XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Комплексный подход как гарантия успеха

В статье освещены основные подходы к бюджетному процессу в Белоярском районе, приведены примеры реализации проектов, в том числе основанных на инициативах граждан.

Ирина Анатольевна Плохих, председатель Комитета по финансам и налоговой политике Администрации Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Белоярский район является одним из самых молодых районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (образован 22 августа 1988 года). Территория динамично развивается, обладает значительным экономическим и производственным потенциалом. На протяжении многих лет нашему району удается удерживать высокую планку и сохранять лидирующие позиции социально-экономического развития среди муниципалитетов Югры. По показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2021 год Белоярский район вошел в тройку лидеров среди муниципальных районов Югры. В этом большая заслуга главы района Сергея Петровича Маненкова — отличного хозяйственника и убежденного сторонника оптимизации расходов, и, конечно, всего аппарата управления, органов районной администрации и администраций поселений, входящих в состав района.

Бюджет района

Немаловажную роль в динамичном развитии района играет стратегический подход к планированию, высокая организация и эффективное осуществление бюджетного процесса. На протяжении многих лет наш район удерживает высокую планку в достижении показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса. Так, по результатам работы в 2021 году мы заняли по этому направлению первое место в Югре.

В основу проекта бюджета закладываются приоритетные цели, обозначенные в стратегии развития района, муниципальных программах, а также основные направления бюджетной и налоговой политики и показатели прогноза социально-экономического развития района. Как правило, проект бюджета на очередной год и плановый период построен на сценарных условиях базового варианта прогноза. Описывает наиболее вероятный сценарий развития и роста экономики с учетом принимаемых мер, влияющих на занятость и доходы населения, которые в дальнейшем определяются не только экономическими, но и другими факторами.

Отличительной чертой бюджетного процесса в Белоярском районе является то, что с целью обеспечения качественного, эффективного планирования и расходования бюджетных средств в сельских поселениях не создавались финансовые органы. Большую часть полномочий по формированию бюджета поселений и контролю за его исполнением осуществляет финансовый орган района.

Белоярский район (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — победитель XV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За открытость и прозрачность управления финансами»

На сегодняшний день опыт Белоярского района по передаче полномочий исполнительных органов городского и сельских поселений муниципальному району доказал свою эффективность. Удалось значительно сэкономить местные финансы, а также повысить качество управления бюджетным процессом.

Комплексный подход — гарантия успеха

Комплексный подход к планированию, взаимодействие с главными администраторами (администраторами) доходов бюджета района, главными распорядителями средств бюджета района и простыми гражданами позволяют своевременно проводить изменение объемов бюджетных ассигнований на реализацию необходимых мероприятий. Это помогает быстро адаптировать планируемый бюджет к часто меняющимся условиям, обусловленным такими явлениями, как коронавирус, санкционное давление и т. д.

Белоярский район является дотационной территорией (доля собственных налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов за последние три года не превышала 27,5%). Но благодаря именно комплексному подходу к организации бюджетного процесса нам удается занимать лидирующие позиции в округе по данному направлению и конкурировать с недотационными районами.

Для этого ежегодно мы утверждаем План мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета, исполнение которого приносит дополнительные финансовые ресурсы и обеспечивает определенную экономию. Также ежегодно заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с недропользователями, осуществляющими трудовую деятельность на территории района.

С целью мобилизации дополнительных доходов проводится комплекс мероприятий с главными администраторами доходов по повышению уровня собираемости налогов, выявлению скрытых резервов, сокращению недоимки, усилению налоговой дисциплины. На территории района работает несколько межведомственных комиссий: по легализации объектов налогообложения, по урегулированию задолженности, по мобилизации дополнительных доходов в бюджет, по проблемам оплаты труда.

Повышение эффективности бюджетных расходов наряду с мероприятиями по росту доходов — это залог успешного социально-экономического развития любой территории. Консолидированный бюджет Белоярского района сбалансирован, расходы обеспечены доходами и остатками средств на счете бюджета на начало года.

С течением времени и под влиянием внешних факторов приоритеты и цели в стране меняются, появляются новые требования к качеству финансовой деятельности муниципальных образований. И сейчас перед нами стоит задача по внедрению цифровых технологий в управление бюджетным процессом и более эффективных способов взаимодействия населения с органами местной власти.

В районе уже предпринимаются определенные усилия по переходу на веб-технологии и цифровизации бюджетного процесса. Мы активно работаем в ГИС «Региональный электронный бюджет Югры», в единой информационной системе в сфере закупок, на едином портале бюджетной системы РФ «Электронный бюджет». Практический опыт доказывает, что применение новейших технологий при осуществлении бюджетного процесса — это один из ключевых факторов, способствующий оптимизации, повышению прозрачности и информационной открытости бюджетных процессов.

Открытость бюджета

Открытость информации о бюджете района и об организации бюджетного процесса обеспечивается через размещение информации на сайте муниципального образования. Здесь же в разделе «Бюджет, финансы» жители района могут задавать вопросы по теме «общественные финансы» и получать на них ответы. Кроме того, на официальном сайте публикуется брошюра «Бюджет для граждан».

5.jpg

набережная.jpg

LES01162.jpg

LES01184.jpg

Чтобы обеспечить участие населения в местном самоуправлении, в районе проходят публичные слушания по обсуждению проектов муниципальных правовых актов по бюджету района и отчету о его исполнении. Затем соответствующие протоколы и заключения размещаются на официальном сайте района (admbel.ru). На заседаниях Общественного совета района рассматриваются вопросы об исполнении бюджета, о деятельности финансового органа и реализации муниципальных программ, которые курирует Комитет по финансам и налоговой политике.

В Белоярском районе активно продвигается процесс инициативного бюджетирования. На официальном сайте администрации каждый житель может предложить свой проект по решению вопросов местного значения или проголосовать за уже предложенный.

В 2021 году в рамках государственной программы ХМАО-Югры «Развитие гражданского общества» на территории Белоярского района реализовано шесть инициативных проектов на общую сумму 26,8 миллиона рублей. В 2022 году победителями регионального конкурса стали пять инициативных проектов Белоярского района. В текущем году открыты проекты инициативного бюджетирования в сельских поселениях Сорум (пешеходный бульвар «ТайЮш»), Сосновка (детская площадка «ДеТочка»), Полноват (детский городок «Ай Погур»). В поселке Лыхма закончен второй этап обустройства многофункциональной парковой зоны. 14 сентября здесь состоялось открытие мемориального комплекса «Журавли», который поможет в формировании патриотического сознания и чувства верности своему Отечеству. Наряду с этим в парке проведено освещение, обустроена детская площадка и пешеходная зона.

Расходы — в программном формате

Исполнение расходной части бюджета района осуществляется полностью в программном формате. Для эффективного расходования средств в районе действует 20 муниципальных программ. Это позволяет, закрывая все первоочередные и социально значимые расходы, дополнительно направлять средства на развитие и благоустройство территорий района.

Ежегодно в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды» проводится большая работа по благоустройству общественных, дворовых территорий. Район активно участвует в различных конкурсах окружного и федерального уровней, победа в которых позволяет реализовывать самые смелые проекты. В 2022 году мы в очередной раз приняли участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, где от нашего муниципального образования был предоставлен проект парка спорта и отдыха «Белая горка». Проект стал победителем конкурса, и на его реализацию из федерального бюджета будет выделено 70 миллионов рублей.

По итогам четырех лет реализации проектов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды 32 эксперта АНО «Национальные приоритеты» отобрали четыре самых хорошо реализованных проекта. Мы вошли в этот топ-4 с проектом набережной Сэй Пан.

Социальная сфера

В рамках нацпроекта «Демография» в 2021 году в городе Белоярском открыли уникальный детский сад «Звездочка». Новому детскому саду присвоен статус всероссийской инновационной площадки. Всего же на территории Белоярского района функционируют семь дошкольных учреждений и 11 учреждений общего образования (в пяти из них действуют дошкольные группы).

Обучение во всех школах района проводится в одну смену. У нас отсутствует очередь детей для определения в детский сад. На базе четырех школ Белоярского района действуют центры цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». Четвертую по счету «Точку роста» — Центр образования естественнонаучной и технологической направленности в поселке Сосновка мы открыли 1 сентября 2022 года. У школьников появилась прекрасная возможность свободно ориентироваться в цифровом пространстве, проявить свои таланты. Белоярский район — пилотная площадка по развитию креативного кластера. В целях развития данного направления в прошлом году на территории муниципалитета создано два ресурсных центра: Ресурсный центр креативных и этнографических кластеров в городе Белоярском (руководитель — И. Никонова) и Ресурсный центр поддержки проектных инициатив в сфере сохранения культурного наследия народов Югры «Касум ёх» в селе Казым (руководитель — Е. Федотова). На реализацию своих проектов руководители получили грант губернатора Югры на общую сумму 5 миллионов рублей.

Мы поддержали и тренд организации креативных площадок для общения и интеллектуального досуга населения: в этом году в городе Белоярском открыл свои двери уникальный информационно-досуговый отдел центральной библиотечной системы «Кластер». Белоярский район вошел в число победителей конкурсного отбора субъектов РФ на получение субсидии из федерального бюджета на создание школ креативных индустрий в рамках федерального проекта «Придумано в России». Здесь уже с 1 сентября 2023 года дети от 10 до 18 лет смогут заниматься по таким направлениям, как дизайн, анимация и 3D-графика, звукорежиссура и современная электронная музыка. Общая сумма финансирования составляет 60 миллионов рублей.

Мы осветили лишь несколько направлений нашей деятельности. Но уже это позволяет сделать вывод о том, что Белоярский район активно развивается, участвует во многих государственных проектах и программах. И все это позволяет нам с оптимизмом планировать свое будущее.