Новые возможности Новороссийска
О путях укрепления доходной части бюджета Новороссийска и мерах по поддержке бизнеса в условиях пандемии.
Если постоянно заниматься поиском новых источников собственных доходов бюджета, то это обязательно принесет результаты. В Новороссийске с 2016 по 2019 год собственные доходы бюджета выросли почти на 2 миллиарда рублей, увеличившись в полтора раза. В прошлом году темп роста налоговых и неналоговых доходов составил 119,2% по сравнению с 2018 годом, то есть город получил плюсом 856 миллионов рублей.
Более половины налоговых отчислений в бюджет города дают предприятия транспортной отрасли. Помимо удачно складывавшейся для крупнейших предприятий города в 2019 году рыночной конъюнктуры, ощутимый вклад в рост доходной части бюджета внесла проводимая в городе работа по увеличению собственных доходных источников.
Неналоговые доходы
Налоговые поступления традиционно обеспечивают большую часть собственных доходов и региональных, и муниципальных бюджетов. Но и неналоговые доходы играют важную роль в финансовой деятельности государства, о чем свидетельствует темп их роста по стране — 140% с 2016 по 2019 год. Понятно, что сам собой такой рост не происходит. Суммы поступлений напрямую зависят от эффективной работы финансистов, в том числе и на уровне муниципальных образований.
Принципы финансового менеджмента и проектной деятельности прочно встроились в бюджетную систему, и теперь за каждый источник неналоговых доходов отвечают конкретные структурные подразделения администрации. В рамках проектной деятельности в Новороссийске реализуется проект «Неналоговые доходы», который позволил нам разработать и внедрить новые виды таких доходов. А именно:
1. Плата за возмещение вреда автомобильным дорогам местного значения, причиняемого при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Правовой основой для реализации данного источника неналоговых доходов является постановление от 8 февраля 2017 года № 1233 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, находящимся в собственности муниципального образования город Новороссийск». Документ разработан в соответствии с действующими федеральными и отраслевыми нормативными правовыми актами. Данные поступления являются одним из источников формирования муниципального Дорожного фонда. Средства фонда направляются на текущее содержание и ремонт дорог местного значения.
2. Плата за использование опор наружного освещения по непрямому назначению. Плата взимается с операторов проводной и беспроводной связи за предоставление им возможности размещения оборудования и линий связи на объектах муниципального имущества. Правовой основой взимания платы является решение городской Думы от 26 ноября 2013 года № 357 «Об утверждении Порядка использования не по прямому назначению опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Новороссийск». Размер платы определяется на основании отчета независимого оценщика и составляет 2429 рублей в год за одну опору.
В целях увеличения данных поступлений структурные подразделения администрации проводят инвентаризацию существующих линейных объектов, выявляют объекты, имеющие признаки бесхозных. Далее мы либо устанавливаем собственников таких объектов, либо принимаем объекты в муниципальную собственность. Результатом этой работы стало увеличение количества опор наружного освещения, в отношении которых действуют договоры их использования по непрямому назначению.
3. Плата за предоставление права размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных землях без предоставления в аренду земельных участков. Правовой основой взимания платы являются постановления от 26 октября 2018 года № 4278 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Новороссийск» и от 9 февраля 2018 года № 510 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, на территории муниципального образования город Новороссийск».
В целях дифференциации размера платы в зависимости от месторасположения торгового объекта цена размещения была установлена в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, утвержденной по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. За основу был взят показатель для вида разрешенного использования 5 «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» для каждого кадастрового квартала, на котором предполагается размещение объекта нестационарной торговли. Мы работаем над актуализацией и увеличением количества подходящих для размещения торговых объектов мест.
Дополнительный положительный эффект в части пополнения бюджета города дает и упорядочивание архитектурно-эстетического облика Новороссийска. Происходит это, с одной стороны, за счет реализации типовых инженерных решений и, с другой, благодаря тому, что мы обязываем арендаторов содержать в надлежащем виде прилегающие к их торговым точкам территории.
4. Плата за прием поверхностных сточных вод в городскую систему ливневой канализации. Правовое основание взимания платы — постановление администрации города от 22 июля 2014 года № 5565 «Об утверждении правил пользования системами ливневой канализации в муниципальном образовании город Новороссийск». Размер платы рассчитывается на основании сведений Гидрометеобюро о среднем объеме выпавших осадков на территории муниципального образования, площади и качественных характеристик (грунтовое или асфальтобетонное покрытие) земельного участка, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в городскую систему ливневой канализации. Поступившие в бюджет средства направляются на техническое обслуживание, развитие и содержание городской системы ливневой канализации и систем очистки сточных вод.
5. Муниципальное платное парковочное пространство. Проект осуществляется на основании постановления Администрации Новороссийска от 15 января 2019 года № 160 «Об утверждении Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест)». Проект реализуется на участках улично-дорожной сети, находящихся в муниципальной собственности. Это позволяет обустроить парковки закрытого типа, исключающие возможность покинуть парковочное пространство без предварительной оплаты стоимости размещения транспортного средства. Этот проект мы запустили в прошлом году, сейчас в городе оборудовано четыре платных парковочных пространства, до конца 2021 года планируем открыть еще столько же.
Развитие системы неналоговых доходов местного бюджета требует от нас разработки локальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания соответствующих услуг. Для минимизации правовых рисков наши специалисты изучают опыт других городов, анализируют постановления судов всех инстанций.
Поступившие в бюджет денежные средства в зависимости от вида доходных источников идут на формирование Дорожного фонда или на финансирование первоочередных муниципальных программ. Помимо этого, развитие системы неналоговых доходов позволяет получать дополнительные нематериальные эффекты и снижать ряд расходных обязательств бюджета:
- проводить работу по унификации архитектурного облика располагаемых объектов нестационарной торговли;
- повышать ответственность и вовлеченность бизнеса в благоустройство и поддержание санитарного состояния на прилегающей территории;
- оптимизировать организацию дорожного движения, снижать загруженность основных магистралей города;
- проводить работу по инвентаризации муниципального имущества;
- увеличивать количество объектов имущества, находящегося в реестре муниципальной собственности, посредством выявления и признания бесхозным имущества, на которое не заявлены права третьих лиц.
Развитие именно неналоговых источников доходов имеет особо важное значение для местных бюджетов. Ведь при сложившейся системе распределения основных налоговых платежей большая часть собранных на территории муниципального образования налогов направляется в бюджеты верхнего уровня.
Росту неналоговых поступлений будут способствовать меры, направленные на развитие уже существующих источников доходов. Среди них, в частности, внедрение системы муниципального весового контроля. Она позволит снизить негативное воздействие на дорожное полотно от большегрузного транспорта. А для нас это особенно актуально, учитывая роль Новороссийска в качестве одного из крупнейших транспортных хабов Юга России. При этом мы рассчитываем на повышение ответственности грузоотправителей и перевозчиков за соблюдение установленных весогабаритных ограничений.
Внутренний туризм
Ограничения на выездной туризм, введенные Правительством РФ из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, дали дополнительный импульс для развития внутреннего туризма. Мы фиксируем повышение востребованности услуг нашего туристического кластера по сравнению с уровнем прошлого года.
Особенно популярен становится этногастрономический туризм, развитию которого в последнее время уделяется много внимания. Считаю, что в связи с принятием Федерального закона № 468‑ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» данное направление туризма будет в приоритете.
Последствия кризиса
Наступивший 2020 год внес свои коррективы в планы по развитию города. Это не могло не отразиться на показателях доходной части бюджета. Отмена сделки «ОПЕК+» и последовавшая за этим девальвация рубля привели к такому экономическому эффекту, который первый вице-премьер А. Р. Белоусов охарактеризовал как «нефтяной шок».
Для экономики города, основную долю которой составляют предприятия транспортной отрасли и компании, ориентированные на экспорт, в том числе нефтепродуктов, это послужило новым вызовом. Более чем на 20% упали поступления по налогу на прибыль, произошло замедление темпов роста поступлений НДФЛ. По итогам шести месяцев 2020 года показатель «Прибыль прибыльных предприятий» сократился почти в два раза.
Резкое снижение стоимости рубля к основным иностранным валютам стало причиной появления отрицательных курсовых разниц для предприятий, имеющих долговые обязательства в иностранной валюте. Введение ограничительных мер как на территории Российской Федерации, так и во всем мире вызвало нарушение логистических цепочек и спад деловой активности, особенно заметный у предприятий, ориентированных на внешний спрос.
Последующее распространение новой коронавирусной инфекции и принятие Президентом РФ решения о введении режима нерабочих дней, а также введение на территории Краснодарского края карантина привели к резкому снижению деловой активности. Конечно, это не могло не отразиться на поступлении доходов в городской бюджет. Принятые Правительством РФ меры поддержки пострадавших отраслей в виде отсрочек по уплате основных налогов, последующее принятие решения о списании задолженности по налогам за два квартала 2020 года для пострадавших хозяйствующих субъектов привели к снижению поступлений по налогам, наиболее популярным у малого бизнеса, — УСН и ЕНВД. По состоянию на 1 августа общее снижение поступлений по специальным налоговым режимам в городе составило более 60 миллионов рублей.
Поддержка бизнеса
Ограниченность перечня отраслей экономики, в отношении которых предоставляется поддержка из федерального и региональных бюджетов, привела к осознанию необходимости разработки мер дополнительной поддержки за счет городского бюджета. Понимая тот факт, что за каждым неработающим предприятием стоят жители города, Администрация Новороссийска разработала и начала применять собственные стимулирующие меры, которые наряду с мерами господдержки позволят хозяйствующим субъектам сохранить деловую активность и, соответственно, рабочие места и доходы граждан.
Во исполнение этого решения администрация города разработала постановление о предоставлении мер поддержки для лиц, осуществляющих свою деятельность на основании заключенных договоров на право размещения нестационарных торговых объектов. Плата за право размещения на период действия ограничительных мер будет корректироваться с учетом фактических дней бездействия торговой точки из-за карантина. Аналогичные условия предоставлены для собственников рекламных конструкций, размещаемых на муниципальной земле.
Принято постановление о предоставлении отсрочки по уплате арендных платежей за земельные участки. В адрес администрации города уже поступило более 80 заявлений на общую сумму отсрочки 22,5 миллиона рублей. Кроме того, было принято решение на период действия ограничительных мероприятий на территории Краснодарского края не применять меры досудебного взыскания задолженности за муниципальное имущество и земельные участки.
В качестве мер поддержки пострадавшим отраслям экономики городская Дума приняла решение на весь 2020 год снизить ставку ЕНВД с 15 до 7,5% для пострадавших отраслей. Пониженная ставка будет применена более чем к 600 хозяйствующим субъектам. Одновременно в соответствии с решением, инициированным Администрацией Краснодарского края, в регионе была в два раза снижена ставка по УСН.
Оптимизация расходов
Несмотря на все усилия, ранее запланированного уровня доходов городского бюджета достигнуть пока не удается. Общее снижение налоговых и неналоговых доходов составило без малого миллиард рублей. Поэтому администрация большое внимание уделяет оптимизации расходов.
Для обеспечения сбалансированности бюджета были приняты постановления от 10 апреля 2020 года № 1845 «О некоторых мерах по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Новороссийск» и от 21 апреля 2020 года № 2033 «Об изменении срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги по соглашению сторон в 2020 году», что позволило только в апреле сократить расходы бюджета города на 750 миллионов рублей.
Эти решения были обусловлены необходимостью отказаться от финансирования непервоочередных расходов. По большинству контрактов сроки приемки и финансирования работ были сдвинуты на более поздний период. Данная мера не затронула контракты, заключенные в целях реализации нацпроектов — город продолжает в полном объеме обеспечивать финансирование всех проектов. По национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» работы завершены в полном объеме и раньше установленных сроков. Идет строительство новых социальных объектов — школ и спортивных комплексов.
Новые возможности
Но, как говорил Черчилль, «любой кризис — это новые возможности». И это утверждение верно до сих пор. К примеру, какие новые возможности появились у нас в части сокращения теневого сектора экономики? После анонсированных федеральных мер социальной поддержки в виде повышения пособий по безработице, выплат в размере одного МРОТ для лиц, потерявших работу, субсидий работодателям на выплату заработной платы на основании сданной в Пенсионный фонд отчетности о количестве наемных работников в стране резко увеличилось количество заявлений в Пенсионный фонд, управления социальной защиты населения, центры занятости на выплату пособий. И именно эти обращения граждан впоследствии позволят нам провести работу по вовлечению заявителей в легальный сектор экономики.
А пока мы реализуем другие проекты. К примеру, сейчас в городе внедряется муниципальная система мониторинга в сфере пассажирских автоперевозок, одной из целей которой является легализация трудовых отношений водителей и владельцев транспортных средств. В этом направлении неоценимую поддержку муниципальным властям окажет появление единого федерального информационного регистра сведений о населении России, законопроект о создании которого принят Госдумой.
Цифровые решения
В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» город реализует проекты, направленные на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и повышение качества жизни населения. В тестовом режиме разворачивается система автоматизации деятельности административных комиссий, направленная на повышение их эффективности и снижение издержек за счет использования элементов системы межведомственного электронного взаимодействия.
На завершающем этапе находится проект по внедрению информационной системы «Геоаналитическая платформа». Цель — выявление не вовлеченных в налоговый оборот объектов капитального строительства и земельных участков, а также земельных участков, используемых не по целевому назначению.