XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

АПК — стабильная основа экономики района

Экономика Ташлинского района Оренбургской области на протяжении последних лет имеет положительную динамику. Не случайно в конкурсе «За лучшее управление общественными финансами» район заслуженно стал обладателем диплома I степени. В статье представлен опыт управления муниципальными финансами района, на территории которого кроме сельскохозяйственных предприятий широко представлены компании, занимающиеся нефтедобычей и газоразведкой. Владимир Иванович СУСЛИКОВ, глава Ташлинского района


Основа экономики района

За прошедший год в консолидированный бюджет Ташлинского района поступило 812,7 миллиона рублей, из них налоговые и неналоговые доходы — 287,2 миллиона. Благодаря плательщикам нефтяной и геологоразведочной отраслей, а также работе районной комиссии по собираемости налогов, которая заставляла всех субподрядчиков нефтяной отрасли регистрироваться на нашей территории, бюджет района 2019 года был исполнен по доходам в части НДФЛ с ростом на 32% к первоначальному бюджету 2019 года.

Экономическая основа для развития района и пополнения бюджета — это предприятия и организации, работающие в сфере добычи нефти. Эти компании пришли на нашу территорию в 2018 году, наиболее крупными из них являются ООО «Сладково-Заречное», ООО «Орен-Ойл», ООО «СДО-Логистик» и ООО «Отрадное». В целом в районе работает 14 организаций сферы разработки и добычи нефти.

Кроме нефтедобычи в районе успешно работают и перечисляют налоги в бюджет сельскохозяйственные, газораспределительные и перерабатывающие предприятия. Это десять сельскохозяйственных организаций, девять организаций сферы газораспределения и транспортировки газа и один молокоперерабатывающий завод — ООО МПЗ Ташлинский.

Учитывая сложности с предприятиями нефтедобычи, на которых я остановлюсь дальше, основа стабильных поступлений доходов в бюджет для нас — это АПК. Ведущей отраслью агропромышленного комплекса является земледелие. Сельскохозяйственные организации обеспечивают поступление в консолидированный бюджет района 24% НДФЛ.

Проблемы

За счет полученных дополнительных доходов в прошлом году было решено много вопросов. Но у нас большая сеть бюджетных учреждений, и за один год все предписания и федеральные стандарты выполнить невозможно. В ситуации нестабильности финансово-экономических условий, поступлений налоговых доходов и постоянного изменения бюджетного законодательства реализация функций и полномочий местного самоуправления крайне осложнена.

Отдельной проблемой являются работающие на нашей земле мигрирующие налогоплательщики из нефтяной отрасли — это геологоразведочные предприятия и предприятия по бурению скважин, которые платят налоги менее года, а затем перемещаются в другой регион. Движение нестабильных налогоплательщиков и перевыполненный в связи с этим план по НДФЛ повлияли на уменьшение для нас дополнительного норматива по НДФЛ на 15,78%. В связи с этим объем собственных доходов района на 2020 год по отношению к 2019 году уменьшился на 40 миллионов рублей.

Как я уже упоминал, бюджетный сектор района очень большой — это 94 учреждения, в том числе 39 школ и 23 детских сада. В районе функционируют три учреждения дополнительного образования — спортивная школа, школа искусств и центр дополнительного образования детей. Услуги в сфере культуры предоставляют два учреждения — централизованная клубно-библиотечная система и районный краеведческий музей. Финансирование данных учреждений с учетом усиленного контроля за их деятельностью со стороны надзорных органов и в условиях действия федеральных стандартов по отношению к образовательным организациям, а их у нас 65, — сложная для района задача. 70% зданий муниципальных учреждений в связи с изношенностью требуют существенных вложений. Собственных средств на исполнение всех требований и предписаний, конечно, недостаточно, поэтому вопрос дефицитности местных бюджетов стоит достаточно остро.

Работа по увеличению доходов

Но и в условиях роста бюджетных обязательств, вызванных повышением минимального размера оплаты труда, реализацией майских указов Президента РФ и исполнением предписаний надзорных органов, муниципальная политика по-прежнему направлена на увеличение доходов и оптимизацию расходов. С целью увеличения доходов в 2019 году в районе проводились работы по выявлению налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории района, и обеспечению поступлений от них в районный бюджет; повышению эффективности использования муниципального имущества, в том числе земельных участков, выявлению неиспользуемых фондов и включению их в оборот. Наши действия также были направлены на повышение эффективности администрирования доходов и межведомственного взаимодействия по работе с недоимкой по налоговым и неналоговым платежам в бюджет.

В частности, районная комиссия по собираемости налогов ввела практику составления протоколов об административной ответственности за неявку на комиссию руководителя организации или физического лица из числа должников по налоговым платежам. В результате посещаемость этих комиссий увеличилась вдвое. Все эти меры позволили в прошедшем году дополнительно собрать в бюджет района порядка 47 миллионов рублей, а в бюджеты поселений — 5 миллионов.

Оптимизация расходов

Что касается оптимизации расходов, то в 2019 году была проведена сплошная инвентаризация эффективных контрактов с работниками всех муниципальных учреждений, в результате которой была пересмотрена нагрузка каждого работника. При выявлении высокой нагрузки часть функций переводили на совмещение должностей. В результате удалось сократить среднесписочную численность сотрудников и сэкономить бюджетные средства.

Также был централизован бюджетный и бухгалтерский учет в целях обеспечения централизованного контроля за эффективным планированием и расходованием бюджетных средств муниципальных учреждений. Мы повысили оперативность и улучшили качество предоставляемой бюджетной отчетности, сократили срок обработки первичной документации с момента ее поступления до полного расчета с контрагентами. На 90% были автоматизированы участки финансового учета, под жесткий контроль взяты своевременность выплаты заработной платы, уплата налогов, перечисления во внебюджетные фонды и оплата коммунальных услуг. В районе соблюдаются требования Трудового кодекса в части выплаты два раза в месяц заработной платы в сроки, указанные в коллективных договорах, ведется учет принятых бюджетных обязательств в пределах утвержденных лимитов, вплоть до одного рубля. Систематически осуществляется мониторинг кредиторской задолженности по обязательствам муниципальных учреждений, увеличивается доля расходов, исполняемых в программно-целевом формате, проводится выявление и оптимизация неэффективных расходов.

В районе широко применяется практика привлечения юридических лиц к решению социальных проблем. В 2018 году по данному источнику было привлечено 5,7 миллиона рублей, в 2019 году эта сумма составила уже 13 миллионов рублей. Большая часть полученных средств была направлена на ремонт образовательных учреждений, учреждений культуры и центральной районной больницы.

Бюджет 2020–2022 годов

Что касается текущего года, то прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета составил 681,5 миллиона рублей. Общий объем расходов — 687 миллионов рублей, соответственно, дефицит — 5,5 миллиона рублей. Объем первоочередных расходов на 2020 год составляет 247,3 миллиона рублей, общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств — 13,6 миллиона рублей.

Утверждены и основные характеристики районного бюджета на плановый период 2021 и 2022 годов. Общий объем доходов в 2021 году 616,4 миллиона, на 2022 год — 611,4 миллиона рублей. Бюджет сбалансирован в части расходов. Объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2021 и 2022 годы — по 13,4 миллиона рублей.

Стратегия развития

В декабре 2011 года была принята Стратегия развития Ташлинского района до 2020 года и на период до 2030-х годов. Результаты ее реализации в 2012–2019 годах показывают достаточно хорошую динамику и доказывают обоснованность сформированных в стратегии главных векторов развития района. Об этом свидетельствует рост доходов населения, меняющийся в лучшую сторону облик района, а также стабильная инвестиционная активность бизнеса. Рост производства продукции наблюдается и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Достижение главной цели, приоритетных задач и целевых индикаторов стратегии осуществляется посредством реализации 19 муниципальных программ района.

Необходимо отметить, что на фоне стабильного социально-экономического развития района все же существует проблема миграционного оттока населения. Данная тенденция наблюдается во всех сельских территориях области. Для решения проблемы администрации района и сельских поселений реализуют ряд мероприятий. В частности, принята муниципальная программа «Молодежь Ташлинского района». Ее мероприятия направлены на поддержку талантливой молодежи, формирование профессионального кадрового резерва, вовлечение молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в проекты и программы по социальной адаптации, улучшению жилищных условий молодых семей. В рамках программы «Создание условий для привлечения медицинских кадров» молодых врачей, приехавших на работу в Ташлинский район, обеспечивают жильем. Реализация программы «Комфортная городская среда» позволила обустроить в районном центре парк, в котором созданы условия для активного отдыха детей, молодежи, семей с детьми.

Реализация национальных и региональных проектов

Ташлинский район активно включился в реализацию национальных и региональных проектов. Был разработан план достижения показателей проектов в рамках заключенных с министерствами области соглашений. В 2019 году район принял участие в реализации 15 государственных программ Оренбургской области и трех региональных проектов — «Спорт — норма жизни», «Формирование комфортной городской среды», «Современная школа».

В первую очередь хотелось бы отметить проект «Современная школа». В его рамках выполнен капитальный ремонт здания гимназии № 1 и устранены предписания надзорных органов — обновлен фасад, установлены новые оконные блоки и двери, отремонтированы учебные кабинеты, актовый и спортивный залы, пищеблок, коридоры и другие помещения. Благодаря реализации проекта «Спорт — норма жизни» в ноябре прошлого года в селе Ташла состоялось торжественное открытие площадки для тестирования населения по выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Третий проект — «Формирование комфортной городской среды» — подарил жителям Ташлинского района современный парк со спортивными и детскими площадками для активного отдыха. Минстрой России включил этот проект в федеральный реестр лучших практик. Общий объем средств, исполненных в рамках региональных проектов, составил почти 35 миллионов рублей, бюджет сформировали средства федерального, областного, местного бюджетов и деньги спонсоров.

Особо хочу остановиться на мероприятиях муниципального контура национальных проектов. В рамках нацпроекта «Образование» проведен комплекс мероприятий по ремонту и обновлению материально-технической базы образовательных учреждений района. В 14 детских садах и школах был сделан ремонт, для гимназии № 1 и Ташлинской СОШ приобретено компьютерное оборудование в классы информатики, компьютерным оборудованием обеспечено рабочее место каждого учителя. Общий объем средств, исполненных в рамках данных мероприятий, составил 32,6 миллиона рублей.

В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» приобретены две квартиры для медицинских работников, реконструирован парк РДК, обустроены зоны отдыха и игровые площадки в 11 населенных пунктах. Объем средств местного бюджета на данные мероприятия составил 7,5 миллиона рублей. Хочу отметить, что все показатели региональных проектов, прописанные в соглашениях с профильными министерствами, выполнены в полном объеме.

На базе прошлогоднего положительного опыта работы Администрации Ташлинского района в части реализации национальных проектов Правительство Оренбургской области сформировало для района блок задач на 2020 год по дальнейшей работе в этом направлении. На текущий год Ташлинскому району утверждены средства в размере 7 миллионов рублей на реализацию двух проектов — «Точка роста» (федеральный проект «Современная школа» нацпроекта «Образование») и «Успех каждого ребенка» (нацпроект «Образование»). Центр образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста» планируется создать на базе Калининской средней школы, в Алексеевской средней школе будет отремонтирован спортивный зал и обновлена материально-техническая база.

В настоящее время в нашем районе продолжается работа по совершенствованию системы муниципального управления, повышению качества муниципальных услуг, результативности бюджетных расходов и обеспечению открытости бюджетных данных. Важным и первостепенным, как, впрочем, и всегда, остается вопрос наполнения бюджета. Мы стараемся находить реальные возможности для достижения самодостаточности, эффективно подходить к использованию бюджетных средств и стремимся сделать наш район еще более привлекательным для инвесторов.