XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Залог победы — наработки и уверенность в своих силах

Оренбургский район уже не первый год входит в тройку лидеров в регионе по оценке эффективности деятельности органов МСУ, в том числе и за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса. Опытом работы делится Василий Николаевич ШМАРИН, глава Оренбургского района.

— Василий Николаевич, для решения многих своих задач Оренбургский район достаточно эффективно использует возможности нацпроектов. Расскажите об этом опыте.

— Национальные проекты — это огромная финансовая поддержка со стороны федерального и областного бюджетов, которая дает возможность решить копившиеся годами проблемы в экономике и социальной сфере. В сфере образования наиболее актуальным и востребованным для нас является участие в нацпроектах «Демография» и «Образование». В рамках этих нацпроектов район задействован в таких федеральных и региональных проектах, как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей» и «Цифровая образовательная среда».

В рамках проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в 2019 году в районе введены в эксплуатацию девять зданий детских садов (объем финансирования — 702,8 миллиона рублей). До 2024 года в муниципалитете будет построено еще три детских сада, в которых запланировано создание принципиально новых моделей образовательных организаций с новым подходом к планировке пространств и возможностями их трансформации. Тем самым мы обеспечим современные условия обучения, а это в свою очередь позволит повысить качество дошкольного образования.

87.jpg

В рамках проекта «Современная школа» в 2019 году мы построили школу в селе имени 9 Января. Объем финансирования составил 337,9 миллиона рублей. Сейчас идет строительство школы на 500 мест в селе Подгородняя Покровка. Помимо этого, выполнен капитальный ремонт Первомайской средней школы на сумму 24 миллиона рублей.

Кроме того, в рамках данного проекта Оренбургский район получил субсидию для создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе МАОУ «Нежинский лицей», МАОУ «Школа Экодолье», МБОУ «Лицей № 1 п. Первомайский Оренбургского района». Это дало возможность организовать там уроки технологии, информатики и ОБЖ для учащихся 5–9-х классов и кружки дополнительного образования для более 800 детей. Центры «Точка роста» оснащены мощными компьютерами, видеокамерами, 3D-принтерами, тренажерами-манекенами, квадрокоптерами. Это оборудование и специально подготовленные педагоги дают ребятам возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах.

Инфраструктуру центров мы используем во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности. «Точка роста» — это новые центры притяжения не только сельских ребят, но и их родителей. На создание центров из областного и муниципального бюджетов было выделено 3,4 миллиона рублей.

88.jpg

В рамках проекта «Спорт — норма жизни» и подпрограммы «Строительство и реконструкция спортивных объектов, модернизация материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом» госпрограммы Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» район получил субсидию на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием по направлению «Создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом „Готов к труду и обороне“». Спортплощадка открыта на базе МБОУ «Павловский лицей» Подгородне-Покровского сельсовета. На реализацию данного проекта было выделено 3,8 миллиона рублей.

— Давайте поговорим об особенностях социально-экономического развития района. Сельское хозяйство — это ведущая системообразующая отрасль экономики Оренбургского района. Именно оно станет локомотивом социально-экономического развития или есть другие кандидаты на первую роль?

— Сельское хозяйство — отрасль, формирующая продовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность района, трудовой потенциал сельских территорий. И, соответственно, именно в этом секторе ожидаются основные точки роста экономики в 2021–2023 годах. Текущий год принес нашим аграриям неплохой урожай: намолочено 125,3 тысячи тонн зерна при средней урожайности 13 центнеров с гектара. По прогнозу развития сельскохозяйственного производства на 2021 год, мы рассчитываем произвести 133,4 тысячи тонн зерновых и зернобобовых культур. В наших планах довести до 18 тысяч тонн производство скота и птицы на убой, молока всех видов — до 16,3 тысячи тонн.

Кроме АПК важнейшими сферами для нас являются социальная сфера, промышленное производство и жилищное строительство. Ежегодно мы вводим более 200 тысяч квадратных метров жилья. Численность населения Оренбургского района составляет чуть более 102 тысяч человек. С учетом сложившегося роста рождаемости и миграционного прироста мы прогнозируем увеличение численности постоянного населения до 109 тысяч человек к 2023 году.

Одним из показателей успешной работы района является тот факт, что мы уже не первый год входим в тройку лидеров среди муниципальных районов области по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. В том числе и за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса.

— А МСП? Какова их роль в экономике района?

— Развитие малого и среднего бизнеса для нас тоже в приоритете. Сегодня у нас зарегистрировано около четырех тысяч субъектов МСП, где трудится более 13 тысяч человек, а это почти 40 процентов от всей численности занятого населения. Успешное развитие малых и средних предприятий позволяет в значительной степени обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей населения в товарах, работах и услугах, создание новых рабочих мест, приток инвестиций в экономику района.

Именно малый и средний бизнес является бюджетообразующим для района. Только при условии их нормального функционирования наша экономика будет эффективна и мы совместно сможем на должном уровне решать социальные вопросы.

89.jpg

Финансовая поддержка МСП поступает из бюджета Оренбургской области, источником формирования является в том числе субсидия из федерального бюджета. Так, в рамках соглашения, заключенного с Оренбургским фондом поддержки малого предпринимательства, проходят мероприятия, направленные на достижение показателей региональных проектов «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», и «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Район помогает институтам поддержки малого и среднего бизнеса в проведении конференций, совещаний, семинаров и иных публичных деловых мероприятий. Темы мероприятий различны. Это и вопросы привлечения заемного финансирования, и создание, развитие субъектов МСП, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, оказание им государственной поддержки. В частности, мы проводим информационную и разъяснительную работу с гражданами, имеющими личные подсобные хозяйства, инициативными группами и субъектами малого и среднего бизнеса о преимуществах объединения в сельскохозяйственные кооперативы, ведения совместной деятельности.

У нас действует муниципальная программа «Развитие торговли, малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Оренбургский район на 2019–2024 годы». Она, в частности, предусматривает организацию доставки основных продовольственных товаров в отдаленные, труднодоступные и малонаселенные пункты района с использованием субсидий из областного бюджета и средств районного бюджета на возмещение стоимости ГСМ организациям торговли и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым к организации торгового обслуживания.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды и поддержки местных товаропроизводителей при администрации муниципального образования работает Совет предпринимателей. В МФЦ Оренбургского района одним из первых в нашей области было открыто «окно для бизнеса». В настоящее время мы активно работаем над реализацией федеральных и региональных мер поддержки субъектов МСП в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

— Заговорив о коронавирусе, вы предупредили мой следующий вопрос — исполнение бюджета 2020 года. Насколько сильно расходятся прогнозы и реальность?

— За девять месяцев текущего года доходы бюджета Оренбургского района исполнены в сумме 2019,3 миллиона рублей, это 65,8 процента от годового плана. Расходы произведены в сумме 1861,9 миллиона рублей, что составляет 60,6 процента годовых значений. В 2020 году бюджет района недополучит доходов в размере 20,7 миллиона рублей. Это следствие чрезвычайной ситуации, введенной на территории Оренбургской области в рамках предотвращения распространения коронавирусной инфекции, снижения доходов субъектов МСП, уменьшения ставки ЕНВД, отсрочки по уплате авансовых платежей по УСН, ЕНВД.

Что касается расходов, то при исполнении бюджета мы ориентируемся на экономическую ситуацию, в которой находится наша область и район. Оперативно реагируем на происходящие события. Проявляя сдержанность в расходах, расставили приоритеты для первоочередных расходов бюджета в условиях борьбы с вирусом. Нам удается своевременно выплачивать заработную плату, производить отчисления во внебюджетные фонды, оплачивать коммунальные услуги и не допускать образования кредиторской задолженности.

— Какие особенности верстки проекта бюджета на следующий год вы видите?

— Сейчас мы работаем над этим документом. О конкретных цифрах говорить еще рано, но совершенно точно бюджет района на 2021 год и на плановый период будет иметь социальную направленность. Мы сохраним значительную долю расходов на образование, культуру, спорт и социальную политику. В условиях необходимости экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики в плановом периоде будет обеспечение бездефицитности бюджета и по плановым значениям, и по фактическим. Такая практика в районе наработана.

— Как сместились акценты в части инвестиционной политики района в текущем году и на плановую перспективу?

— Ключевые приоритеты нашей инвестиционной деятельности — это повышение инвестиционной привлекательности района и конкретно территорий сельских поселений, активная поддержка эффективных инвестпроектов по производству конкурентоспособной и инновационной продукции, развитие инвестиционной инфраструктуры.

Приоритетными направлениями для инвестирования являются модернизация АПК, создание перерабатывающих производств, строительство и реконструкция дорожной сети, жилых объектов, социальной инфраструктуры. В 2021–2022 годах планируется к реализации сразу несколько инвестиционных проектов экспортно ориентированных предприятий Оренбургского района. ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» планирует строительство двух производственных цехов и реконструкцию цеха убоя и переработки птицы, ООО «СГЦ „Вишневский“» — модернизацию и расширение производственных площадей до трех тысяч квадратных метров. В поселке Экспериментальный дан старт первому этапу инвестиционного проекта по созданию племенного хозяйства по разведению мясного поголовья крупного рогатого скота породы герефорд. Планируется выращивать до восьми тысяч голов, инвестор — племенной центр «Герефорд». Реализуются перспективные инвестиционные проекты по строительству производственного комплекса, включающего в себя мукомольный завод и элеватор для хранения зерна на базе ООО «Вента-Оил», строительству молокоперерабатывающего завода на базе ООО «Содружество». Размер инвестиций в АПК района составит 775 миллионов рублей.

Большую ставку мы делаем на запуск крупного инвестпроекта ООО «Оренбургская сульфидирующая компания», которая запланировала строительство предприятия по производству диметилсульфида. Это органическое соединение, используемое в нефтехимических процессах, газопереработке, пищевой и химической промышленности. Размер частных капиталовложений составит 1,5 миллиарда рублей. Основной этап строительства и монтаж оборудования намечены на 2021 год. Диметилсульфид в России сейчас не производится, это предприятие станет первым в стране.

Планируемые к реализации инвестиционные проекты позволят создать 260 новых рабочих мест.

— Василий Николаевич, расскажите о кадровой политике, благодаря которой Оренбургский район стал победителем в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами» XIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Вы ожидали, что войдете в число победителей конкурса?

— Пожалуй, начну со второй части вопроса — ожидали ли мы победы? Скажу так: само участие в конкурсе требует определенных наработок и уверенности в своих силах. У нас такая уверенность была, так как в 2018 году Оренбургский район уже был победителем в подобной номинации, а минувший период мы активно использовали для уточнения некоторых особенностей современной кадровой политики и совершенствования подходов к ее реализации в повседневной работе. И главная особенность, на мой взгляд, заключается в том, что сейчас в России кадровая политика справедливо возведена в ранг государственной, а задача органов власти и управления всех уровней состоит в глубоком понимании ее как общенациональной стратегии развития кадрового потенциала, то есть наиважнейшего фактора, обеспечивающего успешное движение вперед.

90.jpg

В наших условиях мы стараемся следовать основным отработанным принципам управления персоналом, таким как подбор персонала по деловым и личным качествам, преемственность кадров, сочетание доверия к работникам и проверки исполнения распоряжений, должностное и профессиональное продвижение работников, поддержка всего передового. В связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой на каждом участке работы мы готовы применить принцип автоматического равноценного замещения отсутствующего сотрудника, организовать удаленные рабочие места.

Считаю, что в сфере управления общественными финансами Оренбургского района сегодня трудятся специалисты, полностью отвечающие специфически повышенным требованиям и характеристикам. Их деятельность является высокопрофессиональной, компетентной, ответственной и интеллектуальной.

В коллективе финансового управления особенно ценятся доскональные знания своей работы, возможных способов и средств достижения качественного результата, а также глубокое понимание экономики, социальных закономерностей, психологии. Недавно руководитель финуправления М. В. Витова стала еще и заместителем главы Администрации Оренбургского района по финансово-экономическим вопросам. По моему мнению, это правильное решение, поскольку позволит ей более предметно и успешно работать с налоговой базой и неналоговыми поступлениями в бюджет и в целом окажет положительное воздействие на дальнейшее развитие экономики и социальной сферы самого крупного сельского района Оренбуржья.

Пользуясь возможностью, хочу еще раз поблагодарить всех причастных к конкурсу сотрудников за хорошую работу, а конкурсную комиссию — за высокую оценку нашего труда!

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА