Стратегия лидера: до и после победы
Об участии в нацпроектах, развитии сельского хозяйства, МСП, партисипаторного бюджетирования, цифровизации и о победе во всероссийском конкурсе рассказала Татьяна Петровна МЕЛЕНТЬЕВА, глава муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области.
— Татьяна Петровна, Сорочинский городской округ участвует в четырех нацпроектах, и работа по их реализации в округе ведется активная. Расскажите, какие вопросы вам удается решить благодаря софинансированию в рамках проектов из вышестоящих бюджетов?
— В 2020 году мы задействованы в четырех региональных проектах Оренбургской области, которые реализуются в рамках трех нацпроектов — «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология». Расскажу сначала о них, а к четвертому нацпроекту — «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и связанным с ними региональным проектам вернусь чуть позже. Эта тема требует отдельного внимания.
Итак, благодаря участию в региональном проекте «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» в Сорочинском городском округе предусмотрен капитальный ремонт спортивного зала в Гамалеевской СОШ № 1. Общая стоимость проекта 2,6 миллиона рублей. В рамках регионального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» предусмотрено создание центра образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста» общей сметной стоимостью 1,1 миллиона рублей.
Региональный проект «Формирование комфортной городской среды», входящий в национальный проект «Жилье и городская среда», дал нам возможность провести благоустройство общественной территории «Парк им. Калинина». Проект получился затратным, общей стоимостью 7,8 миллиона рублей. Без софинансирования из вышестоящих бюджетов такой объем мы бы не потянули.
Строительство вспомогательного сооружения системы доочистки питьевой воды на водонасосной станции
— Вернемся к нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В рамках его реализации городской округ участвует в целом ряде региональных проектов, в том числе «Популяризация предпринимательства», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» и так далее. Расскажите подробнее об этой работе.
— Малое и среднее предпринимательство — это достаточно объемный сегмент экономики Сорочинского городского округа. По данным на 1 января 2020 года, в него входят: 168 малых предприятий, 881 индивидуальный предприниматель, одно среднее предприятие. Среднесписочная численность работников, занятых в сфере МСП, составляет 3,4 тысячи человек. Это 26 процентов трудоспособного населения городского округа. Во все уровни бюджетов субъектами МСП за период с 2015 по 2019 год уплачено 1,8 миллиарда рублей, в том числе 489,9 миллиона рублей — в местный бюджет. Это 30 процентов от налоговых и неналоговых доходов нашего бюджета. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Вместе с тем вклад МСП в общие экономические показатели существенно ниже, чем в развитых странах, где этот показатель равен
Стратегическая задача в развитии МСП в городском округе следующая. Нам необходимо довести долю малых и средних компаний в экономике округа минимум до 40 процентов (сейчас 30 процентов), а долю работников, занятых на малых и средних предприятиях, до 30 процентов (сейчас 26 процентов). Доля готовых начать собственное дело сорочинцев должна составить к 2025 году не менее десяти процентов (сейчас пять процентов).
Реализация нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной, предпринимательской инициативы» основывается на четырех базовых принципах:
- 1) малый бизнес прежде всего;
- 2) работать легально выгодно;
- 3) содействие со стороны власти ускоренному развитию субъектов МСП, создание системы поддержки МСП;
- 4) обеспечение гарантированных и стабильных правил игры.
В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» область реализует пять своих региональных проектов, благодаря участию в которым до 2025 года мы должны выполнить следующие задачи. Благодаря проекту «Популяризация предпринимательства» в округе должно увеличиться количество физлиц, занятых в сфере МСП, нарастающим итогом, не менее 30 человек в год. Также ожидается регистрация вновь созданных субъектов МСП нарастающим итогом, не менее пяти человек в год. Запланировано обучение населения основам ведения бизнеса, финансовой грамотности — нарастающим итогом, не менее 30 человек в год. В просветительской деятельности нам будут помогать работники регионального Министерства экономического развития, корпорации развития Оренбургской области, центра «Мой бизнес». В итоге мы должны получить рост числа физлиц — участников федерального нацпроекта, не менее 125 человек ежегодно.
Что касается регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», то здесь у нас запланировано увеличение количества субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта, не менее 20 человек в год. Также ожидается рост числа субъектов МСП, охваченных услугами центра «Мой бизнес», не менее 30 человек в год, и вывод субъектов МСП на экспорт при участии Центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП, не менее двух субъектов в год.
Реализация регионального проекта «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» даст нам увеличение количества самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус (с учетом введения налогового режима для самозанятых), не менее 200 человек в год. Региональный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию», позволит увеличить количество выданных микрозаймов субъектам МСП. Наш план — не менее трех займов в год.
Благодаря региональному проекту «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» мы планируем вовлекать в субъекты МСП не менее двух сельхозпроизводителей в год. Также мы рассчитываем на широкое привлечение сельхозпроизводителей к участию в конкурсах на получение грантов с целью последующего развития производства. План — не менее десяти сельхозпроизводителей в год.
— Важным звеном в экономическом развитии округа является сельскохозяйственное производство. От эффективности его работы зависит стабильность вашей экономической ситуации. Есть ли перспективы развития у АПК в ближайшие годы?
— Развитие агропромышленного комплекса, безусловно, одно из приоритетных направлений деятельности Администрации Сорочинского ГО. В АПК округа входит 12 обществ с ограниченной ответственностью, а также 44 индивидуальных предпринимателя и крестьянско-фермерских хозяйства (КФХ). Ведущими предприятиями в сельском хозяйстве являются: ООО «Бурдыгинское», ООО «АП „Сборовское“», индивидуальные предприниматели и главы КФХ Черемисина И. В., Черемисин В. Г., Митин А. А., Туров В. Н., Овчинников О. П.
Площадь пашни составляет 158,3 тысячи гектаров. Валовой сбор зерновых и бобовых культур — 101,8 тысячи тонн при средней урожайности 20,5 центнера с гектара. В хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота насчитывает 7621 голову.
В 2020 году грантовая поддержка оказана ряду индивидуальных предпринимателей. Так, на развитие животноводства и строительство фермы ИП ГКФХ Митин А. А. получил 15,9 миллиона рублей. На развитие животноводства и приобретение сельскохозяйственной техники хозяйство Черемисина И. В. получило 7,9 миллиона рублей, Ермогомбетов Х. К. — 3,5 миллиона рублей, Черных А. В. — 3 миллиона рублей.
Аграрная политика городского округа направлена на стабильное развитие сельского хозяйства. Для наращивания объемов зернового производства мы внедряем интенсивные, ресурсосберегающие технологии, используем в достаточном количестве органические, минеральные удобрения и средства защиты. Развития животноводства мы добиваемся за счет совершенствования племенной работы, сбалансированного кормления, повышения сохранности поголовья.
Для дальнейшего развития сельского хозяйства Сорочинского городского округа мы разработали комплекс мер. В растениеводстве это эффективное использование сельскохозяйственных угодий и поддержание почвенного плодородия, а также дальнейшее развитие семеноводства. Последнее предусматривает увеличение площади, засеваемой элитными семенами для производства качественного репродуктивного материала, и переход к интенсивной системе земледелия путем увеличения внесения удобрений. За счет проведения указанных мероприятий к 2023 году планируется увеличить ежегодный прирост продукции растениеводства до 103,4 процента.
В животноводстве наша задача заключается в сохранении поголовья скота за счет приобретения высокопродуктивного племенного поголовья коров и увеличении продуктивности животных за счет сбалансированного питания. За счет проведения указанных мероприятий к 2023 году планируем увеличить ежегодный надой до четырех тысяч литров на одну фуражную корову.
Впрочем, должна отметить и имеющиеся в отрасли проблемы. И основной из них остаются несправедливо низкие цены на сельскохозяйственную продукцию. Агропродовольственный сектор городского округа имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы лишь при условии изменения ценовой политики и реальной поддержке государства. Это может сделать рентабельным производство всех основных видов сельхозсырья и, соответственно, обеспечить устойчивые доходы в сельском хозяйстве. Эти доходы, в свою очередь, позволят сельхозтоваропроизводителям наращивать производственные обороты.
— Глава муниципалитета, как никто, знает, чем живут люди в округе, насколько они активны, предприимчивы, чего хотят, за что борются, на что жалуются. Татьяна Петровна, в ноябре вас переизбрали на второй срок. Как глава со стажем, скажите, вы приветствуете развитие партисипаторного бюджетирования в территориях? Это инициатива помогает или мешает муниципальной власти выполнять свои обязательства?
— Активные граждане — это безусловный и однозначный плюс для округа. В Сорочинском городском округе уже несколько лет успешно реализуются такие проекты общественных инициатив, как «Инициативное бюджетирование» и «Народный бюджет». А в этом году мы на практике опробовали новый проект — «Твой школьный бюджет», в котором приняли участие 14 школ из 20 имеющихся.
В 2020 году в рамках проекта «Народный бюджет» была построена детская спортивно-игровая площадка в западном микрорайоне города по улице Кленовая. Стоимость проекта составила 727 тысяч рублей. Были задействованы средства населения и местного бюджета.
Также в текущем году в рамках проекта «Инициативное бюджетирование» в Сорочинском городском округе реализовано десять проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах. В том числе в семи населенных пунктах приведены в порядок кладбища, в двух населенных пунктах благоустроены места массового отдыха и отремонтирована одна водозаборная скважина. Общая стоимость проектов составила 7,8 миллиона рублей. В том числе привлечены: средства самообложения граждан — 784 тысячи рублей, средства областного бюджета — 5,3 миллиона рублей, средства местного бюджета — 1,1 миллиона рублей.
Новый проект «Твой школьный бюджет» явился логичным продолжением проектов «Инициативное бюджетирование» и «Народный бюджет». Его ценность заключается в том, что школьники принимают непосредственное участие в распределении школьного бюджета, они учатся разбираться в вопросе, принимать решения, оценивать последствия. Школы — победители проекта «Твой школьный бюджет» разделили 1 миллион рублей. Эти средства они используют на реализацию выигравших ученических проектов.
— Одним из трендов последнего времени является цифровая трансформация. На цифровизации каких сфер и направлений делает ставку Сорочинский городской округ?
— В округе мы уделяем этой теме большое внимание и делаем все, чтобы ускорить процесс, ведь за цифровизацией будущее. В Сорочинском городском округе к интернету сейчас подключены лишь основные социально значимые объекты — объекты здравоохранения, образования, культуры, пожарных частей, участковых пунктов полиции. Но работа ведется, и к 2025 году мы планируем ее закончить, обеспечив доступ к интернету всем социально значимым объектам без исключения.
Широко внедряется цифровая трансформация и в муниципальное управление. Перед нами стоит задача к 2025 году довести долю муниципальных социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов. Сейчас мы активно работаем над внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс. К примеру, для того чтобы наши школы могли оказывать качественные образовательные услуги в дистанционной форме, необходимо обеспечить им возможность использовать электронную форму дневника и журнала, и сейчас мы решаем этот вопрос.
Меня, как и всех жителей округа, радует, что цифровизация активно завоевывает сферу здравоохранения. Растет информационная открытость медицинских организаций. Работает электронная запись к специалистам ГБУЗ «Сорочинская больница».
— Татьяна Петровна, в XIII Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Сорочинский городской округ завоевал диплом I степени. Чем для вас особенно ценна эта победа и какими вы видите ее последствия?
— Признаюсь честно, больше всего важна именно сторонняя оценка нашей деятельности. Если ты работаешь, развиваешься, ищешь, учишься, очень важно, чтобы это замечали окружающие. И тем более важно и, конечно, приятно, что нашу работу оценили на таком высоком уровне.
А что касается последствий, то мы отдаем себе отчет в том, что после победы в таком серьезном, федерального уровня конкурсе планку надо поднимать еще выше и спрашивать с себя еще больше. Ведь и окружающие от тебя тоже начинают ждать большего. Потому что теперь ты первый, ты у всех на виду, к тебе идут за советом, и это огромная ответственность. Лидерство — это постоянная работа, тяжелая, но благодарная. Нельзя стать лидером раз и навсегда; чем серьезнее была победа, тем сложнее удерживать позиции. Поэтому важно не останавливаться на своих успехах, не расслабляться, а совершенствоваться и развиваться дальше.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА