Орск — центр притяжения Восточного Оренбуржья
Орск — второй по величине город Оренбургской области. Это крупнейший промышленный центр региона, самый большой город по занимаемой площади. Качественно управлять таким хозяйством непросто. Василий Николаевич Козупица, глава Орска, рассказал, как город справляется с поставленными задачами и много лет становится лучшим муниципальным образованием России в сфере управления общественными финансами.
— Василий Николаевич, Орск долгие годы был мощным промышленным городом. В постсоветское время все изменилось, многие производства остановились. Как сейчас обстоят дела в Орске с промышленным производством? Какие предприятия работают, насколько обеспечивают бюджет налогами?
— Действительно, наличие крупных предприятий машиностроительной, нефтеперерабатывающей, металлургической, пищевой отраслей было визитной карточкой и гордостью нашего города. С 2017 года многие из них постепенно стали приостанавливать свою деятельность. Но в
Уже на протяжении нескольких лет промышленность занимает 40 процентов в структуре экономики города. В 2021 году доля НДФЛ, поступившего от крупных предприятий и организаций города, составила 40 процентов от общего объема НДФЛ. Поэтому город однозначно заинтересован в стабильной работе предприятий и повышении уровня заработной платы их работников.
Устойчивое развитие экономики Орска, в том числе промышленного сектора, во многом зависит и от инвестиционной активности. Для успешного привлечения инвесторов необходим благоприятный деловой и инвестиционный климат, комфортные условия для ведения бизнеса. Для этого мы разработали инвестиционный паспорт города и инвестиционный портал, он признан лучшим среди муниципальных образований по наполнению и актуальности в 2021 году. К такому мнению пришли эксперты Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей и Корпорации развития Оренбургской области.
13 сентября 2021 года в Москве прошло заседание межправительственной комиссии, где было принято решение о создании в Оренбургской области, в том числе в городе Орске, особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Оренбуржье». Это значимая точка роста для города и его инвестиционной привлекательности.
Для резидентов ОЭЗ предусмотрены льготы: двухпроцентный налог на прибыль в течение пяти лет, нулевая процентная ставка на транспортный и земельный налоги также на пять лет, налог на имущество — те же нуль процентов, но уже на десять лет, плюс нулевые ввозные пошлины и таможенный НДС. Это реальная возможность для предприятий увеличивать доходы при минимизации своих затрат и, соответственно, осваивать новые виды продукции либо расширять действующее производство.
Преимущества для города от создания особой экономической зоны очевидны: рост инвестиций, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, создание новых рабочих мест, развитие транспортной и социальной инфраструктуры.
— Что сейчас является основой экономики Орска? В чем вы видите потенциал города?
— Как я уже упоминал, структура экономики Орска на 40 процентов представлена промышленным производством. 60 процентов — это непромышленные отрасли: торговля, платные услуги, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и другие.
У Орска есть масса преимуществ, чтобы по праву стать общепризнанным центром притяжения жителей Восточного Оренбуржья: достойный уровень развития торговли, сервисных услуг, общепита, многообразие учреждений культуры и досугового кластера, гостиничный бизнес уровней от премиума до эконома, транспортная доступность и выгодное географическое положение. В этом и заключается основной потенциал города. Намеченные нами направления развития города связаны с сохранением доли промышленного сектора в экономике и развитием малого и среднего бизнеса в сфере предоставления услуг.
— Расскажите о структуре бюджета.
— В первую очередь стоит отметить, что запланированный бюджет на 2022 год превышает бюджет 2021 года более чем на 1,7 миллиарда рублей. Основной рост доходов обеспечен за счет увеличения объемов межбюджетных трансфертов, привлекаемых в город из вышестоящих бюджетов. Доходную часть бюджета обеспечивают налоговые доходы — 27 процентов, неналоговые доходы — 3 процента, межбюджетные трансферты — 70 процентов. В структуре последних 18 процентов составляют дотации, 38 процентов — субсидии, 40 процентов — субвенции, на иные трансферты приходится 4 процента.
Наглядно видно, насколько город зависит от поступлений из вышестоящих бюджетов, и рост данного источника доходов — это результат качественной работы команды профессионалов: сотрудников администрации города, учреждений, участвующих в подготовке необходимых пакетов документов на получение средств из вышестоящих бюджетов. Каждый главный распорядитель бюджетных средств ориентирован на участие в национальных и региональных проектах, государственных программах для привлечения дополнительных средств в местный бюджет. Причем ориентируемся мы на направления, необходимые для города еще до момента формирования бюджета на очередной год. И мы видим, что эта работа приносит результат.
Здесь хотелось бы выразить благодарность Правительству РФ, Оренбургской области за то, что в последнее время расширились направления нацпроектов, госпрограмм, позволяющие не только внедрять новые технологии, но и решать насущные проблемы муниципалитетов.
— Участие в национальных проектах и госпрограммах для многих муниципалитетов страны стало решением застарелых проблем. В каких проектах и программах участвует Орск? Насколько результативно?
— Наш город не исключение. Как я уже сказал, муниципалитет проводит огромную работу по участию в государственных программах, национальных и региональных проектах. Часто для получения средств из областного и федерального бюджетов необходимо пройти отбор или стать победителем конкурса. Это огромный объем работы администрации, учреждений, депутатского корпуса, общественности. Опыт показывает, что результатов мы добиваемся только совместными усилиями, когда беремся за дело всем миром. Именно так, благодаря качественной и своевременной подготовке документов и проведению необходимых организационных мероприятий при поддержке Правительства Оренбургской области, город стал победителем Всероссийского конкурса реализации лучших проектов создания комфортной городской среды и получил право на грант за счет средств федерального бюджета. Организация в городе нового современного пространства для отдыха и досуга жителей привлечет на его территорию малый бизнес, что благоприятно повлияет на развитие территории.
Межбюджетные трансферты обеспечивают 70% дохода бюджета Орска. Поэтому каждый сотрудник администрации, каждый ГРБС ориентирован на участие в национальных и региональных проектах, государственных программах для привлечения дополни- тельных средств в местный бюджет.
Назову несколько примеров нашего участия в госпрограммах. Так, благодаря проекту «Современная школа» в 2019 году нам удалось капитально отремонтировать аварийную школу и уникальное учреждение дополнительного образования. Сделать это исключительно за счет средств местного бюджета не представлялось возможным на протяжении четырех лет.
Участие в проекте «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры» («Культурная среда») позволило нам в 2020 году приобрести музыкальные инструменты для учреждений культуры, в 2021 году отремонтировали четыре здания старейшей в городе детской школы искусств.
С 2019 года город ежегодно участвует в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Для муниципалитета это прекрасная возможность значительно улучшить состояние улично-дорожной сети города. Кстати, средства на эти цели увеличиваются год от года.
Мы продолжаем двигаться в данном направлении. В текущем году реализуем на территории города мероприятия 10 государственных программ четырех национальных проектов.
— Орск входит в десятку самых больших городов России по занимаемой площади. Для кого-то это занятный факт, но большие площади — это дополнительные ресурсы на обслуживание городской территории, благоустройство, транспортное сообщение. Расскажите, пожалуйста, как вы решаете эти задачи?
— Управление такой территорией и ее содержание — задача довольно непростая, но тем она и интереснее. На самом деле мы просто стараемся максимально эффективно использовать имеющиеся у нас финансовые, технические ресурсы и получать наилучший из возможных результат. Например, при проведении благоустройства общественных территорий не концентрируем внимание только на центре города, а создаем комфортные условия для семейного отдыха и досуга одновременно для жителей всех районов Орска. Зимой в обильные снегопады или при подготовке к крупным праздникам привлекаем к содержанию городской улично-дорожной сети предприятия и организации.
— Назовите основные задачи города на сегодня.
— Наша основная задача есть и будет — развитие города и обеспечение его жителей комфортными качественными условиями проживания. Мы строим новые и модернизируем действующие объекты коммунальной, дорожной, социальной инфраструктуры, вводим в строй новое жилье, увеличиваем количество благоустроенных общественных пространств, создаем благоприятные условия для развития бизнеса — каждое действие муниципалитета нацелено на решение поставленной задачи. В благоустроенном городе хочется жить и учиться, создавать семьи, работать и воспитывать детей, хочется что-то делать для его развития и процветания, тем более что тенденции последних лет предлагают большой спектр вариантов непосредственного участия граждан в решении задач местного значения. Большинство важных для Орска вопросов выносятся на публичные и общественные обсуждения, мы голосуем за парки и дороги, которые надо отремонтировать, благодаря инициативному бюджетированию у людей есть возможность привлечь дополнительные деньги на реализацию своих собственных проектов.
Пример эффективного решения, принятого администрацией в 2022 году, — реализация проекта модернизации теплоснабжения Орска. Затраты на мероприятия составят порядка 180 миллионов рублей. Благодаря поддержке правительства региона только 20 процентов расходов возьмет на себя местный бюджет, остальные 80 процентов будут выданы в виде займа Фондом содействия реформированию ЖКХ на 25 лет под минимальные проценты. Это хорошие условия для городского предприятия, чтобы обновить инфраструктуру ЖКХ. Самостоятельно ни предприятие, ни муниципалитет реализовать такой проект не могут.
Отдельно хочется выразить благодарность Министерству финансов Оренбургской области за организацию и мотивацию наших финансистов в их желании заявлять о своих достижениях, о том, что они — профессионалы и им есть что рассказать и чем поделиться.
— Орск получил диплом победителя II степени XV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». Победителем этого конкурса город становится не первый раз. В чем залог успеха команды финансистов Орска?
— В сплоченности и высоком уровне организации и профессионализма. Ограниченность бюджетных средств в решении многих вопросов ставит перед финансистами задачу подбора максимально выгодного для города решения при минимально возможных вложениях. Победа в конкурсе подобного уровня говорит о том, что орчане с поставленной задачей успешно справляются. Важно не просто отлично делать свою работу, но и заявлять о ней, и участие в конкурсах — отличный способ делать это.
Подготовила Н. И. ШТОДА
Город Орск (Оренбургская область) — победитель XV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», диплом II степени