Хабаровск – город реформ
03.09.2008 город Хабаровск, Хабаровский край
Сегодня Хабаровск – один из крупнейших по численности населения и объему промышленного производства городов российского Дальнего Востока. На его развитие влияют такие факторы, как выгодное экономико-географическое положение на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, близость Китая, Японии и Кореи. Мощное тихоокеанское окружение стимулирует хабаровчан эффективно использовать эти возможности, меняя жизнь города.
Растет и роль Хабаровска в экономике края: столица региона формирует около 60% его налогового потенциала; удельный вес в обороте организаций – 50%, инвестиций – 60%, товарооборота – 64%. Город весьма привлекателен для инвестиций. Здесь концентрируется значительная часть мощностей строительного комплекса, учреждений научной сферы, образования и здравоохранения.
О любимом городе, отметившем в 2008 г. свое 150-летие, рассказывает мэр Хабаровска Александр СОКОЛОВ.
– Александр Николаевич, Вы занимаете пост мэра Хабаровска уже восемь лет. И кому, как не Вам, знать, чем живет и дышит город, с чем пришел к своему 150-летнему юбилею, каковы итоги его развития на настоящий момент.
– Позитивные тенденции социально-экономического развития города признаны как российским, так и международным сообществом. В 2006 г. Хабаровску вручен диплом конкурса, проводимого Организацией Объединенных Наций, в номинации «За обеспечение устойчивого развития города», в 2007 г. – в номинации «За эффективную промышленно-экономическую политику в городе». Кроме того, Хабаровск признан победителем V Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям развития», занял первое место в I Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование». На Международном форуме «Мегаполис: ХХI в.» в марте 2008 г. Хабаровск был награжден дипломом I Международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ» в пяти номинациях.
По данным бизнес-журнала Forbes, Хабаровск входит в десятку городов России, где созданы лучшие условия для ведения бизнеса. В 2008 г. он признан лучшим городом России в сфере управления финансами. Комиссия, в состав которой вошли лучшие экономисты страны, отметила дальневосточную столицу в номинации «За высокое качество исполнения бюджета».
Приведу цифры. По предварительным итогам первого полугодия текущего года оборот организаций по видам экономической деятельности составил 112,0 млрд руб., или 127,8% к уровню аналогичного периода прошлого года. Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности составил 23,7 млрд руб. (рост на 16,0%). Объем инвестиций в основной капитал, по расчетным данным, достиг 16,0 млрд руб. – это в 1,6 раза больше соответствующего периода предыдущего года. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации оценивается в 29,0 млрд руб. (рост на 10,2%).
Достигнутые темпы экономического развития оказали влияние на уровень жизни населения. Заработная плата составила 20,7 тыс. руб., или 129,0% к уровню аналогичного периода 2007 г. (3,2 величины прожиточного минимума). Среднемесячный размер назначенных пенсий по итогам 2007 г. также имеет положительную динамику, увеличившись на 32,3%. На рынке труда сохраняется стабильная ситуация, уровень регистрируемой безработицы (0,6%) значительно ниже, чем в среднем по Хабаровскому краю (3,2%) и Российской Федерации (2,1%).
Сохранена и развивается сеть муниципальных учреждений социальной сферы, продолжается работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Достигнутые результаты позволяют говорить об устойчивом развитии городского округа «Город Хабаровск» и строить оптимистичные прогнозы на будущее.
В настоящее время реализация стратегической миссии города как селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока способствует созданию привлекательного имиджа города, в котором хотелось бы жить и работать.
– Девиз у города достаточно амбициозный: «Хабаровск – город мира, культуры и созидания». А какие меры принимаются для его подтверждения?
– Реализация стратегического плана позволяет обеспечить жителям социальный комфорт, достаток и безопасность, территории – современное обустройство, бизнесу – благоприятный правовой и инвестиционный климат, работникам – качественную профессиональную подготовку, высокую производительность труда.
Принятие стратегического плана стало определяющим шагом для построения эффективной системы, суть которой заключается в текущем планировании развития города, прежде всего бюджетном, которое осуществляется в соответствии со средне- и долгосрочными целями социально-экономического развития Хабаровска. Основной стратегической целью развития города является создание благоприятных условий для жизни людей, их творческой деятельности, отдыха и воспитания детей. Комфортные и безопасные условия проживания на территории Хабаровска являются как самостоятельной безусловной ценностью, так и важным фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала.
Особенностью деятельности администрации города стала четкая организация процесса управления. На сегодняшний день реализуются 57 программ, призванных обеспечить динамичное развитие отраслей городского хозяйства. Выполняются целевые программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры, усиление социальной поддержки. Особое место занимают мероприятия по развитию сети внутригородских автодорог и дорожных сооружений, объектов энергообеспечения города. Разработаны и воплощаются в жизнь программы строительства доступного жилья и расселения граждан из ветхого жилищного фонда, а также программы, обеспечивающие поддержку и развитие городской экономики и муниципальных финансов.
Большой вклад в развитие социальной сферы привнесли приоритетные национальные проекты, для успешной реализации которых в Хабаровске утверждена необходимая нормативно-правовая база. В рамках реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2007 г. 243 семьи получили квартиры.
Выполнение Концепции муниципального производственного сектора экономики на период до 2010 г. – основополагающего документа, дающего возможность системно влиять на повышение эффективности работы муниципальных предприятий, приносит положительные результаты.
Улучшилась платежная дисциплина, изменился взгляд муниципального менеджмента на экономику. Муниципальные предприятия активно ведут поиск дополнительных доходов, модернизируют основные фонды, применяют инновационные технологии.
Безусловным приоритетом в бюджетной политике является обеспечение социальных обязательств в сфере образования, культуры, социальной политики. На эти цели выделено 4 436 млн руб., что в 1,3 раза больше, чем в 2006 г. (3 444,8 млн). Наиболее высокими расходами в 2007 г. характеризовались следующие направления: развитие жилищно-коммунального хозяйства, укрепление социальной политики, охрана окружающей среды.
Еще одной важной стратегической целью развития Хабаровска стало формирование регионального научно-технического (инновационного) центра. В этой связи создание благоприятного инвестиционного климата и всесторонняя поддержка предпринимательства названы приоритетными направлениями деятельности администрации города.
Город применяет новые технологии привлечения финансовых ресурсов в строительную отрасль посредством предоставления на конкурсной основе сформированных земельных участков с необходимой инженерной инфраструктурой. Администрация Хабаровска постоянно находится в поиске новых, адаптированных к существующим условиям хозяйствования схем финансирования инвестиционных проектов, самостоятельно разрабатывает необходимые механизмы привлечения финансовых ресурсов.
– Какую помощь город оказывает малому и среднему предпринимательству?
– Развитию предпринимательства как основы рыночной экономики в Хабаровске уделяется значительное внимание. В настоящее время идет формирование нормативной правовой базы по различным сегментам рынка с учетом мнения бизнес-сообщества. Приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие строительные, инвестиционные и торговые процессы, арендные отношения, пассажирские перевозки на городских и пригородных маршрутах и многие другие вопросы. Реализуется четвертая по счету городская программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровске на 2007–2009 гг.». Бюджет программы составляет 235 млн руб., в том числе 210 млн – залоговая поддержка, 18,0 млн – микрокредитование.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 г., требует обязательной экспертизы бизнесом местных нормативных актов. В этом контексте мэром города подписано распоряжение «О взаимодействии с предпринимательским сектором экономики города», в котором определен механизм реализации данной нормы, а также внесено дополнение в регламент администрации Хабаровска о согласовании с управлением экономического развития и городским советом по предпринимательству при мэре города проектов постановлений мэра, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства на территории города.
Выстраивая отношения между бизнесом и властью в формате конструктивного диалога, направленного на укрепление взаимопонимания, администрация города рассчитывает на активное участие бизнес-структур в решении как локальных, так и стратегических задач, стоящих перед городом. Одним из способов оказания поддержки субъектам малого предпринимательства стал рост доли муниципального заказа, выполненного с их участием, до 33% (в 2005 г. – 30%); к обслуживанию 99,0% жилищного фонда привлечено более 20 частных предприятий; оказывается содействие в открытии новых объектов потребительского рынка и услуг; 387 автобусов, принадлежащих коммерческим перевозчикам, осуществляют перевозку пассажиров по 44 городским маршрутам, 246 коммерческих маршрутных такси работают на 31 маршруте. Предприятиям и предпринимателям, занимающимся реализацией собственной продукции или предоставлением услуг населению, а также местным производителям передано в аренду 48 тыс. кв. м нежилых помещений.
В свою очередь, малый и средний бизнес активно принимает участие в реализации социальных программ города, различных благотворительных акциях («Помоги собраться в школу», «От сердца к сердцу» и др.), оказывает помощь малоимущим слоям населения.
Для поднятия престижа предпринимательской деятельности и повышения социального статуса бизнесменов проведено семь конкурсов «Лучший предприниматель города Хабаровска», в которых приняло участие 240 предпринимателей и руководителей предприятий;: 57 из них стали победителями, 51 – лауреатами.
Практическому воплощению инициатив представителей бизнес-сообщества в Хабаровске способствовали четыре дальневосточных научно-практических конференции по маркетингу, в том числе две – при финансовой поддержке администрации города.
– В каких отраслях предприниматели действуют наиболее активно?
– Отраслевое распределение занятости населения в малом бизнесе является отражением его структуры по видам экономической деятельности, которая характеризуется преобладанием малого бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли (малые предприятия – 45% от общего числа, индивидуальные предприниматели – 55%), что характерно не только для города, но и для края и в целом по России.
12% малых предприятий занимается выпуском промышленной продукции, 19% – строительством, 3% – оказанием транспортных услуг. Значительный вклад малый бизнес вносит в производство важнейших видов продукции, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, – в пищевой промышленности, производстве швейных изделий, стройматериалов, изделий из дерева и пластика.
– Как это влияет на поступление доходов в казну?
– В 2007 г. малым бизнесом Хабаровска (7 150 малых предприятий и 12,6 тыс. индивидуальных предпринимателей) в бюджеты всех уровней уплачено налогов на сумму 4 069,4 млн руб., в том числе 668,2 млн – в бюджет города. В среднем на одного работающего в малом бизнесе в бюджеты всех уровней уплачено 40,3 тыс. руб.; одним малым предприятием – 432,9 тыс.; одним индивидуальным предпринимателем – 44,1 тыс. руб. Доля малого бизнеса составила 15% от общего объема уплаченных налогов в целом по городу.
– Теплеет ли с годами инвестиционный климат в городе? В чем выражается муниципальная поддержка инвестиционных проектов?
– Оживление инвестиционного процесса в Хабаровске началось с 2002 г. с принятием Концепции инвестиционной политики администрации города, что способствовало подъему промышленного производства, особенно в сфере строительства, и оздоровлению экономики города (табл. 1). По прогнозам, в 2009–2011 гг. высокими темпами будут расти инвестиции в такие виды экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, операции с недвижимостью, сфера услуг.
Таблица 1. Динамика инвестиционного процесса
Воплощение в жизнь общегородских проектов, реализуемых силами ОАО «Управление инвестиционных программ», позволило существенно повысить инвестиционную привлекательность города. Объем капитальных вложений по данному заказчику за 2008–2009 гг. составит не менее 2,0 млрд руб. За последние три года жители смогли оценить работу городской администрации: обновленный детский парк им. Гайдара с игровым развлекательным комплексом, сеть современных муниципальных торговых комплексов, сеть магазинов «Ветеран», муниципальные социальные бани.
Ведется строительство межрегионального центра экономического сотрудничества. Уникальный выставочный комплекс с развитой инфраструктурой площадью более 20 тыс. кв. м появится в городе в ближайшие два-три года. Для реализации проекта будут привлечены средства отечественных и иностранных инвесторов в сумме более 1 200 млн руб.
Согласно утвержденной концепции технического перевооружения руководством ОАО «Амурский кабельный завод» обновлен парк волочильных машин, внедрена технологии волочения, совмещенная с электрическим отжигом. В 2006 г. приобретено оборудование немецкой фирмы Mashinenfabrik Niehoff GmbH & Co. KG стоимостью 2,0 млн евро, предусмотрена поэтапная (в течение пяти лет) замена технологического оборудования на сумму более 820 млн руб.
Администрацией города реализуются такие масштабные проекты, как строительство сети мусороперерабатывающих комплексов и освоение Тунгусского месторождения подземных вод. Эти проекты позволят решить проблему водоснабжения города и утилизации бытовых отходов. Строительство альтернативного источника питьевой воды – разработка Тунгусского месторождения подземных вод – ведется путем софинансирования из всех уровней бюджета. На данный момент уже выполнено 40% работ, сдача объекта планируется в 2010 г. Стоимость первой очереди составила 3,5 млрд руб.
Для развития транспортно-транзитной международной функции города создается эффективная система управления транспортными потоками и взаимодействия различных видов транспорта в рамках Хабаровского транспортного узла. Начато возведение логистического центра ООО «Логопарк-Амур» площадью 100 тыс. кв. м, стоимость проекта оценивается в 60 млн долл. На базе Хабаровского аэропорта планируется строительство хаба – локального центра накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, развитие телекоммуникационного комплекса.
– 2008 г. объявлен Годом семьи. Какие меры принимаются руководством города для улучшения экономических, социальных и правовых условий жизни семей?
– Уже в течение пяти лет проблемы семьи, материнства и детства считаются в Хабаровске приоритетными, несмотря на то что такие вопросы, как опека, попечительство, безнадзорность и беспризорность, предоставление мер социальной поддержки, сегодня являются переданными полномочиями.
Администрация города поставила перед всеми службами, занимающимися данной проблемой, задачу поиска новых способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также развития профилактического блока услуг по сохранению кровной семьи для детей и развитие форм семейного жизнеустройства, благоприятного для детей, лишенных опеки и попечения родителей. Для детей, находящихся в социально опасном положении, в городе открыто 20 «социальных гостиных» в образовательных учреждениях и 13 социальных клубов в муниципальных библиотеках.
В 2007 г. утвержден план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Хабаровске на 2007–2010 гг., основными задачами которого являются:
– обеспечение возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения и возвращения матери к активной трудовой деятельности;
– развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;
– содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Хабаровске успешно работает программа «Приемная семья». Если в 2002 г. приемные родители нашлись только для семи малышей, то сейчас в семьях проживают 144 ребенка.
Радует и рост рождаемости. Только в 2007 г. на свет появилось 6 553 новорожденных (на 435 детей больше, чем в предыдущем году), причем для 1 700 мам это был второй, третий и более ребенок.
В детские сады сейчас ходят только 57% дошколят, но к 2010 г. в результате реализации целевой программы «Развитие системы дошкольного образования в городе Хабаровске на 2008–2010 гг.», предполагающей открытие 17 детских садов на 2 280 мест, данный показатель планируется довести до 71%. Отмечу, что 11 новых детских садов на 1 330 мест появятся уже в 2008 г. На эти цели в бюджете города выделено 272 млн руб.
Решение жилищного вопроса – вторая важная для города задача, и можно сказать, что объемы строительства в Хабаровске заметно выросли. Например, в 2007 г. было сдано 227,5 тыс. кв. м жилья – 2 954 квартиры. В ближайшие годы ветхие аварийные дома будут снесены, жилищная застройка станет более компактной, появятся индивидуальные архитектурные решения.
– Сейчас в Хабаровске активно развивается ЖКХ – отрасль, долгие годы находившаяся в упадке…
– На протяжении 1990-х гг. и в период с 2001 по 2004 г. жилищно-коммунальное хозяйство находилось в кризисном состоянии. По состоянию на 1 января 2000 г. кредиторская задолженность жилищных предприятий составляла 1 008,7 млн руб., долг перед энергетическим комплексом – 826,8 млн. Задолженность по заработной плате сотрудникам превышала шесть месяцев. Результатом описанной ситуации стало банкротство 11 жилищных предприятий.
В такой обстановке происходило разделение функций заказчика и подрядчика путем создания МУП Службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам, которое явилось одним из основных направлений реформирования отрасли. К 1 октября 2003 г. убытки организаций ЖКХ из-за предоставленных льгот и субсидий гражданам достигали 335,8 млн руб. В результате проведения работы по возмещению льгот и субсидий из федерального и краевого бюджетов в 2004–2006 гг. получено 193,7 млн руб. На 1 января 2008 г. задолженности по данным видам расходов у предприятий отрасли не наблюдается.
В городе проводятся мероприятия по выполнению второго условия ч. 1 ст.14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»:
а) по акционированию муниципальных унитарных предприятий: МУП города Хабаровска «Остон», «СЗ по ЖКУ», «Стрела», «Гостиница “Амур”», «РКЦ по обработке коммунальных платежей» – уточняется состав имущества будущих акционерных обществ;
б) по проведению второго этапа приватизации по предприятиям: ОАО «Жилсервис-5», ОАО «Жилсервис-6», ОАО «Жилсервис-7» – организована продажа 76% акций администрации города для создания предприятий, в уставных фондах которых доля муниципального образования не превышает 25%;
в) по увеличению числа частных управляющих организаций за счет совмещения функций управления и обслуживания подрядными организациями и демонополизации муниципальных управляющих организаций (МУП города Хабаровска «СЗ по ЖКУ») в сфере управления многоквартирными домами: до конца текущего года планируется создать дополнительно до 10 управляющих организаций.
Кроме того, в городе проводятся смотры-конкурсы «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор», в которых в 2007–2008 гг. приняло участие более 80 инициативных групп населения, ТСЖ, ЖСК. По результатам конкурсов победители получили денежные премии, дипломы, благодарственные письма.
Хорошим стимулом для развития отрасли стал и организованный для поддержки местных инициатив конкурс социально значимых проектов на соискание муниципальных грантов в области ЖКХ. К бюджетному финансированию на сумму 1 200 тыс. руб. в 2008 г. были одобрены девять проектов ТСЖ и ЖСК. Большинство проектов направлено на благоустройство дворов и создание детских и спортивных площадок.
Продолжается переход на систему управления жилищным фондом товариществами собственников жилья. Если на 1 января 2005 г. в Хабаровске было зарегистрировано 84 ТСЖ, то к 1 января 2008 г. их стало уже 185, а к 1 июня 2008 г. – 201 в 388 домах, что составляет 16% от всего жилищного фонда города.
Ежегодно готовится анализ качества обслуживания домов ТСЖ в сравнении с муниципальным жилищным фондом. За 2008 г. уже организовано и проведено более 200 собраний по вопросам создания ТСЖ, идет работа по приведению договорных отношений ТСЖ, ЖСК в соответствие с требованиями законодательства. В течение 2008 г. за счет бюджетных и внебюджетных средств будут проведены обучающие семинары для председателей ТСЖ и домовых комитетов.
Продолжается внедрение приборов учета электрической энергии, потребления холодной и горячей воды в жилищном фонде. Ежегодно принимается программа по модернизации лифтового хозяйства. Согласно титульным спискам по капитальному ремонту в 2008 г. планируется модернизация 116 лифтов, отработавших нормативный срок службы, на сумму 50,6 млн руб. В настоящее время проведена модернизация 29 лифтов на сумму 16 млн.
В 2008 г. на капитальный ремонт жилищного фонда планируется направить 104,6 млн руб. из городского бюджета и 15,2 млн – из внебюджетных средств. Кроме того, разрабатывается годовая муниципальная адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на сумму 443,7 млн руб., в том числе 306,2 млн – за счет федеральных средств, 116 млн – за счет средств городского бюджета, 22,2 млн – за счет платежей населения.
В текущем году управлением ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда города подготовлены материалы для участия во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России за 2007 г.» и в конкурсе Правительства РФ и Международного банка реконструкции и развития по реализации проекта «Реформа ЖКХ в России».
Растет и роль Хабаровска в экономике края: столица региона формирует около 60% его налогового потенциала; удельный вес в обороте организаций – 50%, инвестиций – 60%, товарооборота – 64%. Город весьма привлекателен для инвестиций. Здесь концентрируется значительная часть мощностей строительного комплекса, учреждений научной сферы, образования и здравоохранения.
О любимом городе, отметившем в 2008 г. свое 150-летие, рассказывает мэр Хабаровска Александр СОКОЛОВ.
– Александр Николаевич, Вы занимаете пост мэра Хабаровска уже восемь лет. И кому, как не Вам, знать, чем живет и дышит город, с чем пришел к своему 150-летнему юбилею, каковы итоги его развития на настоящий момент.
– Позитивные тенденции социально-экономического развития города признаны как российским, так и международным сообществом. В 2006 г. Хабаровску вручен диплом конкурса, проводимого Организацией Объединенных Наций, в номинации «За обеспечение устойчивого развития города», в 2007 г. – в номинации «За эффективную промышленно-экономическую политику в городе». Кроме того, Хабаровск признан победителем V Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям развития», занял первое место в I Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование». На Международном форуме «Мегаполис: ХХI в.» в марте 2008 г. Хабаровск был награжден дипломом I Международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ» в пяти номинациях.
По данным бизнес-журнала Forbes, Хабаровск входит в десятку городов России, где созданы лучшие условия для ведения бизнеса. В 2008 г. он признан лучшим городом России в сфере управления финансами. Комиссия, в состав которой вошли лучшие экономисты страны, отметила дальневосточную столицу в номинации «За высокое качество исполнения бюджета».
Приведу цифры. По предварительным итогам первого полугодия текущего года оборот организаций по видам экономической деятельности составил 112,0 млрд руб., или 127,8% к уровню аналогичного периода прошлого года. Объем отгруженных товаров по промышленным видам экономической деятельности составил 23,7 млрд руб. (рост на 16,0%). Объем инвестиций в основной капитал, по расчетным данным, достиг 16,0 млрд руб. – это в 1,6 раза больше соответствующего периода предыдущего года. Оборот розничной торговли по всем каналам реализации оценивается в 29,0 млрд руб. (рост на 10,2%).
Достигнутые темпы экономического развития оказали влияние на уровень жизни населения. Заработная плата составила 20,7 тыс. руб., или 129,0% к уровню аналогичного периода 2007 г. (3,2 величины прожиточного минимума). Среднемесячный размер назначенных пенсий по итогам 2007 г. также имеет положительную динамику, увеличившись на 32,3%. На рынке труда сохраняется стабильная ситуация, уровень регистрируемой безработицы (0,6%) значительно ниже, чем в среднем по Хабаровскому краю (3,2%) и Российской Федерации (2,1%).
Сохранена и развивается сеть муниципальных учреждений социальной сферы, продолжается работа по укреплению материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Достигнутые результаты позволяют говорить об устойчивом развитии городского округа «Город Хабаровск» и строить оптимистичные прогнозы на будущее.
В настоящее время реализация стратегической миссии города как селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока способствует созданию привлекательного имиджа города, в котором хотелось бы жить и работать.
– Девиз у города достаточно амбициозный: «Хабаровск – город мира, культуры и созидания». А какие меры принимаются для его подтверждения?
– Реализация стратегического плана позволяет обеспечить жителям социальный комфорт, достаток и безопасность, территории – современное обустройство, бизнесу – благоприятный правовой и инвестиционный климат, работникам – качественную профессиональную подготовку, высокую производительность труда.
Принятие стратегического плана стало определяющим шагом для построения эффективной системы, суть которой заключается в текущем планировании развития города, прежде всего бюджетном, которое осуществляется в соответствии со средне- и долгосрочными целями социально-экономического развития Хабаровска. Основной стратегической целью развития города является создание благоприятных условий для жизни людей, их творческой деятельности, отдыха и воспитания детей. Комфортные и безопасные условия проживания на территории Хабаровска являются как самостоятельной безусловной ценностью, так и важным фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала.
Особенностью деятельности администрации города стала четкая организация процесса управления. На сегодняшний день реализуются 57 программ, призванных обеспечить динамичное развитие отраслей городского хозяйства. Выполняются целевые программы, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры, усиление социальной поддержки. Особое место занимают мероприятия по развитию сети внутригородских автодорог и дорожных сооружений, объектов энергообеспечения города. Разработаны и воплощаются в жизнь программы строительства доступного жилья и расселения граждан из ветхого жилищного фонда, а также программы, обеспечивающие поддержку и развитие городской экономики и муниципальных финансов.
Большой вклад в развитие социальной сферы привнесли приоритетные национальные проекты, для успешной реализации которых в Хабаровске утверждена необходимая нормативно-правовая база. В рамках реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2007 г. 243 семьи получили квартиры.
Выполнение Концепции муниципального производственного сектора экономики на период до 2010 г. – основополагающего документа, дающего возможность системно влиять на повышение эффективности работы муниципальных предприятий, приносит положительные результаты.
Улучшилась платежная дисциплина, изменился взгляд муниципального менеджмента на экономику. Муниципальные предприятия активно ведут поиск дополнительных доходов, модернизируют основные фонды, применяют инновационные технологии.
Безусловным приоритетом в бюджетной политике является обеспечение социальных обязательств в сфере образования, культуры, социальной политики. На эти цели выделено 4 436 млн руб., что в 1,3 раза больше, чем в 2006 г. (3 444,8 млн). Наиболее высокими расходами в 2007 г. характеризовались следующие направления: развитие жилищно-коммунального хозяйства, укрепление социальной политики, охрана окружающей среды.
Еще одной важной стратегической целью развития Хабаровска стало формирование регионального научно-технического (инновационного) центра. В этой связи создание благоприятного инвестиционного климата и всесторонняя поддержка предпринимательства названы приоритетными направлениями деятельности администрации города.
Город применяет новые технологии привлечения финансовых ресурсов в строительную отрасль посредством предоставления на конкурсной основе сформированных земельных участков с необходимой инженерной инфраструктурой. Администрация Хабаровска постоянно находится в поиске новых, адаптированных к существующим условиям хозяйствования схем финансирования инвестиционных проектов, самостоятельно разрабатывает необходимые механизмы привлечения финансовых ресурсов.
– Какую помощь город оказывает малому и среднему предпринимательству?
– Развитию предпринимательства как основы рыночной экономики в Хабаровске уделяется значительное внимание. В настоящее время идет формирование нормативной правовой базы по различным сегментам рынка с учетом мнения бизнес-сообщества. Приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие строительные, инвестиционные и торговые процессы, арендные отношения, пассажирские перевозки на городских и пригородных маршрутах и многие другие вопросы. Реализуется четвертая по счету городская программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровске на 2007–2009 гг.». Бюджет программы составляет 235 млн руб., в том числе 210 млн – залоговая поддержка, 18,0 млн – микрокредитование.
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 г., требует обязательной экспертизы бизнесом местных нормативных актов. В этом контексте мэром города подписано распоряжение «О взаимодействии с предпринимательским сектором экономики города», в котором определен механизм реализации данной нормы, а также внесено дополнение в регламент администрации Хабаровска о согласовании с управлением экономического развития и городским советом по предпринимательству при мэре города проектов постановлений мэра, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства на территории города.
Выстраивая отношения между бизнесом и властью в формате конструктивного диалога, направленного на укрепление взаимопонимания, администрация города рассчитывает на активное участие бизнес-структур в решении как локальных, так и стратегических задач, стоящих перед городом. Одним из способов оказания поддержки субъектам малого предпринимательства стал рост доли муниципального заказа, выполненного с их участием, до 33% (в 2005 г. – 30%); к обслуживанию 99,0% жилищного фонда привлечено более 20 частных предприятий; оказывается содействие в открытии новых объектов потребительского рынка и услуг; 387 автобусов, принадлежащих коммерческим перевозчикам, осуществляют перевозку пассажиров по 44 городским маршрутам, 246 коммерческих маршрутных такси работают на 31 маршруте. Предприятиям и предпринимателям, занимающимся реализацией собственной продукции или предоставлением услуг населению, а также местным производителям передано в аренду 48 тыс. кв. м нежилых помещений.
В свою очередь, малый и средний бизнес активно принимает участие в реализации социальных программ города, различных благотворительных акциях («Помоги собраться в школу», «От сердца к сердцу» и др.), оказывает помощь малоимущим слоям населения.
Для поднятия престижа предпринимательской деятельности и повышения социального статуса бизнесменов проведено семь конкурсов «Лучший предприниматель города Хабаровска», в которых приняло участие 240 предпринимателей и руководителей предприятий;: 57 из них стали победителями, 51 – лауреатами.
Практическому воплощению инициатив представителей бизнес-сообщества в Хабаровске способствовали четыре дальневосточных научно-практических конференции по маркетингу, в том числе две – при финансовой поддержке администрации города.
– В каких отраслях предприниматели действуют наиболее активно?
– Отраслевое распределение занятости населения в малом бизнесе является отражением его структуры по видам экономической деятельности, которая характеризуется преобладанием малого бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли (малые предприятия – 45% от общего числа, индивидуальные предприниматели – 55%), что характерно не только для города, но и для края и в целом по России.
12% малых предприятий занимается выпуском промышленной продукции, 19% – строительством, 3% – оказанием транспортных услуг. Значительный вклад малый бизнес вносит в производство важнейших видов продукции, ориентированных на удовлетворение потребностей населения, – в пищевой промышленности, производстве швейных изделий, стройматериалов, изделий из дерева и пластика.
– Как это влияет на поступление доходов в казну?
– В 2007 г. малым бизнесом Хабаровска (7 150 малых предприятий и 12,6 тыс. индивидуальных предпринимателей) в бюджеты всех уровней уплачено налогов на сумму 4 069,4 млн руб., в том числе 668,2 млн – в бюджет города. В среднем на одного работающего в малом бизнесе в бюджеты всех уровней уплачено 40,3 тыс. руб.; одним малым предприятием – 432,9 тыс.; одним индивидуальным предпринимателем – 44,1 тыс. руб. Доля малого бизнеса составила 15% от общего объема уплаченных налогов в целом по городу.
– Теплеет ли с годами инвестиционный климат в городе? В чем выражается муниципальная поддержка инвестиционных проектов?
– Оживление инвестиционного процесса в Хабаровске началось с 2002 г. с принятием Концепции инвестиционной политики администрации города, что способствовало подъему промышленного производства, особенно в сфере строительства, и оздоровлению экономики города (табл. 1). По прогнозам, в 2009–2011 гг. высокими темпами будут расти инвестиции в такие виды экономической деятельности, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, операции с недвижимостью, сфера услуг.
Таблица 1. Динамика инвестиционного процесса
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. |
30,9 |
33,0 |
35,5 |
37,2 |
39,9 |
Объем инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году в сопоставимой оценке |
104,9% |
102 |
102 |
101 |
102 |
Воплощение в жизнь общегородских проектов, реализуемых силами ОАО «Управление инвестиционных программ», позволило существенно повысить инвестиционную привлекательность города. Объем капитальных вложений по данному заказчику за 2008–2009 гг. составит не менее 2,0 млрд руб. За последние три года жители смогли оценить работу городской администрации: обновленный детский парк им. Гайдара с игровым развлекательным комплексом, сеть современных муниципальных торговых комплексов, сеть магазинов «Ветеран», муниципальные социальные бани.
Ведется строительство межрегионального центра экономического сотрудничества. Уникальный выставочный комплекс с развитой инфраструктурой площадью более 20 тыс. кв. м появится в городе в ближайшие два-три года. Для реализации проекта будут привлечены средства отечественных и иностранных инвесторов в сумме более 1 200 млн руб.
Согласно утвержденной концепции технического перевооружения руководством ОАО «Амурский кабельный завод» обновлен парк волочильных машин, внедрена технологии волочения, совмещенная с электрическим отжигом. В 2006 г. приобретено оборудование немецкой фирмы Mashinenfabrik Niehoff GmbH & Co. KG стоимостью 2,0 млн евро, предусмотрена поэтапная (в течение пяти лет) замена технологического оборудования на сумму более 820 млн руб.
Администрацией города реализуются такие масштабные проекты, как строительство сети мусороперерабатывающих комплексов и освоение Тунгусского месторождения подземных вод. Эти проекты позволят решить проблему водоснабжения города и утилизации бытовых отходов. Строительство альтернативного источника питьевой воды – разработка Тунгусского месторождения подземных вод – ведется путем софинансирования из всех уровней бюджета. На данный момент уже выполнено 40% работ, сдача объекта планируется в 2010 г. Стоимость первой очереди составила 3,5 млрд руб.
Для развития транспортно-транзитной международной функции города создается эффективная система управления транспортными потоками и взаимодействия различных видов транспорта в рамках Хабаровского транспортного узла. Начато возведение логистического центра ООО «Логопарк-Амур» площадью 100 тыс. кв. м, стоимость проекта оценивается в 60 млн долл. На базе Хабаровского аэропорта планируется строительство хаба – локального центра накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, развитие телекоммуникационного комплекса.
– 2008 г. объявлен Годом семьи. Какие меры принимаются руководством города для улучшения экономических, социальных и правовых условий жизни семей?
– Уже в течение пяти лет проблемы семьи, материнства и детства считаются в Хабаровске приоритетными, несмотря на то что такие вопросы, как опека, попечительство, безнадзорность и беспризорность, предоставление мер социальной поддержки, сегодня являются переданными полномочиями.
Администрация города поставила перед всеми службами, занимающимися данной проблемой, задачу поиска новых способов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также развития профилактического блока услуг по сохранению кровной семьи для детей и развитие форм семейного жизнеустройства, благоприятного для детей, лишенных опеки и попечения родителей. Для детей, находящихся в социально опасном положении, в городе открыто 20 «социальных гостиных» в образовательных учреждениях и 13 социальных клубов в муниципальных библиотеках.
В 2007 г. утвержден план мероприятий по улучшению демографической ситуации в Хабаровске на 2007–2010 гг., основными задачами которого являются:
– обеспечение возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения и возвращения матери к активной трудовой деятельности;
– развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;
– содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Хабаровске успешно работает программа «Приемная семья». Если в 2002 г. приемные родители нашлись только для семи малышей, то сейчас в семьях проживают 144 ребенка.
Радует и рост рождаемости. Только в 2007 г. на свет появилось 6 553 новорожденных (на 435 детей больше, чем в предыдущем году), причем для 1 700 мам это был второй, третий и более ребенок.
В детские сады сейчас ходят только 57% дошколят, но к 2010 г. в результате реализации целевой программы «Развитие системы дошкольного образования в городе Хабаровске на 2008–2010 гг.», предполагающей открытие 17 детских садов на 2 280 мест, данный показатель планируется довести до 71%. Отмечу, что 11 новых детских садов на 1 330 мест появятся уже в 2008 г. На эти цели в бюджете города выделено 272 млн руб.
Решение жилищного вопроса – вторая важная для города задача, и можно сказать, что объемы строительства в Хабаровске заметно выросли. Например, в 2007 г. было сдано 227,5 тыс. кв. м жилья – 2 954 квартиры. В ближайшие годы ветхие аварийные дома будут снесены, жилищная застройка станет более компактной, появятся индивидуальные архитектурные решения.
– Сейчас в Хабаровске активно развивается ЖКХ – отрасль, долгие годы находившаяся в упадке…
– На протяжении 1990-х гг. и в период с 2001 по 2004 г. жилищно-коммунальное хозяйство находилось в кризисном состоянии. По состоянию на 1 января 2000 г. кредиторская задолженность жилищных предприятий составляла 1 008,7 млн руб., долг перед энергетическим комплексом – 826,8 млн. Задолженность по заработной плате сотрудникам превышала шесть месяцев. Результатом описанной ситуации стало банкротство 11 жилищных предприятий.
В такой обстановке происходило разделение функций заказчика и подрядчика путем создания МУП Службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам, которое явилось одним из основных направлений реформирования отрасли. К 1 октября 2003 г. убытки организаций ЖКХ из-за предоставленных льгот и субсидий гражданам достигали 335,8 млн руб. В результате проведения работы по возмещению льгот и субсидий из федерального и краевого бюджетов в 2004–2006 гг. получено 193,7 млн руб. На 1 января 2008 г. задолженности по данным видам расходов у предприятий отрасли не наблюдается.
В городе проводятся мероприятия по выполнению второго условия ч. 1 ст.14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»:
а) по акционированию муниципальных унитарных предприятий: МУП города Хабаровска «Остон», «СЗ по ЖКУ», «Стрела», «Гостиница “Амур”», «РКЦ по обработке коммунальных платежей» – уточняется состав имущества будущих акционерных обществ;
б) по проведению второго этапа приватизации по предприятиям: ОАО «Жилсервис-5», ОАО «Жилсервис-6», ОАО «Жилсервис-7» – организована продажа 76% акций администрации города для создания предприятий, в уставных фондах которых доля муниципального образования не превышает 25%;
в) по увеличению числа частных управляющих организаций за счет совмещения функций управления и обслуживания подрядными организациями и демонополизации муниципальных управляющих организаций (МУП города Хабаровска «СЗ по ЖКУ») в сфере управления многоквартирными домами: до конца текущего года планируется создать дополнительно до 10 управляющих организаций.
Кроме того, в городе проводятся смотры-конкурсы «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор», в которых в 2007–2008 гг. приняло участие более 80 инициативных групп населения, ТСЖ, ЖСК. По результатам конкурсов победители получили денежные премии, дипломы, благодарственные письма.
Хорошим стимулом для развития отрасли стал и организованный для поддержки местных инициатив конкурс социально значимых проектов на соискание муниципальных грантов в области ЖКХ. К бюджетному финансированию на сумму 1 200 тыс. руб. в 2008 г. были одобрены девять проектов ТСЖ и ЖСК. Большинство проектов направлено на благоустройство дворов и создание детских и спортивных площадок.
Продолжается переход на систему управления жилищным фондом товариществами собственников жилья. Если на 1 января 2005 г. в Хабаровске было зарегистрировано 84 ТСЖ, то к 1 января 2008 г. их стало уже 185, а к 1 июня 2008 г. – 201 в 388 домах, что составляет 16% от всего жилищного фонда города.
Ежегодно готовится анализ качества обслуживания домов ТСЖ в сравнении с муниципальным жилищным фондом. За 2008 г. уже организовано и проведено более 200 собраний по вопросам создания ТСЖ, идет работа по приведению договорных отношений ТСЖ, ЖСК в соответствие с требованиями законодательства. В течение 2008 г. за счет бюджетных и внебюджетных средств будут проведены обучающие семинары для председателей ТСЖ и домовых комитетов.
Продолжается внедрение приборов учета электрической энергии, потребления холодной и горячей воды в жилищном фонде. Ежегодно принимается программа по модернизации лифтового хозяйства. Согласно титульным спискам по капитальному ремонту в 2008 г. планируется модернизация 116 лифтов, отработавших нормативный срок службы, на сумму 50,6 млн руб. В настоящее время проведена модернизация 29 лифтов на сумму 16 млн.
В 2008 г. на капитальный ремонт жилищного фонда планируется направить 104,6 млн руб. из городского бюджета и 15,2 млн – из внебюджетных средств. Кроме того, разрабатывается годовая муниципальная адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на сумму 443,7 млн руб., в том числе 306,2 млн – за счет федеральных средств, 116 млн – за счет средств городского бюджета, 22,2 млн – за счет платежей населения.
В текущем году управлением ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда города подготовлены материалы для участия во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России за 2007 г.» и в конкурсе Правительства РФ и Международного банка реконструкции и развития по реализации проекта «Реформа ЖКХ в России».
Справка «Бюджета»
Александр Николаевич СОКОЛОВ, мэр города Хабаровска
Родился в 1950 г. в с. Даниловка Смидовичского района Хабаровского края (ныне ЕАО).
В 1980 г. окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 2000 г. – Хабаровский государственный технический университет, специальность «Юриспруденция». Кандидат юридических наук.
С 1967 г. работал на Хабаровском заводе им. Горького, где прошел путь от рабочего до директора предприятия.
В 1989 гг. избран первым секретарем Хабаровского горкома КПСС, а в 1990 г. – председателем Хабаровского городского Совета народных депутатов.
С 1994 г. – первый заместитель главы администрации города Хабаровска.
В 1995 г. занял должность генерального директора ОАО «Хабаровскнефтепродукт».
В 2000 г. избран мэром города Хабаровска, в 2004 г. переизбран на эту должность на второй срок.
Награжден орденами Дружбы, «За трудовую доблесть, медалями Жукова, «300 лет Российскому флоту», «За укрепление боевого содружества», «За содружество во имя спасения», «За трудовую доблесть» и др. Почетный гражданин города Хабаровска.