XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Каждый нацпроект — важный шаг в развитии

Объединение территорий, участие в государственных программах и проектах дают муниципальным образованиям России шанс на развитие, в том числе и социальной сферы. О том, как этот процесс идет в Сорочинском городском округе, рассказала его глава Татьяна Петровна Мелентьева.

Сорочинский городской округ (Оренбургская область) — победитель XV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», диплом I степени

— Татьяна Петровна, тема нашего сегодняшнего интервью — социальная сфера. Семь лет назад, в 2015 году, произошло объединение Сорочинского района и города Сорочинска в одно муниципальное образование. Если говорить о социальной сфере, как изменилась ситуация после объединения?

— За минувшие семь лет после объединения города и района социальная картина в округе изменилась кардинально, приобрела более четкие контуры и грамотную структуру. Конечно, работа до сих пор продолжается — опыт наработан, система управления территорией выстроена, стало больше порядка и стабильности, в том числе и в социальной сфере, но мы стремимся к дальнейшему развитию. Мы все активнее применяем актуальные для сорочинской земли инновации, проекты и программы. Более того, объединение территории сделало эти механизмы более доступными, помогло решить в том числе вопрос с кадрами. Ведь есть огромная разница в эффективности управления, когда за работу и ее результат отвечает один человек или когда их, скажем, пять. Ответственность влечет за собой более грамотное управление, расстановку приоритетов и их выполнение.

Еще один момент в преобразовании территории в единую, который стал важным фактором ее развития, — это земельные ресурсы. Понимая важность инвестиционной привлекательности округа, в этом направлении мы начали работать сразу и работаем сейчас. Разработали дорожную карту по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, организовали общественный совет по данному направлению, полностью контролируем нормативно-правовую базу, помогая инвесторам и предпринимателям. Инвестиционную деятельность администрация поддерживает информационно, консультационно. Утвердили план развития имиджа муниципалитета, разработали имиджевую карту, сформировали четыре инвестиционные площадки — делаем все возможное, чтобы наша территория была интересна инвесторам.

11.jpg

С местным бизнесом мы наладили крепкие рабочие отношения — их поддержка играет большую роль и в социальном развитии округа. Я очень благодарна нашим деловым партнерам — руководителям предприятий, которые внимательны к насущным потребностям селян, в критической ситуации стараются оперативно помогать городскому округу техникой, специалистами и другим.

В целом что касается социально значимых областей работы, то с уверенностью могу сказать: в настоящее время сформирована материально-техническая база, достаточная для оказания полного набора муниципальных услуг населению в сферах образования, здравоохранения, культуры, массового спорта.

— В том же 2015 году в интервью «Бюджету» вы говорили, что нужно задуматься о более эффективном расходовании бюджетных средств в сфере образования. Речь шла о том, что в среднем расходы на одного обучающегося в городских школах в 2–3 раза ниже, чем в сельских. Изменилась здесь ситуация или это в принципе невозможно?

— Начну с того, что за все те годы, которые прошли с момента объединения, не закрыто ни одно бюджетное учреждение, более того — заработал кинотеатр, появилась площадка для сдачи норм ГТО, другие социальные объекты. Да, расходы на одного обучающегося в сельских школах по-прежнему превышают расходы в городских. И это проблема не только нашей территории, а всех муниципалитетов, где имеются малокомплектные школы, в которых учеников меньше, чем учителей. Сокращать штат ниже определенного уровня тоже нельзя — школа обязана исполнять стандарты и иметь учителей по всем предметам даже для одного ребенка. Но если до объединения в Сорочинском районе не хватало средств на эти нужды, то сейчас, при слиянии, расходы сельских школ компенсируются за счет городских.

— Почти все нацпроекты России так или иначе затрагивают социальную сферу. Насколько их реализация помогает социальному развитию городского округа?

— На территории Сорочинского городского округа национальные проекты активно реализуются с 2017 года. Расскажу обо всех по порядку, поскольку каждый нацпроект для нашей территории — важный шаг в развитии. Значимая поддержка, без которой мы, будем говорить прямо, еще бы долго решали наши проблемы.

С 2017 по 2021 год в рамках НП «Жилье и городская среда» проведены работы по благоустройству трех дворовых территорий и трех парков на сумму более 54,1 миллиона рублей. Построены сети водоснабжения в микрорайоне Озерки города Сорочинска на сумму более 20,7 миллиона рублей.

НП «Образование» позволил провести работы по капитальному ремонту и созданию условий для занятий физкультурой и спортом в трех школах округа на сумму почти 6,8 миллиона рублей; организовать центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», сумма вложений составила порядка 1,2 миллиона.

В рамках НП «Демография» построена спортивная площадка для сдачи норм ГТО в средней школе Сорочинска (более 3,1 миллиона рублей). В рамках НП «Культура» создана модельная библиотека, ее стоимость составила 5 миллионов. По НП «Экология» закуплены контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов на сумму почти 7,3 миллиона.

В текущем году по нацпроекту «Жилье и городская среда» ведутся работы по благоустройству еще одного городского парка, расходы планируются в сумме почти 14,4 миллиона. В рамках нацпроекта «Образование» идут работы по капитальному ремонту и созданию условий для занятий физкультурой и спортом в средней школе Сорочинска (около 2,6 миллиона рублей). Нацпроект «Культура» позволил создать виртуальный концертный зал в детской школе искусств, нацпроект «Демография» — приобрести инвентарь для спортивной школы олимпийского резерва по настольному теннису.

В 2023 году планируются работы по благоустройству еще одной общественной территории в Сорочинске на сумму более 14,2 миллиона рублей (НП «Жилье и городская среда»). В 2024 году в рамках того же нацпроекта благоустройство будет проведено на сумму 15,8 миллиона рублей. В рамках НП «Культура» планируются мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту муниципального музея на сумму 2,6 миллиона, в рамках НП «Образование» — оснащение детской школы искусств на сумму более 6,2 миллиона рублей.

— В Оренбургской области реализуется региональная программа по капитальному ремонту дошкольных образовательных организаций. Вы участвуете в этой программе?

— По поручению губернатора Оренбургской области Д. В. Паслера в регионе началась реализация программы по капитальному ремонту детских садов. В 2022 году в эту программу вошли четыре детских сада Сорочинского городского округа. Общая сумма работ составит 139,3 миллиона рублей, из них 132,3 миллиона (95 процентов) — это субсидия из областного бюджета. Текущий год стал первым годом такого масштабного ремонта образовательных учреждений нашего городского округа.

6.jpg

Все детские сады, включенные в программу, находятся в состоянии, требующем капитального ремонта. Имеются предписания надзорных органов об их неудовлетворительном техническом состоянии. На сегодняшний день работы ведутся на всех объектах. Но во время ремонта мы столкнулись с большими трудностями. Девальвация рубля и разрыв логистических цепочек стали причиной резкого роста стоимости строительных материалов. Цены на них выросли в среднем на 50 процентов, что уже привело к увеличению себестоимости строительных и ремонтных работ. Сметы требуют корректировок, а это приводит к тому, что мы вынуждены изыскивать дополнительные финансовые ресурсы.

Но, несмотря на все трудности, мы разрабатываем и готовим к конкурсному отбору проектно-сметную документацию для трех детских садов при сельских школах, ремонта кровли одной школы и комплексного капитального ремонта еще трех школ на 2023 и 2024 годы. Заблаговременная и качественная разработка этой документации — необходимое условие успешной реализации программы, любой недочет в дальнейшем оборачивается большой проблемой для нас и неизбежно удлиняет сроки работ.

Участие в областных и федеральных программах было и остается для нас первостепенной задачей. Поэтому уже сегодня мы формируем задел на будущий год, готовим необходимые документы для вхождения в программы. Этот вопрос стоит у меня на особом контроле.

Подготовила Н. И. ШТОДА