XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Сбалансированный бюджет — основа для развития района

Качественно сверстанный бюджет в текущей обстановке приобретает еще большую значимость. О том, какой бюджет получат жители Комсомольского района, как отражены в нем все новации законодательства, рассказала начальник финансового управления администрации Комсомольского района Галина Андреевна СЕРГИЕНКО.

— Галина Андреевна, с началом пандемии непрекращающейся головной болью и региональных, и муниципальных финансистов стало исполнение бюджета текущего года. Каковы прогнозы его исполнения в Комсомольском районе?

— Да, действительно, в связи с пандемией мы видели определенные риски неисполнения бюджета, но сегодня уже можно сказать, что они нивелированы. Пока у нас все получается. За десять месяцев текущего года установленные району контрольные показатели по мобилизации доходов исполнены на 126,6 процента. Рост налоговых и неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в сопоставимых условиях составил 33,2 процента, или 225,5 миллиона рублей. Такой существенный рост доходов в основном обеспечен за счет дополнительного поступления НДФЛ от обособленных подразделений организаций, поставленных на налоговый учет в районе в 2019 и 2020 годах.

Вообще работе по постановке на налоговый учет мы уделяем особое внимание. Стараемся охватить всех потенциальных налогоплательщиков, которые осуществляют в районе крупные инвестиционные проекты. Мы работаем даже с организациями из других муниципальных образований и субъектов РФ, которые по результатам закупок для муниципальных нужд осуществляют работы по текущему и капитальному ремонту в учреждениях нашего района.

— Как отразились меры поддержки малого и среднего бизнеса, принятые федеральными и региональными властями, на исполнении доходной части бюджета района?

— Существенно не отразились. Реальный сектор экономики в нашем районе сохранил свои позиции в полном объеме. Все средние и малые предприятия продолжают работать. По предварительной оценке, выпадающие доходы из-за коронавируса составят в целом 7,4 миллиона рублей.

Для сохранения налоговой базы в условиях пандемии как на уровне района, так и на уровне сельских поселений мы не вводили дополнительные налоговые льготы. Вместе с тем в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции сферах, на II–IV кварталы 2020 года мы снизили на 25 процентов значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход.

— Галина Андреевна, бюджет 2021 года формировался в не совсем типичных условиях. Оказала ли влияние сегодняшняя ситуация на главный финансовый документ района?

— Предварительно можно сказать о том, что бюджетные ассигнования за счет средств местного бюджета в проекте на 2021 год уменьшены относительно прогноза исполнения по расходам на текущий год на 115 миллионов рублей, или 5,6 процента. Под сокращение попали, конечно же, не первоочередные расходы, а траты по разовым решениям 2020 года. Это прежде всего капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, проведение текущего и капитального ремонтов, иные закупки товаров, работ и услуг.

Однако это не значит, что в 2021 году мы остались без бюджета развития. По результатам конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств в бюджет района на 2021 год дополнительно включены расходы на 60,8 миллиона рублей. В том числе 31,1 миллиона рублей планируется направить на капитальный ремонт объектов, более 3 миллионов рублей — на увеличение финансирования вновь принятых муниципальных программ и 26,4 миллиона рублей — на прочие мероприятия текущего характера.

Кроме того, исходя из практики прошлых лет и с учетом намеченных планов мы ожидаем, что в ходе исполнения бюджета в 2021 году у нас появятся дополнительные возможности для увеличения расходов за счет различных источников. Это краевые субсидии по результатам их конкурсного распределения, дополнительные доходы и оптимизация расходов, остатки средств бюджета текущего года. Самое главное, что в проекте бюджета на 2021 год мы уже смогли предусмотреть в полном объеме расходы на выплату заработной платы, социальные выплаты гражданам, коммунальные услуги, налоги и другие социально значимые и первоочередные нужды. При этом удалось сохранить на уровне текущего года и даже нарастить на 3 миллиона рублей объем финансовой помощи сельским поселениям.

— А что с доходами?

— В расчетах доходов бюджета района учтены изменения законодательства, вступающие в действие с 1 января 2021 года. А именно: увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин 5-го класса и дизельное топливо, прямогонный бензин; отмена единого налога на вмененный доход. Кроме того, в Хабаровском крае вводится дифференциация ставок транспортного налога в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, а также льгота в 50 процентов для многодетных семей.

Указанные изменения учтены при формировании бюджета, однако их влияние на доходный потенциал не столь велико. Как и прежде, основным источником доходов районного бюджета остается налог на доходы физических лиц. Поступления НДФЛ обеспечивают более 90 процентов налоговых и неналоговых доходов бюджета района.

Ежегодно региональными властями по согласованию с представительным органом района принимается решение о частичной замене дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений в бюджет муниципального района от НДФЛ. На 2020 год району установлен максимально возможный дополнительный норматив в размере 85 процентов. Таким образом, весь уплаченный на территории района НДФЛ в 2020 году поступает в консолидированный бюджет района.

На 2021 год дополнительный норматив уменьшен до 64,656 процента. Конечно, для нас это отрицательные изменения, так как более 20 процентов уплаченного в районе НДФЛ будут зачисляться в краевой, а не в районный бюджет.

У нас принят План мероприятий по росту доходного потенциала Комсомольского муниципального района на период до 2024 года, предусматривающий более 20 направлений работы. Среди них легализация теневой заработной платы, постановка на налоговый учет в качестве индивидуальных предпринимателей, вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства и незарегистрированных объектов, устранение неэффективных налоговых льгот и пониженных ставок по налогам, снижение налоговой недоимки, комплекс мер по увеличению неналоговых доходов и другие мероприятия.

— Закредитованность муниципалитетов — тема, поднятая на федеральном уровне. Еще в марте текущего года Президент РФ предлагал губернаторам списать долги муниципалитетам. Для Комсомольского района этот вопрос актуальный?

42.jpg

— Долговая политика района стабильно нацелена на обеспечение низкой долговой нагрузки и недопущение затрат на обслуживание муниципального долга. В текущем году мы полностью погасили остаток бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва в сумме 5,9 миллиона рублей. По состоянию на 1 ноября 2020 года муниципальный долг района составляет только реструктуризированный бюджетный кредит на обеспечение поставок топлива в объеме 5,5 миллиона рублей, который погашается в соответствии с графиком платежей по мере возврата средств предприятиями жилищно-коммунального комплекса.

В сельских поселениях района муниципальный долг вообще отсутствует. Консолидированный бюджет района на 2021–2023 годы сформирован без дефицита. Также хочу отметить, что на протяжении двух последних лет нам удается не допустить образования просроченной кредиторской задолженности по обязательствам всех учреждений района и поселений.

— Межбюджетные отношения — еще одна животрепещущая тема. Какова основа взаимоотношений на уровнях регион — район, район — поселения?

— Система межбюджетных отношений в Хабаровском крае направлена на решение двух основных задач. Первая — развитие подходов к выравниванию бюджетной обеспеченности и финансовых возможностей муниципальных образований края по решению вопросов местного значения. В этом направлении совершенствуются методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Между краем и районом и между районом и сельскими поселениями с 2020 года заключаются соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

43.jpg

Вторая задача — повышение ответственности органов местного самоуправления в ходе использования дополнительной финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

В рамках развития системы межбюджетных отношений района с поселениями в 2020 году реализованы новые бюджетные полномочия муниципального района по укреплению доходной базы бюджетов сельских поселений. С 1 января текущего года установлен норматив отчислений платы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, в бюджеты сельских поселений в размере 100 процентов.

Справка

Комсомольской район последние шесть лет является лидером по качеству управления муниципальными финансами, что подтверждает диплом I степени всероссийского конкурса. Кроме этого, в 2020 году Комсомольский район занял первое место в рейтинге муниципальных образований Хабаровского края по эффективности управления муниципальными финансами. При этом по шести из семи направлений работы район получил максимальные 100 баллов.

Реализовано право предоставления субсидий бюджетам сельских поселений из районного бюджета. Так, в 2020 году распределены субсидии на софинансирование расходных обязательств по осуществлению дорожной деятельности в объеме 15 миллионов рублей.

— Сегодня Минфин России большие надежды возлагает на инициативное бюджетирование. Как развивается у вас данная практика?

— Инициативное бюджетирование в Комсомольском районе стало основным механизмом организации благоустройства территории поселений за счет привлечения дополнительного финансирования из краевого бюджета и внебюджетных источников. В 2019 году реализовано восемь проектов развития территорий поселений, основанных на местных инициативах граждан. Объем финансирования составил почти 13 миллионов рублей, из которых только 2 миллиона — средства бюджетов поселений. В текущем году по результатам конкурсного отбора обеспечено финансирование семи проектов. Дополнительно в бюджеты сельских поселений привлечено 12 миллионов рублей.

Кроме этого, на территории Комсомольского района осуществляют деятельность 82 территориальных общественных самоуправления. В 2019 году ими реализовано 37 проектов. На их обеспечение привлечены средства краевого бюджета в сумме 11,8 миллиона рублей. В 2020 году по итогам регионального конкурса поступили средства краевого бюджета в сумме 10 миллионов рублей на реализацию еще 25 проектов.

Что касается благоустройства территории, то район активно участвует в федеральном приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды». В 2019 году благоустроены четыре общественные и шесть дворовых территорий на общую сумму 10,8 миллиона рублей, из которых 9,2 миллиона рублей — средства краевого бюджета. В 2020 году мероприятия в рамках этого проекта реализуются в семи сельских поселениях. Объем работ оценивается в 12,5 миллиона рублей.

Таким образом, в 2020 году на благоустройство поселений будет направлено 47,6 миллиона рублей. Из них 32,6 миллиона рублей привлечено дополнительно за счет инициативного бюджетирования. Именно благодаря ему мы имеем возможность улучшать среду проживания наших граждан.

— В текущем году были внесены изменения в БК РФ, предусматривающие включение инициативных платежей в неналоговые доходы местных бюджетов. Данная норма облегчит работу по развитию инициативного бюджетирования?

— Я думаю, да. Раньше мы собирали деньги на инициативные проекты через самообложение граждан или добровольные пожертвования, и эти средства «растворялись» в бюджете. Теперь же финансовые органы сельских поселений района будут утверждать коды подвидов доходов бюджетов для поступлений инициативных платежей по реализации каждого проекта. Также каждому инициативному проекту финансовые органы присвоят уникальный код целевой статьи. Теперь любой желающий сможет отследить и соотнести, сколько жители поселения вложили средств на реализацию инициативного проекта и сколько в целом было израсходовано средств бюджета с учетом финансирования проекта из всех источников.

Подготовила М. И. КУЛЬКОВА