XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Надо жить по средствам

Год близок к завершению, и об итогах исполнения бюджета городского округа уже можно говорить с достаточной степенью уверенности.

Татьяна Павловна ТАКМАКОВА, заместитель главы по финансовой политике — начальник управления финансов Администрации Сорочинского городского округа

Пандемия больно ударила по экономике страны в целом. Отразилась она и на бюджете Сорочинского городского округа. Доходы бюджета округа мы планируем выполнить в размере 83–85% к плановым назначениям. Выпадающие налоговые и неналоговые доходы составят около 25 миллионов рублей. Пострадали в основном доходные источники, формируемые малым бизнесом. Это налог, взимаемый в связи с применением УСН, ЕНВД, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения. Снизились поступления по НДФЛ.

В сложившихся условиях для исправления ситуации мы делаем упор на сбор неналоговых доходов, работаем с арендной платой за землю, платой за размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций. Годовой план по неналоговым доходам мы выполнили за девять месяцев. До конца года планируем собрать дополнительные неналоговые доходы и хоть как-то выровнять ситуацию.

52.jpg

Хорошим ресурсом остается спонсорская помощь, и мы активно ведем работу в этом направлении. В 2020 году удалось привлечь 7,7 миллиона рублей спонсорских средств. Также мы участвуем в различных региональных и федеральных конкурсах и ждем дополнительных поступлений за счет результативного участия во многих из них.

Снижение долговой нагрузки

У муниципального образования имеется бюджетный кредит в размере 8 миллионов рублей со сроком погашения в 2020 году. По аналогии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 619 принято постановление регионального правительства от 25 августа 2020 года № 726-пп «Об установлении правил проведения в 2020 году реструктуризации обязательств (задолженности) муниципальных образований Оренбургской области перед областным бюджетом по бюджетным кредитам». Муниципалитет полностью освободили от погашения основного долга по бюджетному кредиту в 2020 году, осталось только обязательство по уплате процентов за пользование деньгами.

Далее, в течение четырех лет — с 2021 по 2024 год — мы будем выплачивать ежегодно по 5% от суммы задолженности. А с 2025 по 2029 год остаток будем выплачивать равными долями, при этом предусмотрена возможность досрочного погашения. В результате проведенных мероприятий снижение нагрузки на бюджет в 2020 году составило 8 миллионов рублей. Кроме того, Сорочинский городской округ вошел в 2020 год с небольшим запасом средств. Это тоже стало хорошим подспорьем в период пандемии. В текущем году мы несколько раз пересматривали свои расходные обязательства. Впервые за много лет нам пришлось пойти на непопулярные меры и сократить часть принятых обязательств.

Благодаря реструктуризации бюджетного кредита снижение долговой нагрузки на бюджет городского округа только в 2020 году составило 8 миллионов рублей

Особенности бюджета-2021

Формировать проект бюджета на 2021 год и плановый период было очень сложно. Пандемия на спад не идет. Правительство РФ приняло очередной пакет мер по поддержке малого бизнеса, среди которых — продление налоговых каникул для отраслей, пострадавших в период пандемии. Очевидно, что каникулы напрямую повлияют на наполняемость местного бюджета. Мы реально оцениваем ситуацию и понимаем, что часть налогов, запланированных в бюджете на 2021 год, находится под угрозой.

Но, несмотря на все трудности, бюджет Сорочинского городского округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов был сформирован без дефицита. Мы понимаем, что в такое трудное время надо жить по средствам. Получится у нас заработать дополнительные доходы — увеличим расходы.

Сейчас для обеспечения сбалансированности бюджета и недопущения значительного снижения социальных и иных расходов нам, муниципалитетам, как никогда, нужна помощь из вышестоящего бюджета. Но мы понимаем, что на межбюджетные трансферты рассчитывать не приходится, региональному бюджету сейчас так же трудно, как и нам. Поэтому муниципалитет вынужден уменьшать расходную часть бюджета, финансировать только первоочередные расходы и адаптироваться к сложившейся ситуации.