Централизация закупок в рамках 223‑ФЗ. Опыт Сочи
Централизация закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ — устоявшаяся и хорошо зарекомендовавшая себя практика. В Сочи было принято решение распространить данную практику и на муниципальные учреждения, осуществляющие закупки по нормам Закона № 223‑ФЗ. Данный опыт признан успешным и внесен в реестр «Передовые практики реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок» Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.
Ксения Артуровна Нетребко, начальник отдела развития контрактной системы управления муниципальных закупок администрации города Сочи
Два года назад в городе-курорте Сочи началась работа над созданием нового механизма управления расходами заказчиков. Основной акцент был сделан на автоматизацию и централизацию закупочного процесса заказчиков, работающих в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», экономию внебюджетных средств, выявление нарушений законодательства до начала закупки (система закупок по нормам Закона № 223‑ФЗ, действовавшая в Сочи до 2020 года показана на рисунке 1).
Для формирования единых организационно-методических принципов осуществления закупок в рамках Закона № 223‑ФЗ и недопущения злоупотреблений в сфере закупок, городское собрание Сочи приняло решение о централизации закупок товаров, работ, услуг юридических лиц, реализующих нормы вышеназванного закона. В рамках данного решения было разработано и утверждено типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для муниципальных автономных учреждений, бюджетных учреждений и унитарных предприятий. Документ предусматривает передачу полномочий по осуществлению закупок конкурентными способами для нужд бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий города организатору торгов.
В соответствии с типовым положением о закупке и постановлением администрации города Сочи № 147[1] в 2020 году было создано муниципальное бюджетное учреждение «Центр проведения торгов» (далее — Центр). Его основной задачей стала централизация закупок всех подведомственных учреждений, осуществляющих свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223‑ФЗ. Центр заключил соглашения с заказчиками о передаче отдельных функций по организации и осуществлению закупок товаров, работ, услуг на безвозмездной основе. Всего заключено 167 соглашений.
Согласно принятым нормативным правовым актам в сфере закупочной деятельности по Закону № 223‑ФЗ схема централизации закупок представлена в два этапа (рисунок 2).
1. На первом этапе Центр осуществляет методологическое сопровождение закупок, которое включает консультирование по вопросам осуществления закупок в рамках Закона № 223-Ф3; ознакомление заказчиков с изменениями законодательства, практикой размещения закупок.
2. Второй этап централизации включает: прием, анализ документации на проведение закупки; подготовку извещения и проекта документации; размещение извещения и документации в ЕИС; осуществление закупочных процедур; размещение разъяснений и изменений документации; подготовку проектов протоколов по процедурам; организацию работы комиссии; методологическое сопровождение и мониторинг закупок у единственного поставщика.
Благодаря централизации закупочного процесса изменилась структура закупок города по Закону № 223‑ФЗ. Так, уже в 2020 году доля конкурентных закупок в общем объеме возросла до 32%, что на 13% больше по сравнению с 2019 годом. Значительно снизился удельный вес закупок у единственного поставщика — с 80,3% в 2019 году до 57,9% в 2021 году. Количество поданных заявок на участие в закупках по итогам 2020 и 2021 годов составило более 1,1 тысячи штук, или 2,5 штуки на одну процедуру. По результатам проведения закупочных процедур заказчики заключили договоры на общую сумму 2,4 миллиарда рублей. Суммарная экономия собственных средств заказчиков по результатам проведенных конкурентных закупок составила более 144 миллионов рублей (рисунок 3).
Важно подчеркнуть, что централизация закупок способствовала формированию единого подхода к определению поставщиков, подрядчиков, разработке единых типовых форм закупочной документации и единых правил ее формирования, единообразию методических подходов к организации процедур закупок и проведению на начальном этапе анализа закупочной документации для исключения нарушений действующего законодательства в сфере закупок. Кроме того, мы смогли организовать единый источник информации для потенциальных участников о проводимых на территории города закупках по Закону № 223‑ФЗ посредством размещения всех процедур на одной электронной торговой площадке. Благодаря этому комплексу мер мы наблюдаем расширение конкурентной среды, увеличение прозрачности проводимых закупок и, как следствие, повышение эффективности расходования средств учреждений.
Таким образом, основным преимуществом практики централизованных закупок по Закону № 223‑ФЗ в городе-курорте является не только экономия внебюджетных средств за счет оптимального формирования лотов, но и сокращение издержек самого закупочного процесса. За счет централизации значительно снизилась административная нагрузка на заказчиков, а высокая квалификация специалистов Центра проведения торгов позволяет избежать ошибок в закупочном процессе.
Централизация закупок по принципу одного окна способствует реализации принципов, установленных Законом № 223‑ФЗ, и является одним из эффективных инструментов обеспечения и развития добросовестной конкуренции.
[1] Постановление администрации города Сочи от 10 февраля 2020 года № 147 «О повышении эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг муниципального образования город-курорт Сочи».
МБУ Сочи «Центр проведения торгов» заключило с заказчиками 167 соглашений о передаче отдельных функций по организации и осуществлению закупок