XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Инструменты роста собственных доходов бюджета Сургутского района

Инвестиционную и налоговую политику в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры рассматривают как инструмент роста собственных доходов бюджета. Об использовании этого инструмента, а также о поддержке малого и среднего бизнеса — в интервью Максима Эдуардовича НИГМАТУЛЛИНА, заместителя главы Сургутского района.

— Налоговая и инвестиционная политика является важнейшим инструментом в экономике. Но использовать этот инструмент можно по-разному. И самое сложное здесь — найти баланс, чтобы оптимально обеспечить потребности и органов власти, и жителей, и бизнеса. Расскажите подробнее об опыте и наработках Сургутского района с точки зрения использования этого инструмента для роста доходов местного бюджета.

— Собственные доходы бюджета Сургутского района стабильно растут. По результатам 2021 года доходы бюджета района составили 13,2 миллиарда рублей, из них налоговые и неналоговые (буду называть их собственными) — 5,9 миллиарда рублей. Большую часть составляет НДФЛ — 73 процента и доходы от управления имуществом — 11 процентов. По сравнению с 2020 годом в 2021 году прирост собственных доходов составил 4,8 процента, или 272 миллиона рублей. В 2022 году собственные доходы запланированы в сумме 6,3 миллиарда рублей с ростом в 6,8 процента.

И это не потому, что «так получилось или нам повезло». Это результат напряженной работы. Работу строим по принципу — создавая благоприятные и комфортные условия для бизнеса, развивая и стимулируя экономику района, в конечном счете укрепляем доходную базу бюджета.

Первое направление, над которым мы постоянно работаем, — это налоговая политика. В целях создания равных экономических условий на территории района всеми поселениями установлены практически одинаковые ставки и льготы по местным налогам. Решение об установлении льгот принимаем взвешенно, оценивая социальный и инвестиционный эффект во взаимосвязи с выпадающими доходами бюджета.

Льготы для предпринимателей устанавливаются при условии принятия ими встречных обязательств. Например, льгота по земельному налогу в размере 100 процентов дается организациям, впервые зарегистрированным на территории муниципалитета при условии уплаты ими в местный бюджет НДФЛ не менее 10 миллионов рублей в год.

В прошлом году была введена новая налоговая льгота в отношении земельных участков, в границах которых реализуется инвестиционный проект. Льгота дается с момента строительства и до ввода объекта в эксплуатацию в размере 50 процентов, с момента ввода, но не более трех лет — в размере 30 процентов. Также в поселениях установлены льготы для организаций в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в социальной сфере.

Следующее направление — это поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. За пять лет на поддержку МСП было направлено порядка 92 миллионов рублей, более 70 процентов — это средства местного бюджета. В качестве мер финансовой поддержки субъектов МСП предусмотрено два вида грантов — размером до миллиона рублей для социально значимых проектов и 15 миллионов рублей на производственные проекты, направленные на импортозамещение и создание новых рабочих мест. Также предоставляем 12 видов субсидий, позволяющих компенсировать до 100 процентов затрат действующему бизнесу. Именно эти субсидии востребованы бизнесом сегодня и сейчас.

— Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, безусловно, играет немаловажную роль в развитии данного сектора экономики. Однако в повседневной деятельности на пути предпринимателей могут вставать различные проблемы в виде административных барьеров, отсутствия помещений для ведения бизнеса, недостатка знаний и информации для успешного ведения своего дела. Какую помощь вы можете оказать в этом направлении?

— Кроме финансовой, субъектам малого и среднего предпринимательства оказываем также имущественную, образовательную, и информационно-консультационную поддержку. Имущественная поддержка оказывается адресно. Постоянно мониторим эффективность мер поддержки и в случае необходимости оперативно реагируем.

Ввели мораторий на штрафы, пени и неустойки по договорам аренды, вдвое снизили размер арендной платы для субъектов МСП. А для проектов, реализуемых на условиях муниципально-частного партнерства, размер платы за землю установили равной 1 рублю в год за участок любого размера. За последние пять лет сумма имущественной поддержки составила более 28 миллионов рублей, ею воспользовалось 216 субъектов.

Кроме того, мы максимально сократили сроки прохождения административных процедур, связанных со строительством. Дополнительные административные процедуры полностью исключены. 100 процентов услуг предоставляется в электронном виде.

В помощь бизнесу база инвестиционных предложений размещена на инвестпортале в открытом доступе, сформированы инвестиционные кейсы для реализации конкретных проектов с укрупненным расчетом затрат на освоение площадок. Это позволяет инвестору на первоначальном этапе, не выезжая на место, оценить объем требуемых от него инвестиций для того или иного вида деятельности.

Сегодня для реализации бизнес-идей мы готовы предложить бизнесу 68 объектов — это 45 земельных участков и 23 объекта недвижимости.

— Меры поддержки достаточно широкие. Однако не всегда существует прямая зависимость между вливаниями муниципалитета в бизнес и получаемой отдачей в виде дополнительных налогов в бюджет и создаваемых рабочих мест. Может ли Сургутский район подтвердить эффект от предоставляемых мер поддержки реальными экономическими индикаторами?

— Вы правы, предоставление мер поддержки не всегда соотносится с масштабами их «окупаемости». Тем не менее развитие малого и среднего предпринимательства — это одна из основ экономики как всей страны, так и нашего муниципалитета. Поддержка должна быть в любом случае. Однако это не значит, что мы не сравниваем финансовые средства, направляемые на меры поддержки предпринимателям, с тем результатом, который влияет на бюджет.

К счастью, в районе позитивная динамика в этой сфере наблюдается на примере многих важных показателей, свидетельствующих о реальном развитии малого и среднего бизнеса. За предыдущий год количество субъектов МСП с учетом самозанятых выросло на 49 процентов, за 2022 год — уже на 16 процентов. Численность занятых в сфере МСП выросла на 23 процента. На 10,5 процента увеличились налоговые поступления в бюджет муниципалитета от специальных режимов и НДФЛ, что в денежном выражении составило около 35 миллионов рублей. В целом динамика пяти последних лет по количеству субъектов МСП и поступлению денежных средств в бюджет района тоже положительная.

— В 2022 году, уже шестой раз подряд, Сургутский район занял первую строчку инвестиционного рейтинга Югры. Поделитесь с нами секретом создания благоприятного инвестиционного климата в районе.

— Реализация нашей инвестиционной политики направлена на создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности территории Сургутского района среди других муниципалитетов. Благоприятный инвестиционный климат формируется также через грамотную бюджетную политику. Бюджет мы рассматриваем как инструмент социально-экономического развития района.

При формировании проекта бюджета аналитически формируем так называемый бюджет развития. Это часть собственных доходов, направляемая на реализацию жилищных программ, ремонт и инвестиции в объекты социальной и коммунальной сферы, дороги и благоустройство. Безусловное наше бюджетное правило — бюджет развития ежегодно должен прирастать и составлять порядка четверти собственных доходов бюджета.

Безусловное бюджетное правило Сургутского района — бюджет развития ежегодно должен прирастать и составлять порядка 25% собственных доходов бюджета

В 2021 году бюджет развития составил 1,3 миллиарда рублей, или 22 процента от доходов. На 2022 год предусмотрено 1,7 миллиарда рублей, или 27 процентов от собственных доходов.

Выступая муниципальным заказчиком по направлениям, включенным в бюджет развития, мы создаем спрос на инвестиции и одновременно улучшаем качество жизни жителей.

Параллельно с наращиванием собственной доходной базы мы в постоянном поиске иных вариантов финансирования. Участвуем в федеральных программах, конкурсах, привлекая гранты и федеральные средства. Пользуемся механизмами финансирования, реализуемыми государственными корпорациями. За счет инфраструктурного кредита, предоставленного фондом реформирования ЖКХ субъекту, строим котельную в сельском поселении Солнечный стоимостью более 600 миллионов рублей. Кроме этого, в сентябре 2022 года подписали соглашение о совместной реализации коммунального проекта за счет средств Фонда национального благосостояния в сумме 1 миллиарда рублей.

Также встраиваем в бюджетный процесс современные формы взаимодействия с бизнесом, привлекая частные инвестиции. Только за последние четыре года на условиях МЧП с малым и средним бизнесом реализовали семь социальных проектов на сумму порядка 1,5 миллиарда рублей. Еще четыре проекта концессии с объемом инвестиций более 7 миллиардов рублей с участием средств федерального и регионального бюджетов — в стадии реализации. В качестве инвестиционных предложений на среднесрочную перспективу готовы предложить бизнесу еще три концессионных проекта с объемом средств более 245 миллионов рублей.

В настоящее время готовим реализацию муниципальной краткосрочной концессии, она позволяет привлекать не менее 10 процентов частных инвестиций в объекты культуры и спорта. Такой проект будет первым в Югре.

— Получение дополнительных вливаний из бюджетов Федерации, субъекта и других источников, безусловно, помогает работе местной администрации по исполнению принятых обязательств. Как у вас с использованием внутренних ресурсов?

— За процессом поиска и эффективного использования внутренних ресурсов муниципалитета стоит непрерывная работа администрации, планирование и системный контроль достигаемых результатов. В наших задачах по-прежнему стоит увеличение роста объема конкурентных закупок, хотя он уже достаточно высок — в 2021 году составил 83,4 процента от общего объема закупок, в 2022 году ожидаем 85,6 процента.

Таблица. Динамика показателей по конкурентным закупкам

Наименование показателя

2020

2021

2022 (ожидаемое)

Доля конкурентных закупок в общем объеме
закупок, %

70,5

83,4

85,6

Экономия в результате осуществления закупок,
млн руб.

378

390

369

Доля закупок, осуществляемых у субъектов МСП, социально ориентированных НКО, %

60,0

65,0

70,0

Также обеспечиваем доступ к участию в муниципальных закупках субъектов МСП, ведь они являются плательщиками налогов в местный бюджет. Доля таких закупок системно растет. За 2021 год заключено почти четыре тысячи контрактов на общую сумму 2,5 миллиарда рублей, это 65 процентов от общего объема закупок. В 2022 году долю закупок у субъектов МСП планируем увеличить до 70 процентов.

Это не только стимулирует развитие конкуренции на территории района и увеличивает поступления в бюджет, но и позволяет экономить бюджетные средства. За пять лет экономия составила порядка 2 миллиардов рублей, в 2022 году экономия составила 396 миллионов рублей.

Особое внимание уделяем финансовой дисциплине. Действуем по принципу «деньги сегодня дороже, чем деньги завтра». Организуем размещение муниципального заказа либо в рамках опережающих торгов, либо не позднее апреля текущего финансового года. Ответственно планируем бюджет и мониторим его исполнение, оперативно перераспределяем экономию. Как результат, у нас исполнение бюджета составляет свыше 99 процентов и небольшие остатки средств на счете на конец года.

Подготовила Н. И. Штода