XV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XV Всероссийская Конференция

Централизация бюджетного учета продолжается

Централизация бюджетного учета продолжается

— Даниил Вадимович, в Архангельске в 2016 году был запущен проект по централизации бухгалтерского учета. В какой стадии реализации находится сегодня этот проект?

— Проект по централизации учета запущен нами с осени 2016 года в рамках глобальной работы по обеспечению устойчивости городского бюджета. Эта работа предусматривает комплекс мер, направленных на увеличение доходной части городского бюджета, повышение эффективности его расходов, совершенствование системы управления муниципальным долгом.

Площадкой для реализации проекта стало новое казенное учреждение «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» (МКУ «ЦБиЭО»). Учреждение создано с целью осуществления бухгалтерского и экономического обслуживания органов местного самоуправления, администрации города, казенных, бюджетных и автономных учреждений Архангельска. Передача учетных и экономических функций от муниципальных учреждений осуществляется в соответствии с графиком поэтапной централизации. В настоящее время на централизованный учет принято 100 муниципальных учреждений из 146 и восемь администраций территориальных округов, являющихся органами администрации города. В основе проекта по централизации бухгалтерских функций лежит в том числе комплексная автоматизация учетных процессов и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.

В 2018 году успешно внедрена и теперь используется единая система учета, построенная на основе облачных технологий. В единое защищенное облако сведены исходные учетные данные из информационных баз учреждений. При этом обеспечено документальное и цифровое разграничение полномочий и исключен повторный ввод данных, что позволяет значительно сократить время на осуществление операций.

66.png

С начала 2019 года между МКУ «ЦБиЭО» и обслуживаемыми учреждениями организован полный электронный документооборот, в том числе обмен персональными данными. Первичные учетные документы, отражающие факты хозяйственной жизни, формируются в виде электронных документов, что позволяет переводить в автоматизированный режим все операции по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности в соответствии с требованиями законодательства.

— Что собой представляет МКУ «ЦБиЭО»? Какова структура и штатная численность учреждения?

— Координатором процесса централизации и учредителем МКУ «ЦБиЭО» является Департамент финансов администрации города. В свою очередь, МКУ «ЦБиЭО» одновременно выступает как в роли бухгалтерской службы, так и в качестве технолога, выполняющего организационно-методическое и технологическое обеспечение ведения бухгалтерского учета.

В структуре МКУ «ЦБиЭО» созданы отраслевые отделы, которые в тесной связке работают с обслуживаемыми учреждениями и их учредителями по принципу подведомственности. Также в структуре учреждения есть подразделения, осуществляющие экономические функции и работу по планированию, учет платежей и банковских операций, информационно-техническое сопровождение и защиту информации. На сегодняшний день в МКУ «ЦБиЭО» трудятся 113 специалистов.

— Какие трудности, связанные с процессом перехода учреждений на централизованный учет, вам пришлось преодолевать?

— Централизация бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности — это достаточно сложный процесс для всех его участников, в ходе которого необходимо выстроить четкую систему взаимодействия МКУ «ЦБиЭО», органов-учредителей, руководителей учреждений, их работников и даже родителей обучающихся (если речь идет, например, о школах). Поэтому помимо решения основных задач МКУ «ЦБиЭО» много внимания уделяет взаимодействию с руководителями учреждений, работниками, в частности разъясняет вопросы по оплате труда.

При централизации учета в школах и детских садах усложняет работу наличие разных источников финансового обеспечения образовательных учреждений: за счет средств городского бюджета и за счет средств субвенции из областного бюджета. Их обслуживание, кстати, осуществляется на возмездной основе (оказания платных услуг) в соответствии с требованиями Федерального закона № 44‑ФЗ. Актуальной является и проблема дефицита на рынке труда города профессиональных бухгалтерских кадров, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы в бюджетной сфере.

67-1.png

— Одна из целей централизации учета — сокращение затрат на его ведение. Получили ли вы бюджетный эффект от реализации проекта?

— Начиная централизацию, мы поставили перед собой достаточно амбициозные и сложные задачи. И с этими задачами мы справляемся. Несмотря на то что процесс централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности не завершен, уже сейчас можно говорить о положительных результатах принятого решения. Централизованная модель ведения бухгалтерского учета позволила оптимизировать расходы городского бюджета, повысить прозрачность использования бюджетных средств и достоверность информации об их расходовании, что является очень значимым фактором при принятии любых управленческих решений. Также снизилось количество выявляемых проверяющими органами нарушений и, как следствие, штрафных санкций.

67-2.png

Экономия средств городского бюджета в связи с централизацией в 2017 году составила около 28 миллионов рублей, в 2018 году — порядка 77 миллионов рублей. Вместе с тем бюджетный эффект от централизации характеризуется не только экономией, но и, например, развитием приносящей доход деятельности учреждений, в том числе за счет унификации методологии расчета размера платы за услуги (работы), совершенствования системы безналичной оплаты услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями за плату.

Считаем, что сегодня мы заложили надежный фундамент для дальнейшего повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений города. В течение 2020–2021 годов на централизованную систему бухгалтерского учета и отчетности будут постепенно переведены оставшиеся 46 муниципальных учреждений.

Подготовила В. П. БЕСПАЛОВА