Уроки COVID — оптимизация усилий и средств
Когда в марте текущего года руководство страны ввело ограничительные меры, коснувшиеся отдельных сфер экономики, на муниципальном уровне встал вопрос: как в условиях сокращающегося объема доходов исполнить все принятые обязательства, не допустив образования просроченной кредиторской задолженности и срыва деятельности муниципальных учреждений и предприятий? Опытом Орска делится Елена Николаевна НОВИКОВА, первый заместитель начальника финансового управления администрации города.
Входе глобальной борьбы с новой коронавирусной инфекцией одной из задач финансового сектора стала минимизация негативного влияния сокращения объема финансовых ресурсов на исполнение расходной части местного бюджета и функционирование муниципальной инфраструктуры. С введением ограничительных мер, оказавших сильное влияние на экономику Орска, перед исполнительной властью города в полный рост встала задача активизации работы по мобилизации доходов городского бюджета. Одновременно стала очевидной необходимость еще большего ужесточения контроля за рациональным и эффективным расходованием не только бюджетных средств, но и средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений. При этом важно было делать это осторожно, поскольку данные учреждения относятся к социальной сфере города.
В связи с необходимостью реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на функционирование муниципальных учреждений, было принято постановление администрации города «Об особенностях исполнения местного бюджета в 2020 году». В частности, им предусмотрено:
- обязанность учредителей бюджетных и автономных муниципальных учреждений по внесению изменений в муниципальные задания и в их финансовое обеспечение с учетом специфики деятельности учреждений;
- обеспечение принятия (изменения) бюджетных обязательств получателями бюджетных средств с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
- внесение получателями бюджетных средств изменений в графики перечисления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям с учетом обеспечения выплаты заработной платы;
- обеспечение муниципальными учреждениями приоритетности расходов на выплату заработной платы и перечисления на обязательное медицинское и социальное страхование, оплату коммунальных услуг, налогов.
Корректировка муниципальных заданий
В целях реализации указанного постановления финансовое управление администрации города совместно с ГРБС, выполняющими полномочия учредителей автономных учреждений социальной сферы, провело оценку выполнения муниципальных заданий. Также были проанализированы расходы, производимые учреждениями в условиях ограничения деятельности за счет субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение муниципальных заданий. В результате стала очевидной необходимость корректировки муниципальных заданий и, соответственно, их финансового обеспечения. К примеру, объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание услуги «Присмотр и уход» в дошкольных образовательных организациях по итогам первого полугодия текущего года был уменьшен на 7,3% от годовой суммы при соответствующем уменьшении муниципального задания.
Еще одной мерой снижения нагрузки на бюджет стало проведение мероприятий по экономии расходов на оплату коммунальных услуг. Так как с 1 апреля текущего года очная деятельность муниципальных учреждений социальной сферы была приостановлена в связи с введением карантинных мероприятий, было принято решение о досрочном прекращении подачи тепла в здания учреждений социальной сферы. Это дало экономию порядка 8% от годовой суммы расходов на теплоэнергию.
Экономия средств, предназначенных на коммунальные услуги и питание в образовательных организациях, возникшая вследствие вводимых ограничений на осуществление деятельности во втором квартале текущего года и досрочного прекращения подачи тепла, была перераспределена на обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических норм. Это позволило муниципальным учреждениям при снятии ограничений без дополнительного выделения средств на обеспечение установленных санитарно-эпидемиологических требований оперативно возобновить свою работу.
Учет обязательств
В условиях режима повышенной готовности актуальными стали мероприятия по организации учета обязательств, принимаемых бюджетными и автономными учреждениями. Эта работа была начата в 2019 году и ранее полностью осуществлялась главными распорядителями бюджетных средств. Особенности исполнения бюджета 2020 года заставили нас изменить подход к организации данного процесса, и сейчас обязательства автономных учреждений учитывают уже специалисты финоргана, но делают это только после согласования с ГРБС.
Такой подход принес очевидную пользу. Во-первых, появилась возможность выстраивать и корректировать приоритетность планируемых автономными учреждениями расходов. Во-вторых, финансовое управление может контролировать своевременность осуществления автономными учреждениями оплаты по договорам. И в-третьих, такой формат работы способствует формированию более актуальных графиков перечисления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. В итоге мы добиваемся исключения необоснованного отвлечения бюджетных средств.
Восполнить потери
Пандемия отрицательно отразилась и на оказании платных услуг учреждениями социальной сферы. Это, конечно же, повлекло за собой снижение доходов, за счет которых, как правило, осуществляется развитие материально-технической базы учреждений. Чтобы восполнить эти потери, администрация города приняла решение проработать вопрос о привлечении средств, выдаваемых кредитными организациями юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Как мы все знаем, постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности. Одним из требований, предъявляемых к заемщикам, является включение их в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций и (или) в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса. Либо отнесение их к организациям, осуществляющим деятельность в одной или нескольких отраслях из перечня отраслей, в наибольшей степени пострадавших от пандемии. Либо относящихся к одной или нескольким отраслям из перечня отраслей, требующих поддержки для возобновления деятельности.
Согласно классификатору экономической деятельности в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавируса, попали муниципальные учреждения дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта. Их заявки на получение кредитов банками были одобрены. Тем самым удалось привлечь дополнительные средства, которые полностью компенсировали недополученные доходы от оказания этими учреждениями платных услуг.
Под удар пандемии попала не только деятельность муниципальных учреждений, но и муниципальных унитарных предприятий. В целях смягчения негативного влияния распространения новой коронавирусной инфекции два муниципальных предприятия при содействии администрации города также смогли воспользоваться кредитом на возобновление деятельности. К тому же постановлением администрации города от 17 июля 2020 года №
Как резюме вышесказанному отмечу, что в результате предпринятых администрацией города мер в условиях пандемии нам удалось обеспечить бесперебойную текущую деятельность муниципальных учреждений, функционирование городского хозяйства и не допустить срыва выполнения и оплаты принятых обязательств.