XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Растущие обязательства растущего Краснодара

В Краснодаре во второй половине 2020 года отмечен превышающий плановые показатели рост налоговых доходов. О том, с чем это связано и как город, обязательства которого увеличиваются вместе с ростом населения, оптимизирует свои расходы, рассказал Александр Сергеевич ЧУЛКОВ, директор департамента финансов Администрации города Краснодара.

— Глава Краснодара, комментируя в журнале «Бюджет» (№ 10 за 2020 год) темпы сбора налогов на начало осени, говорил о сложностях с поступлением налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, ЕНВД и платежей по УСН. Но, уже характеризуя цифры исполнения бюджета на конец октября, вы выразили желание поблагодарить налогоплательщиков Краснодара за дисциплинированность. Судя по росту доходов бюджета в августе — сентябре, ситуацию удалось исправить. В августе доходы превысили плановые показатели, в сентябре в бюджет Краснодара поступило почти на 104 миллиона рублей больше намеченного. Как это удалось сделать? И какие прогнозы по доходам по году?

— Совершенно верно. К уже сказанному добавлю, что по итогам октября Краснодар продолжил положительную динамику поступления доходов. Выполнение плана октября составило 138,5 процента, дополнительные поступления достигли почти 621 миллиона рублей.

Пользуясь случаем, еще раз хочу поблагодарить краснодарских налогоплательщиков! В сегодняшнее непростое время они сохранили отличную налоговую дисциплину. Это дает возможность городу в полном объеме финансировать все то, что было запланировано до пандемии. В ноябре активно поступают платежи, в качестве поддержки предпринимателей отсроченные нормативными актами Федерации и регионального правительства в период реализации мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. Поэтому по состоянию на 20 ноября по собственным доходам мы превысили уровень прошлого года. Крайне важный показатель, учитывая сложную ситуацию, в которой сейчас находится бизнес.

Основное беспокойство на сегодняшний день вызывает земельный налог. По состоянию на 1 ноября поступления текущего года ниже прошлогодних почти на 280 миллионов рублей. Но ситуация прогнозируемая. По плательщикам — физическим лицам сыграла роль более поздняя (почти на месяц) рассылка налоговыми органами уведомлений. Что касается юридических лиц, то часть платежей, будучи отсроченными, поступят в бюджет до конца текущего года. Надеемся, что и по этому доходному источнику отставание от уровня прошлого года будет минимальным.

Отдельно хочу отметить работу налоговых органов в части налогообложения физических лиц. Как я уже сказал, в Краснодаре налоговые уведомления в этом году были направлены налогоплательщикам позже, чем в прошлом, при этом налоговыми органами обеспечена очень качественная адресация, учтены все налоговые льготы. Если в прошлом году после массовой рассылки уведомлений мы получали значительное число обращений от пенсионеров, инвалидов и ветеранов, в которых они сообщали, что оформленные ранее льготы исчезли, то на сегодняшний день такой проблемы, можно сказать, нет. Такие изменения очень позитивно воспринимаются жителями города, и в первую очередь нашим старшим поколением.

С учетом всей совокупности принятых мер по состоянию на 20 ноября исполнение местного бюджета составляет 14,7 миллиарда рублей, или 88,5 процента. И есть все предпосылки для выполнения годового бюджетного назначения, утвержденного в размере 16,6 миллиарда рублей.

— О мерах по сокращению расходов в первой половине года также рассказал глава Краснодара. При этом он сообщил, что это далеко не все меры по оптимизации расходов, не имеющих первоочередного характера, и что работа будет продолжена. Расскажите подробнее об этом.

— К счастью, на сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать, что наше продуманное и взвешенное отношение к сокращению расходов было оправданно. Мы понимали, что взятые на себя расходные обязательства городская администрация обязана исполнить, что бы ни происходило в экономике. Но для этого необходимо было задействовать все имеющиеся ресурсы и изыскать новые источники их финансового обеспечения.

Город провел огромную работу по оптимизации расходов. Но должен отметить, что найти среди важных вопросов самый неважный очень трудно. Ведь за каждым расходным обязательством местного бюджета стоят вопросы либо социальной сферы, либо жизнедеятельности города.

Наверное, как и везде, в Краснодаре уменьшились расходы на транспортное обслуживание, так как в связи с пандемией значительно снизилось количество пассажиров на муниципальных маршрутах. В том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в виде оплаты проезда. Так, на 37 миллионов рублей были сокращены расходы бюджета на предоставление субсидий лицам, осуществляющим пассажирские перевозки на территории города, на 39 миллионов рублей — расходы бюджета на организацию бесплатной перевозки детей в школах.

Справка «Бюджета»

Численность населения Краснодара на начало 2020 года составляет 1,022 миллиона человек. Для сравнения: в 2015 году в городе проживало 917,9 тысячи человек. Рост населения происходит преимущественно благодаря миграции. Но и по уровню рождаемости Краснодарский край находится в тройке лидеров по стране. Больше всего новорожденных регистрируется именно в Краснодаре, а также в Сочи, Анапе, Белореченском и Успенском районах.

И все же, несмотря на все предпринимаемые меры, по предварительной оценке, в бюджете на реализацию всех расходных обязательств не хватало 1,3 миллиарда рублей. Тогда был введен жесткий режим экономии бюджетных средств. В первую очередь он коснулся расходов на приобретение оборудования и основных средств, капитальный ремонт учреждений. Но в итоге ситуация сложилась так, что достаточное сокращение расходов мы получили за счет экономии по результатам закупочных процедур, и резать по живому не пришлось. Столь малой кровью нам удалось обойтись, во-первых, благодаря огромной помощи Администрации Краснодарского края. Речь идет о компенсации выпадающих доходов, которую Краснодар получил из краевого бюджета в форме дотации на сбалансированность местных бюджетов, — это 1 миллиард рублей. И во-вторых, сократить первоначальное отставание нам удалось благодаря поступлениям собственных доходов, превысившим нашу осторожную оценку.

64.jpg

— В городе происходит прирост населения за счет миграции и увеличения рождаемости. Неудивительно, что расходные обязательства Краснодара, несмотря на оптимизацию, растут.

— Да, действительно, растущий Краснодар — растущие обязательства! И в этой гонке собственные возможности бюджета не всегда способны соответствовать потребностям города. Поэтому развитие муниципалитета происходит в том числе благодаря поддержке Администрации Краснодарского края. Бюджет 2020 года в условиях пандемии и жесткой экономии, как и прежде, сохраняет социальную направленность, и увеличение мест в детских садах и школах — одна из важнейших задач развития города.

На строительство детских садов и общеобразовательных организаций в рамках национальных (региональных) проектов запланировано более 3 миллиардов рублей. В настоящий момент ведется строительство трех дошкольных учреждений, на эти цели в местном бюджете предусмотрено более 425 миллионов рублей. В 2020 году планируется осуществить ввод в эксплуатацию двух детских садов. На их оснащение из бюджета направлен 41 миллион рублей.

65.jpg

Продолжается работа по решению острейшей для города проблемы — нехватки мест в общеобразовательных учреждениях. Решается она путем строительства новых объектов и пристроек к уже существующим. На возведение шести новых школ и трех пристроек (к школе № 46, гимназиям № 92 и № 87) в 2020 году предусмотрено 2,9 миллиарда рублей. До конца текущего года планируем открыть две школы вместимостью по 1100 мест каждая. На их оснащение предусмотрен 251 миллион рублей, в том числе средства краевого бюджета — 224 миллиона рублей. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» до конца 2022 года планируем сдать в эксплуатацию еще три новые школы на 4075 мест и детский сад на 300 мест. На эти цели предусмотрены средства из бюджетов трех уровней на сумму более 1,1 миллиарда рублей.

Еще стоит упомянуть, что на территории города активно реализуется подпрограмма «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения» региональной госпрограммы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В ее рамках при поддержке краевого бюджета в 2020 году ведутся работы по строительству блока начальных классов к гимназии № 87 и детского сада в поселке Водники со сроком сдачи в 2021 году. Кроме того, в текущем году благодаря госпрограмме Краснодарского края «Развитие образования» на капитальный ремонт и оснащение оборудованием двух детских садов вместимостью 180 и 150 мест предусмотрено 160 миллионов рублей, в том числе из средств краевого бюджета — 117 миллионов рублей.

— У муниципалитетов появляются новые расходные обязательства, не связанные с увеличением численности населения, на которые также необходимо изыскивать дополнительные средства.

— Верно. Так, например, в рамках выполнения поручений Президента РФ (от 24 января 2020 года № Пр-113) с 1 сентября 2020 года в Краснодаре на предоставление бесплатного горячего питания для школьников начальных классов предусмотрено 338 миллионов рублей, в том числе софинансирование за счет средств местного бюджета — 24 миллиона рублей. Однако объем средств, выделенный из федерального и краевого бюджетов, предусмотрен только на приобретение сырьевого набора и не учитывает расходы по приготовлению горячих блюд, включенных школам в услугу по организации питания. В связи с этим дополнительные расходы по приготовлению горячих блюд, которые мы предусмотрели в местном бюджете, составили еще 100 миллионов рублей.

— Судя по всему, уходящий год мы запомним надолго. А чего вы ждете от следующего? На протяжении ряда лет каждый очередной бюджет Краснодара по собственным доходам превышал первоначальные объемы предыдущего года. А каким будет бюджет 2021 года?

— Бюджет на 2021 год по доходам запланирован в объеме 32,8 миллиарда рублей. Уже сейчас понятно, что легким 2021 год не будет, так как, по данным налоговых инспекций, ожидаемые собственные доходы составят 17,3 миллиарда рублей, что почти на 300 миллионов рублей меньше первоначальных доходов 2020 года.

При формировании прогнозируемого объема доходов местного бюджета мы учитывали изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, которые вступают в действие с 1 января 2021 года. Прежде всего это увеличение норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением УСН, с 20 до 30 процентов в соответствии с региональным Законом «О бюджетном процессе в Краснодарском крае». Во-вторых, на муниципальном бюджете отразится увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 процентов для граждан с доходами свыше 5 миллионов рублей в год: мы получаем 13 процентов от этой разницы. И конечно же, на нас повлияет отмена ЕНВД для отдельных видов деятельности. Спустя 23 года вмененка становится историей — ярким примером сложного пути становления и развития налоговой системы современной России.

В структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Краснодара основная сумма поступлений запланирована к получению из пяти доходных источников. Это НДФЛ — 42,1 процента, налог, взимаемый в связи с применением УСН, — 17 процентов, земельный налог — 14 процентов, налог на прибыль организаций — 6,6 процента, налог на имущество физлиц — 5,4 процента.

— Планируете ли вы в будущем году обращаться за средствами в банковский сектор? Если да, то на какие проекты будете занимать и какие это будут суммы? Устраивают ли вас такие проценты, идут ли банки навстречу муниципалитетам?

66.jpg

— К сожалению, местный бюджет будущего года запланирован с дефицитом. Соответственно, занимать мы будем. Привлечение коммерческих кредитов составит 1,7 миллиарда рублей на покрытие дефицита.

В предыдущие годы и в текущем году к банковскому сектору мы обращались только для того, чтобы перекредитовать имеющиеся дорогие кредиты. В прошлом на разнице ставок нам удавалось значительно сокращать расходы бюджета на обслуживание муниципального долга, но 2020 год в этом смысле был не настолько удачен. По условиям реструктуризации муниципального долга по бюджетным кредитам, которую провело в 2019 году Министерство финансов Краснодарского края, город вправе привлекать новые кредиты от коммерческих банков по правилу «ключевая ставка + один процент годовых». То есть по ставке 5,25 процента, учитывая, что ключевая ставка Центрального банка России составляет 4,25 процента. И нас это устраивает. Бюджет мог получить экономию по расходам на обслуживание муниципального долга до 60 миллионов в год, так как текущие долговые обязательства Краснодара по коммерческим кредитам в сумме 3,2 миллиарда рублей были привлечены под среднюю ставку 7,1 процента годовых.

Мы выходили в текущем году на аукцион с целью перекредитования под меньшую процентную ставку, но банкам экономически неинтересно выходить на торги с низкой процентной ставкой на три года. В результате муниципалитеты вынуждены заключать договоры со сроком предоставления коммерческих кредитов не более года. Полагаю, что при сохранении низкой ключевой ставки Центробанка России такая же ситуация сохранится и на следующий год: нам не удастся получить кредиты на срок более одного года.

Кроме кредита на покрытие дефицита местного бюджета в 2021 году запланировано привлечение коммерческих кредитов для возврата в краевой бюджет ранее предоставленного бюджетного кредита в размере 40 процентов от основного долга, что составляет 1,5 миллиарда рублей. А также заемные средства нам понадобятся для возврата коммерческих кредитов со сроком погашения в 2021 году.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА