XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Технологии управления финансами

В Медногорске проводится большое количество мероприятий, направленных на повышение качества управления общественными финансами, ведется комплексная работа в сфере планирования и исполнения местного бюджета. И прилагаемые усилия дают свои результаты. Бюджетный эффект от реализации плана по оздоровлению муниципальных финансов за 2019 год составил 21,7 миллиона рублей.

Ирина Валерьевна НИКИТИНА, заместитель главы муниципального образования по финансово-экономической политике — начальник финансового отдела Администрации города Медногорска Оренбургской области

Благодаря тому, что бюджет Медногорска планируется на основе программно-целевых принципов бюджетного планирования, город имеет возможность принимать активное участие в реализации мероприятий федеральных и государственных программ и получать субсидии из вышестоящих бюджетов на социально-экономическое развитие муниципального образования, в том числе и на реализацию национальных проектов. В 2019 году на софинансирование мероприятий из федерального и областного бюджетов привлечено 114,3 миллиона рублей, в 2020 году удалось привлечь в бюджет города уже 280,9 миллиона рублей, в том числе и на реализацию национальных проектов. При реализации региональных проектов важным является организация системы принятия своевременных решений по результатам мониторинга выполнения проектов (выполнения мероприятий, достижения целевых показателей, анализа финансовой составляющей). Обособление расходов на реализацию проекта посредством уникальной кодировки позволяет отслеживать финансы на всех этапах их прохождения — от планирования до конечного получателя. Это дает нам возможность в любой момент времени определять объем средств на реализацию региональных проектов и формировать расходы на любую дату в сводной бюджетной росписи бюджета, бюджетной росписи, кассовом плане, в учете договоров и контрактов, платежном поручении. А также формировать данные по объемам средств, которые проходят процедуру контрактования по заключенным муниципальным контрактам.

Эти сведения наряду с информацией о кассовом исполнении расходов по реализации региональных проектов формируются в любом разрезе и на любую дату по нескольким формам отчетности. Для наглядности и удобства использования к решению о бюджете формируется отдельное приложение, содержащее информацию о распределении бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных проектов и региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов. Это позволяет в любой момент увидеть объем средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

Минимальный бюджет

Перед составлением проекта бюджета на очередной финансовый год мы формируем «минимальный бюджет». Данный документ составляется по требованию регионального Министерства финансов и содержит показатели налоговых и неналоговых доходов и дотации, об оплате труда работников бюджетной сферы с начислениями, о расходах на оплату коммунальных услуг, а также показатели по среднесписочной численности работников бюджетной сферы в разбивке по категориям работников.

80.jpg

Минимальный бюджет — это дополнительный инструмент анализа и контроля над численностью работников муниципальных учреждений с целью недопущения необоснованного ее роста. Основные параметры минимального бюджета отражены в отдельном приложении к решению о местном бюджете. Ежемесячно мы составляем отчет об исполнении основных параметров местного бюджета. Это позволяет оперативно анализировать и оценивать ситуацию. Как результат — отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Контроль за кредиторкой

Показатель просроченной кредиторской задолженности служит своеобразным индикатором эффективности всей работы по управлению финансами. Мы ежемесячно осуществляем мониторинг путем сбора сведений, пояснений от учреждений муниципального образования по новой форме отчетности «Показатели кредиторской задолженности государственных и муниципальных заказчиков», которая была разработана специалистами регионального Министерства финансов на базе используемого программного продукта.

Кроме того, постановлением администрации города утверждена дорожная карта по недопущению наличия (ликвидации) просроченной кредиторской задолженности. В данном документе предусмотрен ряд мероприятий как организационно-правового характера, так и направленных непосредственно на достижение цели проекта.

При исполнении бюджета организован строгий контроль за использованием субсидий, недопущением кассовых разрывов посредством ведения подневного кассового плана. Мы практикуем многоуровневый контроль платежей бюджетополучателей. В течение года проводится работа по регистрации бюджетных обязательств и постановке на учет договоров, контрактов муниципальных учреждений сплошным методом. При изменении сумм, обусловленных договорными обязательствами, своевременно производится корректировка принятых обязательств, что позволяет перераспределить высвободившиеся лимиты и уточнить планируемые расходы. Все это снижает транзакционные издержки в бюджетной сфере, создает условия для маневренности финансовых ресурсов, в конечном результате повышает эффективность исполнения бюджета и его устойчивость.

Соглашение с региональным Минфином

Ежегодно Министерство финансов Оренбургской области и город Медногорск заключают соглашение о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. В соответствии с условиями данного соглашения администрация муниципального образования принимает обязательства по достижению показателей социально-экономического развития города и выполнению мероприятий по повышению эффективности бюджетных средств. Медногорск обязуется в том числе обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов, увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, снизить недоимку по неналоговым доходам. Также в числе наших обязательств обеспечение уровня заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента РФ, недопущение роста просроченной кредиторской задолженности по обязательствам местного бюджета и муниципальных учреждений и многие другие показатели, способствующие развитию экономики города и сохранению стабильности и устойчивости бюджета.

Итогом внедрения обзоров бюджетных расходов должна стать не оптимизация бюджетных расходов сама по себе, а высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач

В целях реализации положений соглашения утверждено постановление администрации города «О мероприятиях по реализации соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов». Все условия соглашения выполнены в полном объеме, что способствует положительной динамике основных показателей развития города.

Для выполнения мероприятий соглашения был разработан и утвержден план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления муниципальных финансов Медногорска на 2017–2024 годы. План включает мероприятия по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, меры по оптимизации бюджетных расходов и недопущению просроченной кредиторской задолженности, совершенствованию системы закупок для муниципальных нужд, по сокращению муниципального долга. Бюджетный эффект от реализации плана по оздоровлению муниципальных финансов за 2019 год составил 21,7 миллиона рублей.

Новый инструмент управления

Мы не останавливаемся на достигнутом и всегда стараемся применять современные методы и технологии управления муниципальными финансами. В соответствии с постановлением «Об утверждении Порядка проведения обзоров расходов бюджета муниципального образования город Медногорск» в 2019 году в систему управления муниципальными финансами внедрены обзоры бюджетных расходов. Обзоры стали одним из инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и обеспечивающих их приоритизацию в соответствии с целями социально-экономической политики.

Итогом внедрения обзоров бюджетных расходов должна стать не оптимизация бюджетных расходов сама по себе, а высвобождение недостаточно эффективно используемых ресурсов для их перенаправления на решение приоритетных задач. Обзоры бюджетных расходов позволяют нам поддержать оптимальные объем и структуру расходов на реализацию функций и обязательств постоянного характера с учетом актуальных социальных, рыночных, технологических и иных реалий. Результаты обзора уже интегрированы в бюджетный процесс и будут использованы при составлении проекта бюджета на 2021 год и плановый период.