XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Санкционирование как важный элемент процедуры исполнения бюджета

В условиях реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации одним из важнейших направлений повышения эффективности расходов местных бюджетов стал переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней. В 2006 году в финансовом отделе администрации Акбулакского района был создан отдел казначейского исполнения бюджета и программного обеспечения. В статье представлен опыт работы отдела.

Эльвира Ахатовна Ларюшина, начальник финансового отдела администрации Акбулакского района Оренбургской области

Актуальность перехода

Актуальность перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов была обусловлена тем, что действовавший ранее механизм использования государственных финансовых ресурсов не был способен обеспечить прозрачность бюджета, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, допускал возможность нецелевого использования бюджетных средств. В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов должен быть завершен к 2005 году. Муниципальным образованиям было предоставлено право выбора между формированием собственных казначейств либо переходом на кассовое обслуживание территориальными органами Федерального казначейства. Так в 2006 году в финансовом отделе администрации Акбулакского района был создан отдел казначейского исполнения бюджета и программного обеспечения.

Под казначейским исполнением бюджета понимается процесс, обеспечивающий полное и своевременное поступление доходов, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, санкционирование расходования бюджетных средств в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени и по поручению получателей средств бюджета. Казначейское исполнение бюджета регламентировано Бюджетным кодексом РФ и осуществляется на основе принципа единства кассы и принципа прозрачности бюджета, обеспечивая контроль нецелевого расходования средств.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Принцип прозрачности бюджета обеспечивается ведением планирования и исполнения бюджета в разрезе бюджетной классификации РФ. Учет финансирования осуществляется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителям и получателям бюджетных средств.

Многоуровневый контроль

На сегодняшний день в финансовом отделе администрации Акбулакского района открыто 1395 лицевых счетов. Заключен регламент о порядке и условиях обмена информацией между Управлением Федерального казначейства по Оренбургской области и финансовым отделом администрации района при казначейском обслуживании исполнения бюджета муниципального образования.

С целью усиления казначейского контроля при расходовании средств бюджета разработан и введен многоуровневый контроль платежей бюджетополучателей (рисунок). На сегодняшний день на стадии передачи платежного поручения из удаленного рабочего места получателя бюджетных средств в АС «Бюджет» система автоматически санкционирует наличие выделенных бюджетных ассигнований, наличие открытого кассового плана (ГРБС) / наличие средств на лицевом счете (неучастники бюджетного процесса), наличие указанных в платежном поручении бюджетного и денежного обязательств, на основании которых создан платеж.

Регламентирующие документы

Казначейское исполнение бюджета Акбулакского района осуществляется в соответствии с приказами финансового отдела «О порядке санкционирования расходов бюджетных учреждений Акбулакского района, источником которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета и администраторов финансирования дефицита бюджета», а также постановлением администрации района «О порядке учета финансовым отделом администрации Акбулакского района обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета муниципального образования Акбулакский район».

Отдел казначейского исполнения бюджета осуществляет проверку полученных платежных документов на оплату расходов, представленных участниками бюджетного процесса муниципального образования, на предмет целевого использования бюджетных средств в соответствии со статьями бюджетной классификации сметы расходов, наличия достаточного остатка лимитов бюджетных обязательств. При этом у получателей средств проверяются документы, служащие основанием платежа.

Кассовый план

С целью недопущения возникновения кассовых разрывов при исполнении бюджета муниципального образования установлен новый порядок формирования ежедневного кассового плана, который утвержден приказом финансового органа. Кассовый план формируется ежемесячно по факту поступивших в бюджет доходов с разбивкой по дням с учетом приоритетных направлений расходования средств. 15-е и с 27-го по 30-е число каждого месяца — заработная плата, отчисления в фонды, социальные выплаты и прочие гарантии, подлежащие выплате персоналу в натуральной денежной форме; с 10-го по 20-е число — коммунальные платежи, услуги связи, другие ежемесячные платежи со сроком оплаты согласно условиям контракта (договора); после 20-го числа — прочие расходы по разовым платежам.

Установление данного порядка позволило повысить кассовую дисциплину главных распорядителей средств бюджета, обеспечить сбалансированность бюджета и повысить эффективность использования временно свободных средств бюджета. Финансирование осуществляется в пределах выделенных главному распорядителю, распорядителю и получателю бюджетных средств бюджетных ассигнований.

По наличию и под потребность

Исполнение бюджета по расходам напрямую зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета. В случае недостаточности средств на счете лимиты закрываются. В целях обеспечения ликвидности единого счета бюджета муниципального образования и в соответствии с постановлением администрации района от 11 октября 2016 года № 901-п «О мероприятиях по обеспечению ликвидности единого счета бюджета муниципального образования» в случае недостаточности средств на счете приостанавливается заключение договоров и контрактов на приобретение услуг, капитальное строительство, приобретение материальных запасов (кроме продуктов питания, ГСМ) и основных средств (за исключением направления средств целевого характера).

Систематически осуществляется контроль за остатками субсидий на счетах бюджетных и автономных учреждений с тем, чтобы не допустить их накопление. Субсидия перечисляется по фактической потребности. Остатки средств бюджета на начало финансового года уточняются в бюджете района во втором полугодии для фактического определения приоритетных направлений расходования средств, а также в целях исключения выпадающих доходов бюджета.

Чтобы исключить возникновение просроченной кредиторской задолженности, ежемесячно в соответствии с Порядком проведения мониторинга кредиторской задолженности бюджета проводится ее мониторинг. По результатам принятой бюджетной отчетности от главных распорядителей бюджетных средств за 2021 год просроченная кредиторская задолженность в муниципальном образовании отсутствует. Осуществляется постоянный контроль своевременности и качества предоставляемой главными распорядителями бюджетной отчетности.

Результатом работы, проведенной отделом казначейского исполнения бюджета, является увеличение средней оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета, проводимой на основании утвержденной приказом финансового органа методики. Показатель соблюдения порядка санкционирования оплаты денежных обязательств увеличился, количество отклоненных платежных поручений ежегодно уменьшается. Таким образом, исследуя и просчитывая все риски, разрабатывая нормативные акты регулирования процессов, мы стараемся повышать эффективность кассового обслуживания исполнения бюджета.