XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Талантливый человек не всегда удобен, но он всегда хороший сотрудник

— Татьяна Павловна, год близится к завершению. И сегодня уже можно говорить о предварительных итогах исполнения бюджета. Что вы можете сказать о доходах и расходах городского округа?

— Доходы бюджета муниципального образования мы планируем получить в сумме 1,06 миллиарда рублей, это 102 процента к плановым назначениям. Предварительные итоги исполнения расходов бюджета — 1,055 миллиарда рублей, или 99,5 процента к уточненному плану. Прирост к первоначально утвержденному бюджету составляет 149,2 миллиона рублей, или 16,5 процента, к уровню 2018 года — 167,6 миллиона рублей, или 18,9 процента.

Бюджет 2019 года традиционно исполнялся в программном формате. Охват программно-целевыми инструментами расходов местного бюджета по сравнению с 2018 годом увеличился на 0,5 процента и составил 99,6 процента. В этом году реализуется 13 муниципальных программ, объем расходов на их исполнение — 1,051 миллиарда рублей.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составят расходы на социально-культурную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) — 70,2 процента, или 741,6 миллиона рублей. Если рассматривать расходы в разрезе отраслей, то наибольший удельный вес имеют финансовые потоки, направляемые в образование — 55,9 процента, национальную экономику — 10,3 процента, жилищно-коммунальное хозяйство — 9,7 процента. Бюджетные расходы на финансирование образования составят свыше 589 миллионов рублей. Расходы на национальную экономику — 108,6 миллиона рублей, из которых 98,2 миллиона — расходы дорожного фонда муниципального образования. На жилищно-коммунальное хозяйство округа планируется направить 102,4 миллиона рублей.

При исполнении бюджета мы ориентировались на экономические условия, в которых находились Оренбургская область и округ. Мы оперативно реагировали на происходящие события, проявляя сдержанность в расходах и усиливая собственную доходную базу, что позволило пережить уходящий год без особых потрясений.

50-73_МСУ_12_201913.jpg

— Какие ресурсы использовал муниципалитет, чтобы усилить собственную доходную базу?

— Близится к завершению кампания по сбору местных налогов. В этом году в Сорочинском городском округе впервые была организована работа мобильного офиса по сбору местных налогов в сельских населенных пунктах. График выездов мобильного офиса был заранее опубликован в местной газете. Так как не все жители городского округа получили уведомления на уплату местных налогов и не у всех есть доступ в личный кабинет налогоплательщика, мобильный офис стал очень посещаемым, и его работа дала положительный результат. Жители сельских населенных пунктов смогли задать вопросы налоговому инспектору, получить дубликат налогового уведомления и при необходимости заплатить налог через Сбербанк-онлайн.

Также в текущем году мы проводили регулярные совместные выездные рейды работников администрации, налоговой инспекции и центра занятости населения по вопросу легализации теневой занятости и недопущению выплаты заработной платы наемным работникам ниже минимального размера оплаты труда. Проводили рейды по проверке наличия контрольно-кассовой техники у водителей такси. Ужесточили контроль за поступлением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальных учреждений и их расходованием. Эти доходы не формируют местный бюджет, они напрямую поступают на лицевые счета бюджетных учреждений, но от того, сколько денег от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности соберут учреждения и на какие цели их потратят, напрямую зависит сохранность средств бюджета. Руководители бюджетных учреждений несут ответственность за поступление этих ресурсов и их расходование. Ежемесячно администраторы доходов представляют в Управление финансов отчет о запланированных и поступивших суммах доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и в случае невыполнения плана прилагают пояснительную записку о причинах этого и запланированных и принятых мерах по исправлению ситуации.

Ведем работу по введению на территории городского округа механизма самообложения, организуем работу по сбору средств в сельских населенных пунктах. В течение 2019 года во всех сельских населенных пунктах работники территориальных отделов и специалисты Администрации Сорочинского городского округа проводили разъяснительную работу о необходимости введения самообложения, использовании этого инструмента в качестве стимула для местных жителей привести свои населенные пункты в надлежащий вид. В результате в десяти населенных пунктах самообложение введено. В бюджете на 2020 год запланированы поступления по самообложению в размере 783 тысяч рублей.

Уделяем большое внимание деятельности по привлечению средств спонсоров. Спонсорство является важной частью поддержки при организации мероприятий в сфере образования, культуры, спорта и других областях. В 2018 году в бюджет Сорочинского городского округа поступили средства от спонсоров на общую сумму почти 20,62 миллиона рублей, за истекший период текущего года — 15,8 миллиона рублей.

Мы ищем и новые пути повышения доходов, одним из которых является инициативное бюджетирование. В 2019 году в Сорочинском городском округе реализовано восемь проектов инициативного бюджетирования на общую сумму 6,7 миллиона рублей. Средства местного бюджета составили 931 тысячу рублей, населения — 664,4 тысячи, спонсоров — 442,8 тысячи, областные субсидии — 4,65 миллиона рублей. Конкурсный отбор на 2020 год прошло десять проектов на общую сумму 7,78 миллиона рублей.

Дополнительным источником доходов бюджета Сорочинского городского округа, который мы активно используем в течение ряда лет, является участие в конкурсах, проектах и рейтингах, организуемых на региональном и федеральном уровнях. В 2018 году городской округ таким образом дополнительно привлек в бюджет в виде межбюджетных трансфертов 2,66 миллиона рублей, в 2019 году — 1,04 миллиона рублей.

Помимо вышеперечисленного муниципальное образование провело ряд мероприятий на перспективу, то есть получение доходов от них ожидается в следующем году либо в течение ряда лет. Среди таких мероприятий:

оценка эффективности установленного коэффициента К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и увеличение индекса А на один пункт по всем видам предпринимательской деятельности. В результате принятия этого решения дополнительные доходы, ожидаемые к поступлению в 2019 году, оцениваются в размере 1,62 миллиона рублей, в 2020 году — в размере 809 тысяч рублей;

анализ поступления налога на имущество физических лиц от инвентаризационной стоимости, налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и увеличение ставки налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости с 0,1 процента до 0,2 процента в отношении объектов недвижимости, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ. В результате принятия данного решения дополнительные доходы, ожидаемые к поступлению в 2020 и последующих годах, оцениваются в размере 2,44 миллиона рублей.

— Что вы можете рассказать об использовании современных технологий и программ в работе финансового департамента?

— Наша современная жизнь немыслима без использования информационных технологий. Кажется, что если вдруг пропадет интернет, то вся жизнь остановится: не сможешь отправить поздравление через viber, не узнаешь о последних новостях, погоде и тому подобное. Как и в нашей повседневной жизни, компьютерные технологии вошли в сферу финансов по всем направлениям, хотя прошло совсем немного времени с того момента, когда большинство финансовых вычислений проводилось на счетах (1990 год).

В настоящий момент документооборот в Управлении финансов более чем на 90 процентов состоит из электронной корреспонденции и платежей. Отправка денежных средств занимает несколько минут, и в большинстве случаев на следующий день получатель видит деньги на своих счетах. Все сведения, которые касаются работы Управления финансов, поступают из различных подведомственных учреждений через электронную почту и различные специализированные программы (например, АС УРМ, Lotus Notes).

Сведения о бюджете с каждым годом становятся прозрачнее благодаря введению в эксплуатацию веб-сервиса «Электронный бюджет», на котором с помощью диаграмм, инфографики, видео- и аудиоконтента граждане могут узнать, откуда поступают и куда уходят денежные средства. Большая роль в работе Управления финансов отведена автоматизированной системе НПО «Криста» «АС Бюджет», где благодаря постоянно расширяемому функционалу (приобретение дополнительных модулей) идет вся работа по исполнению местного бюджета. Использование данных технологий вкупе с постоянным обучением сотрудников обеспечивает качественное и своевременное исполнение бюджета.

— Татьяна Павловна, но ведь качество работы финансового органа зависит не только от уровня информатизации бюджетного процесса. Большое значение имеет человеческий фактор. В этом году в номинации «Молодые профессионалы» Всероссийского конкурса Союза финансистов России «Финансовый старт» была отмечена сотрудница бюджетного отдела Управления финансов Администрации Сорочинского городского округа. Расскажите, пожалуйста, как вы работаете с молодыми кадрами?

— В своей работе я всегда придерживаюсь позиции: талантливый человек обычно имеет свое мнение, поэтому он не всегда удобен, но является хорошим, креативным сотрудником. Поэтому стараюсь прилагать максимум усилий, чтобы предоставлять своим коллегам возможности для роста и развития, выдвижения новых идей и претворения их в жизнь. В Управлении финансов работают очень грамотные специалисты, мне с ними легко и надежно, вместе мы делаем одно общее дело — служим общественным финансам.