Экономика здравого смысла
О влиянии пандемии на экономику, мерах, предпринимаемых для минимизации потерь, бюджетной политике муниципалитета рассказывает Николай Иванович СОРОКИН, глава Переволоцкого района.
— Николай Иванович, расскажите о том, как пандемия отразилась на экономической жизни района?
— Распространение коронавирусной инфекции, конечно, оставило свой отпечаток на экономике района. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в регионе в 2020 году ожидается уменьшение оборота сектора общественного питания до 62,45 миллиона рублей в сопоставимых ценах, это 60 процентов от цифры 2019 года. Наблюдается уменьшение объема оказания платных услуг по пассажирским перевозкам на 14 процентов в сопоставимых ценах. Оборот малых предприятий района в 2020 году составит, по предварительной оценке, порядка 721,1 миллиона рублей в действующих ценах. Это на 3,6 процента ниже уровня оценки 2020 года.
— Какие меры вы применяете в районе для минимизации потерь и выведения бизнеса из кризиса?
— У нас действует подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства и формирование благоприятного инвестиционного климата в Переволоцком районе» муниципальной программы «Экономическое развитие Переволоцкого района на
С участием Совета предпринимателей разработано постановление администрации района, которым утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов. В расчете стоимости права на размещение на всей территории района используется понижающий коэффициент 0,5. В рамках реализации подпрограммы «Развитие торговли» вышеназванной муниципальной программы идет возмещение стоимости ГСМ при доставке товаров первой необходимости в отдаленные труднодоступные и малонаселенные села района.
На сайте администрации района размещен перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. С марта по апрель текущего года действовала льготная ставка арендной платы за использование имущества, являющегося собственностью района для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сферах, наиболее пострадавших от коронавируса.
Для поддержки субъектов МСП, наиболее пострадавших в период пандемии, администрация района провела:
- широкую информационную кампанию о порядке получения субсидий предприятиями малого и среднего бизнеса согласно постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576. В августе текущего года выплату в размере 12,1 тысячи рублей получили 157 хозяйствующих субъектов, в мае — 158. Это 98 процентов от общего количества предприятий, отнесенных к наиболее пострадавшим;
- информационную кампанию о порядке и условиях предоставления субсидий согласно постановлению Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976. Поддержку получили 15 индивидуальных предпринимателей;
- информационную кампанию о мерах поддержки, осуществляемых Центром поддержки МСП. В том числе: о реструктуризации займов, о предоставлении микрозаймов по сниженным процентам, об упрощении процедуры получения микрозаймов, о проведении обучающих вебинаров для предпринимательского сообщества и прочем.
С собственниками торговых комплексов достигнута договоренность об отсрочке платежей за аренду помещений. Организована прямая линия для представителей бизнес-сообщества. На вопросы отвечают глава района, заместитель главы района по оперативному управлению и экономическим вопросам и начальник отдела экономического анализа и прогнозирования.
Кроме того, с октября 2017 года у нас работает Совет по развитию МСП при главе района. Ежегодно мы составляем прогноз развития субъектов МСП на основе анализа экономических, социальных и иных показателей. Привлекаем субъектов МСП (на конкурсной основе) к выполнению муниципальных заказов. Организуем семинары и встречи субъектов МСП с руководством контрольно-надзорных органов района.
Сейчас особенно важно принимать решения, основываясь на здравом смысле. Очевидно, что на местах созданию условий для восстановления и развития МСП необходимо уделить максимальное внимание. Это нам диктуют и законы экономики, и законы логики — если схлопнется малый и средний бизнес, муниципалитет просто не выживет.
— Экономика Переволоцкого района имеет сельскохозяйственную направленность. Как в этом году агропромышленные предприятия справляются с ситуацией?
— Сейчас основная задача — это выполнить целевые показатели мероприятий программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Переволоцкого района на
С ситуацией справляемся как можем. За первое полугодие приобретено 11 тракторов и два зерноуборочных комбайна. В районе практически не осталось сельхозпредприятий, которые не обновили бы в той или иной мере свой технический парк. Несмотря на кризисные условия, предприятия приобретают технику, используя все инструменты и возможности — через лизинговые компании, инвестиционные кредиты, на собственные средства.
— Одним из основных условий повышения эффективности бюджетного процесса является реалистичность и достоверность плановых показателей доходной части бюджета. В этом вы достигли больших успехов, учитывая, что в текущем году Переволоцкий район стал победителем XIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество планирования и исполнения бюджета». Расскажите, на чем вы делаете особый акцент в этой работе.
— Начальным этапом расчета плановых показателей бюджета является формирование информационной базы, так как входящими элементами планирования являются социально-экономические показатели муниципального образования. В течение года мы проводим мониторинг финансово-хозяйственной деятельности как наиболее крупных экономически и социально значимых градообразующих предприятий, так и предприятий, организаций, относящихся к категории среднего и малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей. У каждого предприятия, организации и индивидуального предпринимателя на постоянной основе мы запрашиваем данные, такие, например, как количество отгруженных товаров собственного производства, объем выполненных работ и услуг, средняя численность работников, фонд оплаты труда, дебиторская и кредиторская задолженность, инвестиции, данные о налогах. По результатам мониторинга устанавливаем степень участия предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в формировании доходов бюджета района и, что самое главное, сценарий финансово-хозяйственной деятельности организаций на среднесрочную перспективу.
— Как вы оцениваете потери бюджета в текущем году?
— По прогнозам, общая сумма доходов консолидированного бюджета Переволоцкого района на 2020 год составит 770,6 миллиона рублей, что меньше фактических поступлений 2019 года на 57,6 миллиона. Безвозмездных поступлений из областного бюджета мы планируем получить в сумме 488,7 миллиона рублей, что на 76,2 миллиона меньше, чем в 2019 году. Зато опять же по сравнению с прошлым годом ожидается рост на 1,5 миллиона рублей налоговых и неналоговых доходов (239,2 миллиона рублей).
С целью недопущения просроченной кредиторской задолженности и заключения договоров сверх лимитов финансовый отдел принимает к учету бюджетные обязательства по всем заключенным муниципальным контрактам
В структуре консолидированного бюджета района по-прежнему наибольший удельный вес занимает НДФЛ. По состоянию на 1 сентября 2020 года фактически поступило 119,1 миллиона рублей НДФЛ (исполнение 57,9 процента), что на 10,9 миллиона рублей больше фактического поступления за аналогичный период прошлого года. Доходы от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, производимые на территории страны, в 2020 году, по прогнозам, составят 14,1 миллиона рублей.
Налог, взимаемый в связи с применением УСН, в 2020 году прогнозируется в сумме 11,6 миллиона рублей, это больше уровня 2019 года на 2,4 миллиона. Мы рассчитываем, что в ближайшие годы поступления по УСН будут расти, так как растет число плательщиков. По ЕНВД в 2020 году в планах получить 2,1 миллиона рублей, что меньше показателя 2019 года на 1,5 миллиона. На период с 1 апреля по 31 декабря текущего года для налогоплательщиков, работающих в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, перечень которых определен Правительством РФ, установлена минимальная налоговая ставка в размере 7,5 процента.
В 2020 году поступление единого сельхозналога в консолидированный бюджет района будет самым низким за три года — прогнозируется сумма 7,8 миллиона рублей (в 2018 году — 10,3 миллиона, в 2019 году — 11,5 миллиона). Падение обусловлено неблагоприятными погодными условиями.
В текущем году прогнозируется рост платежей в связи с применением патентной системы — ожидается порядка 0,7 миллиона рублей (в 2018 году — 0,5 миллиона, в 2019 году — 0,6 миллиона). В связи с увеличением числа плательщиков мы прогнозируем рост по данному виду дохода до 1,1 миллиона рублей в 2023 году.
В 2019 году налог на имущество поступил в сумме 13,3 миллиона рублей, на 1 сентября 2020 года поступления составили 5,0 миллиона, что на 0,2 миллиона меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Ожидаемое исполнение по итогам 2020 года — 14,4 миллиона рублей. На плановый период
Поступление неналоговых доходов на 2020 год оценивается в 26,7 миллиона рублей, что на 1,3 миллиона меньше поступлений 2019 года. Снижение обусловлено уменьшением поступления арендной платы за землю и ростом недоимки.
Расходы бюджета в 2020 году оцениваются в сумме 811,8 миллиона рублей. Основную их долю составляют расходы на образование — 481,7 миллиона. Это 59,2 процента в расходах бюджета. На культуру запланировано 87,7 миллиона рублей (10,8 процента), социальную политику — 48,4 миллиона рублей (5,1 процента), физическую культуру и спорт — 8,9 миллиона рублей (1,1 процента), на общегосударственные вопросы — 92,6 миллиона рублей (11,6 процента).
— 2019 год в Переволоцком районе негласно был объявлен годом борьбы с кредиторской задолженностью. Расскажите о принятых мерах и полученных результатах.
— В прошлом году мы предприняли ряд мер, направленных на снижение сложившейся кредиторской задолженности и недопущение ее необоснованного роста в перспективе. Одним из таких мероприятий стал учет бюджетных обязательств. Мы внесли изменения в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие работу финансового отдела. С целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности и заключения договоров сверх утвержденных лимитов с начала 2019 года финансовый отдел принимает к учету бюджетные обязательства по всем заключенным казенными учреждениями (независимо от суммы и кодов КОСГУ) муниципальным контрактам (договорам). Кроме того, учету в финоргане подлежат обязательства, вытекающие из договоров муниципальных бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии на иные цели, причем независимо от суммы договора. С 1 января прошлого года в программном продукте АС «Бюджет», разработчиком которой является НПО «Криста», расходы учитываются с детализацией до субКОСГУ. Благодаря данной аналитике можно получать оперативную информацию на любую дату по погашению кредиторской задолженности по любому субКОСГУ.
С 1 января текущего года бюджетные обязательства принимаются к учету по всем без исключения учреждениям и по всем договорам и контрактам. Для некоторых учреждений данный процесс стал очень болезненным. Но благодаря этому руководители учреждений стали более осмысленно подходить к вопросу заключения договоров. Это своего рода фильтр, который позволяет нам избежать заключения ненужных контрактов.
Еще одна эффективная мера, благодаря которой удается не допускать необоснованную кредиторскую задолженность, — ведение подневного кассового плана. С начала прошлого года данный план ведется в программном продукте АС «Бюджет», это позволяет нам точнее прогнозировать кассовые выплаты и не нарушать сроки финансирования.
В прошлом году финансовый отдел разработал порядок урегулирования и снижения кредиторской (дебиторской) задолженности муниципальных учреждений и ГРБС Переволоцкого района, а также план мероприятий по недопущению возникновения необоснованной кредиторской (дебиторской) задолженности. В рамках указанного плана в течение прошлого года принимались меры для погашения кредиторской задолженности, сложившейся на начало 2019 года, в пределах ассигнований текущего года и за счет остатков средств в бюджетных учреждениях.
Дополнительные доходы, поступающие в бюджет муниципального образования, в приоритетном порядке мы направляем на погашение кредиторской задолженности либо на мероприятия по недопущению ее впредь. Данный процесс актуален и в 2020 году. Мы проводим совещания с руководителями муниципальных учреждений. На них рассматриваем динамику роста или снижения кредиторской задолженности, доводим информацию об ответственности руководителей за заключение договоров при отсутствии плановых назначений на принятие данных обязательств, нарушение сроков и порядка оплаты принятых обязательств.
С начала 2019 года заключение всех нестандартных договоров учреждений (договоров, по которым отсутствует или предусмотрено неполное финансирование, в том числе договоров по закупкам малого объема) проходит согласование у руководителя финансового отдела. По результатам рассмотрения проекта таких договоров финорган принимает решение о выделении финансирования, либо об изменении условий договора, либо о нецелесообразности проведения данных работ, оказания услуг.
Все меры, применяемые нами для снижения кредиторской задолженности, логичные, понятные и основаны на здравом смысле. При проведении мониторинга задолженности мы упорядочили список кредиторов по срокам погашения, договорились с поставщиками о рассрочке платежей, что позволило минимизировать судебные издержки. По организациям, договоренность с которыми не была достигнута, погашение задолженности проходило в первоочередном порядке.
Ежемесячно мы проводим заседания комиссии по работе с кредиторской задолженностью, на которые приглашаем руководителей централизованных бухгалтерий, ГРБС с полной раскладкой кредиторской задолженности за прошедший месяц в разрезе по поставщикам. Таким образом, удается отслеживать динамику и оперативно намечать пути решения проблемных вопросов.
Назову первоочередные мероприятия, которые позволяют нам снижать кредиторскую задолженность. Во-первых, инвентаризация задолженности, отраженной в отчете. В результате выявлены факты необоснованного включения задолженности, факты просроченной задолженности, подлежащей списанию, ошибки в учете. Во-вторых, перекрестное погашение задолженности. На комиссиях по недоимке выявляем налогоплательщиков — должников в бюджет и одновременно кредиторов учреждений. Решаем вопрос о выделении денежных средств одному учреждению, далее идет погашение задолженности по цепочке. В-третьих, это контроль на всех этапах: заключение договора, обоснование цены, исполнение договора, принятие бюджетного обязательства, своевременное погашение задолженности.
Эффективной является претензионная работа в отношении должников в бюджет, поставщиков и подрядчиков. В 2019 году в пользу муниципального образования суды удовлетворили семь исков на сумму 29,9 миллиона рублей в отношении задолженности в бюджет муниципального образования, девять исков на сумму 450 тысяч рублей в отношении кредиторской задолженности. По решению суда в доход бюджета района взыскано 22,7 миллиона рублей.
В результате проведенных мероприятий удалось добиться стабильного снижения кредиторской задолженности, недопущения просроченной задолженности. По состоянию на 1 января 2020 года кредиторская задолженность всех учреждений, кроме учреждений образования, приблизилась к нулю. В текущем году мы продолжаем применять меры по снижению задолженности, все мероприятия проводятся по умолчанию.
У нас много проблем, нам еще многому нужно научиться, но проделанная работа, на наш взгляд, дает пусть небольшие, но стабильные результаты.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
Справка
Переволоцкий район расположен в центральной части Оренбургской области и занимает территорию 2,8 тысячи квадратных метров.
Население — 26 тысяч человек — проживает в 49 населенных пунктах, подчиненных 17 муниципальным образованиям (сельским поселениям).