотные специалисты, мне с ними легко и надежно, вместе мы делаем одно общее дело — служим общественным финансам.