XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Принципы бюджетной политики Новоорского района

По результатам мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами, который ежегодно проводит Министерство финансов Оренбургской области, Новоорский район занял первое место. О принципах бюджетной политики муниципалитета, которые привели его к победе, рассказала Светлана Анатольевна Костродымова, заместитель главы администрации по финансово-экономическим вопросам — начальник финансового отдела Новоорского района Оренбургской области.

— Светлана Анатольевна, Новоорский район занял первое место в регионе по качеству управления муниципальными финансами. Первое направление, по которому областной Минфин проводил оценку, — бюджетное планирование. Расскажите о вашей работе в этой сфере.

— Да, комплексную оценку итогов работы муниципалитетов Минфин Оренбургской области проводит по четырем направлениям показателей: 1) бюджетное планирование; 2) исполнение бюджета; 3) управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг; 4) прозрачность бюджетного процесса. Первостепенной целью бюджетного планирования является достижение сбалансированности районного бюджета. И тут приоритетом является безусловное выполнение принятых расходных обязательств, при этом в первоочередном порядке бюджетными ассигнованиями обеспечиваются социально значимые расходы.

Ежегодно при составлении проекта бюджета мы проводим тщательную проверку расходов с учетом их целесообразности и необходимости. И здесь, конечно же, сохраняем в полном объеме расходы на оплату труда работников муниципальных учреждений, оплату коммунальных услуг, софинансирование мероприятий национальных проектов.

— Бюджет приняли. Началось его исполнение. Какие у района достижения в этом сегменте?

— Для обеспечения роста доходной части бюджета администрация проводит системную работу по увеличению доходного потенциала. Кроме традиционных мероприятий по снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет, легализации заработной платы и неформальной занятости, мы используем и другие способы наполнения бюджета. Так, с 2018 года в наш бюджет поступает плата за размещение рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов.

Для обеспечения сбалансированности бюджета, своевременного исполнения принятых расходных обязательств на протяжении уже нескольких лет мы реализуем план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета. Сюда можно отнести оптимизацию закупочной деятельности, меры по увеличению доходов бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности, снижению расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов, в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению, привлечению немуниципальных организаций к оказанию муниципальных услуг. В результате в 2021 году мы получили бюджетный эффект в сумме 11,2 миллиона рублей.

Чтобы стимулировать главных распорядителей средств районного бюджета к проведению грамотной и взвешенной бюджетной политики, повысить их ответственность при осуществлении бюджетного процесса, с 1 января 2015 года в районе проводится мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадиях и планирования, и исполнения районного бюджета, и формирования отчетности.

Средняя итоговая оценка по главным распорядителям средств районного бюджета ежегодно увеличивается, что свидетельствует о повышении качества организации бюджетного процесса. Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте Новоорского района.

Для повышения эффективности расходов финансовый отдел в 2020 году разработал порядок проведения обзора расходов районного бюджета. За прошедшие два года в соответствии с планом проведены обзоры бюджетных расходов на услуги связи по всем муниципальным учреждениям; на оплату труда в казенных учреждениях; начислений, оплаты и использования родительской платы в учреждениях дошкольного образования; услуги по обслуживанию котельных. Информация о проведенных обзорах размещена на официальном сайте финансового отдела администрации Новоорского района.

В районе действует программа «Управление муниципальными финансами Новоорского района Оренбургской области». И результатом реализации всех описанных выше мероприятий можно назвать из года в год высокий уровень ее исполнения.

Для организации эффективного использования бюджетных средств, снижения рисков возникновения кассовых разрывов и ритмичного исполнения бюджета мы составляем кассовый план по дням. Составление и ведение кассового плана позволяет нам обеспечить своевременное и полное исполнение бюджетных обязательств. То есть финансовый отдел мониторит исполнение основных параметров решения о бюджете, оценивая возможные отклонения фактических показателей от плановых. Мы обязаны контролировать постоянное обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете бюджета. Проводим еженедельный и ежемесячный мониторинг кассовых потоков для исключения ошибок со стороны кассового планирования.

— Следующее направление, по которому ваш региональный Минфин проводит комплексную оценку управления общественными финансами, — это управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг. Какие здесь у вас ориентиры?

— Да, одним из значимых направлений бюджетной политики является совершенствование системы оказания муниципальных услуг путем оптимизации и повышения качества их предоставления. Согласно Закону № 131‑ФЗ на все муниципальные услуги разработаны и утверждены административные регламенты их предоставления. Это, собственно, основные документы, регулирующие порядок предоставления муниципальных услуг, они же служат основой для оптимизации и их перевода в электронный вид. В районе созданы все условия, чтобы заявители смогли получить услуги в электронном виде: это и оборудованные рабочие места, и обеспечение эффективности использования рабочего времени.

Эффективному управлению муниципальным имуществом в районе также уделяется большое внимание. Немаловажную роль в этом вопросе играет претензионно-исковая работа в части взыскания задолженности по оплате арендных платежей за муниципальное имущество, включая земельные участки. Эту работу мы проводим регулярно. По итогам 2021 года за счет уплаты должниками арендных платежей в бюджет получено 1281,95 тысячи рублей.

— И последний вопрос: как обеспечиваете прозрачность бюджетного процесса?

— Инструментом обеспечения прозрачности общественных финансов служит сайт финансового отдела, в том числе его тематическая вкладка «Бюджет для граждан». Она предполагает вовлечение граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, развитие общественного контроля. В открытом доступе на сайте представлены сведения об исполнении бюджета, отчеты и сведения о выполнении муниципальных заданий, оценка эффективности муниципальных программ и качества финансового менеджмента.

По уровню открытости городских округов и муниципальных районов Оренбургской области за 2021 год лидерами признаны шесть муниципальных образований, в том числе Новоорский район. Причем наш район уже три года подряд набирает максимальное количество баллов в рейтинге.

Ежегодно наш коллектив принимает участие в региональных и федеральных конкурсах «Бюджет для граждан». В 2022 году во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» Новоорский поссовет занял почетное пятое место и получил грант в сумме 2,7 миллиона рублей. Это дополнительная возможность для развития поселения. Достигнутый результат стал итогом ответственной работы финансового отдела и весомой поддержки Министерства финансов Оренбургской области.

Подготовила О. С. Бутенко