Без налогов нет доходов
29.08.2008 город Тюмень, Тюменская область
О финансовой составляющей жизнедеятельности города рассказывает директор Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени Светлана ЧЕРЕПАНОВА.
– Светлана Геннадьевна, большинство муниципальных образований России ощущают острые проблемы с доходной базой. Какова ситуация с налоговыми поступлениями в казну Тюмени?
– Бюджет городского округа город Тюмень на 2008 г. утвержден по доходам в сумме 13 483 282 тыс. руб., в том числе 11 298 888 тыс. (83,8%) – налоговые доходы. В ходе исполнения бюджета по состоянию на 1 июля 2008 г. объем доходов бюджета составил 16 264 617 тыс. руб., в том числе 11 568 888 тыс. (71,1%) – налоговые доходы. Исполнение бюджета в первом полугодии текущего года характеризуется следующими данными. Общая сумма доходов составила 9 149 452 тыс. руб., в том числе: 5 633 172 тыс. – налоговые доходы, 926 450 тыс. – неналоговые доходы и 2 589 830 тыс. – безвозмездные поступления. В последние годы доля налоговых доходов в общем объеме доходных источников имеет тенденцию к росту. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. они повысились в 3,04 раза, а по сравнению с 2007 г. – 1,24 раза.
В структуре налоговых доходов за 2006–2008 гг. наибольший удельный вес составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Начиная с 2006 г. в целях обеспечения городского округа ресурсами, необходимыми для реализации возложенных на него полномочий, органами государственной власти Тюменской области принято решение о передаче городу дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 2% в 2006 г., 6% – в 2007 г., 8% – в 2008 г. и по 3% на 2009–2010 гг.
Между администрацией города Тюмени и ФНС России по Тюменской области заключено соглашение по информационному взаимодействию. В рамках данного соглашения администрация города получает сведения о налоговых платежах по основным видам экономической деятельности.
Получаемой информации недостаточно для составления достоверных прогнозов поступлений в бюджет Тюмени. В результате финансовый орган лишен возможности осуществлять мониторинг поступлений в бюджет города в разрезе крупных налогоплательщиков, в том числе состоящих на налоговом учете в межрегиональных ИФНС России.
– В Тюмени утвержден трехлетний бюджет на 2008–2010 гг.?
– Утверждение бюджета на 2008–2010 гг., безусловно, является нашей отличительной особенностью. Бюджет был сформирован в соответствии с новыми правилами организации бюджетного процесса, принятыми на федеральном уровне, на основании новой редакции Положения о бюджетном процессе в городе Тюмени и утвержден решением Тюменской городской Думы от 29 ноября 2007 г. № 719 «О бюджете города Тюмени на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.». Кроме того, возникла необходимость внесения множества изменений в муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс города и взаимоотношения его участников.
На сегодняшний день все нормативные акты уже приведены в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Например, утвержден порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана, порядок оценки ликвидности банковской гарантии, порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, внесены изменения в положение о муниципальном долге и ценных бумагах и пр.
Составлен и вариативный прогноз социально-экономического развития города на трехлетний период. Первый вариант отражает сложившуюся тенденцию развития экономики города, второй, который и был принят за основу формирования бюджета, ориентируется на ускорение экономического роста территории за счет комплекса дополнительных мероприятий.
– Расскажите подробнее о расходных приоритетах бюджета текущего года.
– Основные приоритеты бюджетных расходов на 2008 г. и плановый период сохранены и соответствуют решению задач органов местного самоуправления. В рамках реализации мероприятий в области жилищной политики в бюджете впервые предусмотрены средства на обеспечение жильем малоимущих горожан. Продолжается начатая в 2007 г. работа по предоставлению жилищных субсидий молодым семьям, проведению капитального ремонта не только муниципального жилья, но и многоквартирных домов, выбравших способ управления, а также общежитий. Кроме того, в расходы бюджета включены средства на отселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Значительные средства предполагается выделить на ремонт и модернизацию инженерной инфраструктуры.
Для качественного улучшения условий проживания горожан планируется продолжить работу по повышению благоустройства территории. Положительные результаты деятельности в данной области отмечены в конкурсе «Самый благоустроенный город России», где Тюмень несколько лет подряд занимала призовые места. В 2008 г. значительно увеличены расходы на эти цели. Основным новшеством стало разделение городской территории на имущественные комплексы. Выросли расходы бюджета на ремонт и строительство дорог, обустройство городских окраин. В целях развития городских территорий, создания благоприятных условий для проживания и транспортного обеспечения граждан продолжается работа в рамках реализации проекта по комплексному развитию транспортной инфраструктуры.
Кроме того, продолжаются работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции муниципальных зданий и помещений, используемых для предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и культуры.
В 2008 г. за счет средств бюджета Тюмени обеспечиваются следующие дополнительные функции (дополнительные расходные обязательства):
– льготный проезд на общественном транспорте пенсионеров, школьников, студентов;
– материальная поддержка граждан;
– субсидии молодым семьям на приобретение жилья;
– социальные выплаты за наем (поднаем) жилых помещений участковым уполномоченным милиции УВД административных округов города;
– субсидии ветеранам Великой Отечественной войны на ремонт жилья;
– бесплатное предоставление гарантированного перечня услуг по погребению;
– материальная помощь на содержание детей-инвалидов в дошкольной организации;
– организация питания в пришкольных лагерях во время каникул;
– предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг городских бань.
Таким образом, обязательства, дополнительно принимаемые на себя городским округом, имеют преимущественно социальную направленность.
– Каким образом строятся взаимоотношения в сфере бюджетной политики между Тюменской областью и городом Тюменью?
– Если говорить о взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления, то в Тюменской области, в отличие от большинства регионов, этой проблемы не существует. В целом отношения с субъектом у нас складываются очень даже неплохие. Правительство Тюменской области не обходит нас вниманием и регулярно оказывает поддержку при формировании городского бюджета. При этом областные средства большей частью носят инвестиционный характер и направлены на развитие городской инфраструктуры.
В 2007 г. объем средств, поступивших из областного бюджета, составил более 7 млрд руб., или 39% расходной части бюджета.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
– Светлана Геннадьевна, большинство муниципальных образований России ощущают острые проблемы с доходной базой. Какова ситуация с налоговыми поступлениями в казну Тюмени?
– Бюджет городского округа город Тюмень на 2008 г. утвержден по доходам в сумме 13 483 282 тыс. руб., в том числе 11 298 888 тыс. (83,8%) – налоговые доходы. В ходе исполнения бюджета по состоянию на 1 июля 2008 г. объем доходов бюджета составил 16 264 617 тыс. руб., в том числе 11 568 888 тыс. (71,1%) – налоговые доходы. Исполнение бюджета в первом полугодии текущего года характеризуется следующими данными. Общая сумма доходов составила 9 149 452 тыс. руб., в том числе: 5 633 172 тыс. – налоговые доходы, 926 450 тыс. – неналоговые доходы и 2 589 830 тыс. – безвозмездные поступления. В последние годы доля налоговых доходов в общем объеме доходных источников имеет тенденцию к росту. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. они повысились в 3,04 раза, а по сравнению с 2007 г. – 1,24 раза.
В структуре налоговых доходов за 2006–2008 гг. наибольший удельный вес составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Начиная с 2006 г. в целях обеспечения городского округа ресурсами, необходимыми для реализации возложенных на него полномочий, органами государственной власти Тюменской области принято решение о передаче городу дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц в размере 2% в 2006 г., 6% – в 2007 г., 8% – в 2008 г. и по 3% на 2009–2010 гг.
Между администрацией города Тюмени и ФНС России по Тюменской области заключено соглашение по информационному взаимодействию. В рамках данного соглашения администрация города получает сведения о налоговых платежах по основным видам экономической деятельности.
Получаемой информации недостаточно для составления достоверных прогнозов поступлений в бюджет Тюмени. В результате финансовый орган лишен возможности осуществлять мониторинг поступлений в бюджет города в разрезе крупных налогоплательщиков, в том числе состоящих на налоговом учете в межрегиональных ИФНС России.
– В Тюмени утвержден трехлетний бюджет на 2008–2010 гг.?
– Утверждение бюджета на 2008–2010 гг., безусловно, является нашей отличительной особенностью. Бюджет был сформирован в соответствии с новыми правилами организации бюджетного процесса, принятыми на федеральном уровне, на основании новой редакции Положения о бюджетном процессе в городе Тюмени и утвержден решением Тюменской городской Думы от 29 ноября 2007 г. № 719 «О бюджете города Тюмени на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.». Кроме того, возникла необходимость внесения множества изменений в муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс города и взаимоотношения его участников.
На сегодняшний день все нормативные акты уже приведены в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Например, утвержден порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана, порядок оценки ликвидности банковской гарантии, порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, внесены изменения в положение о муниципальном долге и ценных бумагах и пр.
Составлен и вариативный прогноз социально-экономического развития города на трехлетний период. Первый вариант отражает сложившуюся тенденцию развития экономики города, второй, который и был принят за основу формирования бюджета, ориентируется на ускорение экономического роста территории за счет комплекса дополнительных мероприятий.
– Расскажите подробнее о расходных приоритетах бюджета текущего года.
– Основные приоритеты бюджетных расходов на 2008 г. и плановый период сохранены и соответствуют решению задач органов местного самоуправления. В рамках реализации мероприятий в области жилищной политики в бюджете впервые предусмотрены средства на обеспечение жильем малоимущих горожан. Продолжается начатая в 2007 г. работа по предоставлению жилищных субсидий молодым семьям, проведению капитального ремонта не только муниципального жилья, но и многоквартирных домов, выбравших способ управления, а также общежитий. Кроме того, в расходы бюджета включены средства на отселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Значительные средства предполагается выделить на ремонт и модернизацию инженерной инфраструктуры.
Для качественного улучшения условий проживания горожан планируется продолжить работу по повышению благоустройства территории. Положительные результаты деятельности в данной области отмечены в конкурсе «Самый благоустроенный город России», где Тюмень несколько лет подряд занимала призовые места. В 2008 г. значительно увеличены расходы на эти цели. Основным новшеством стало разделение городской территории на имущественные комплексы. Выросли расходы бюджета на ремонт и строительство дорог, обустройство городских окраин. В целях развития городских территорий, создания благоприятных условий для проживания и транспортного обеспечения граждан продолжается работа в рамках реализации проекта по комплексному развитию транспортной инфраструктуры.
Кроме того, продолжаются работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции муниципальных зданий и помещений, используемых для предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и культуры.
В 2008 г. за счет средств бюджета Тюмени обеспечиваются следующие дополнительные функции (дополнительные расходные обязательства):
– льготный проезд на общественном транспорте пенсионеров, школьников, студентов;
– материальная поддержка граждан;
– субсидии молодым семьям на приобретение жилья;
– социальные выплаты за наем (поднаем) жилых помещений участковым уполномоченным милиции УВД административных округов города;
– субсидии ветеранам Великой Отечественной войны на ремонт жилья;
– бесплатное предоставление гарантированного перечня услуг по погребению;
– материальная помощь на содержание детей-инвалидов в дошкольной организации;
– организация питания в пришкольных лагерях во время каникул;
– предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг городских бань.
Таким образом, обязательства, дополнительно принимаемые на себя городским округом, имеют преимущественно социальную направленность.
– Каким образом строятся взаимоотношения в сфере бюджетной политики между Тюменской областью и городом Тюменью?
– Если говорить о взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления, то в Тюменской области, в отличие от большинства регионов, этой проблемы не существует. В целом отношения с субъектом у нас складываются очень даже неплохие. Правительство Тюменской области не обходит нас вниманием и регулярно оказывает поддержку при формировании городского бюджета. При этом областные средства большей частью носят инвестиционный характер и направлены на развитие городской инфраструктуры.
В 2007 г. объем средств, поступивших из областного бюджета, составил более 7 млрд руб., или 39% расходной части бюджета.
Справка «Бюджета»
Светлана Геннадьевна ЧЕРЕПАНОВА, директор Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени
Родилась 5 сентября 1960 г.
В 1982 г. окончила Тюменский индустриальный институт, специальность «Инженер-экономист».
По распределению направлена контролером-ревизором в КРУ МФ РСФСР по Тюменской области.
С 1983 г. по настоящее время работает в органах муниципальной власти, где прошла путь от контролера-ревизора, начальника контрольно-ревизионного отдела, заместителя начальника управления по контрольно-ревизионной работе до директора Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА