Точки роста Переволоцкого района
Во многих малых городах России и в сельской местности наблюдается отрицательное миграционное сальдо. Чтобы удержать людей, помимо работы с хорошей зарплатой, им необходимо предложить развитую социальную инфраструктуру, и прежде всего в сфере образования. О работе в данном направлении в Переволоцком районе Оренбургской области рассказала Ирина Михайловна БЕЛЯКОВА, заместитель главы администрации района — заведующая финансовым отделом.
— Ирина Михайловна, насколько образовательные учреждения Переволоцкого района соответствуют современным требованиям?
— Основу расходной части бюджета Переволоцкого района составляют бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу. И в первую очередь это расходы на образование. Объем бюджетных ассигнований в 2022 году в рамках финансирования мероприятий муниципальной программы «Развитие системы образования Переволоцкого района Оренбургской области» составляет 580,3 миллиона рублей, или 59 процентов от общего объема расходов бюджета. Всего в районе 39 образовательных учреждений. Из них 20 школ, в том числе 12 — средних и 8 — основных. Чтобы соответствовать современным требованиям в настоящее время, нужны немалые средства. И на местном уровне их, естественно, не хватает.
Решать многие накопившиеся проблемы сферы, особенно в плане обновления инфраструктуры образовательных учреждений, помогает нацпроект «Образование».
В 2021 году в рамках его реализации (проект «Современная школа») проведен капитальный ремонт МБОУ СОШ № 1 в поселке Переволоцкий. Это учебное заведение было признано аварийным еще в 2019 году. Но в связи с непосильным для муниципалитета объемом финансирования отремонтировать школу за счет средств местного бюджета не представлялось возможным. На помощь пришел нацпроект. Объем средств, предусмотренный на ремонт, составил 107 миллионов рублей, в том числе средства областного бюджета — 102 миллиона, средства местного бюджета — 5 миллионов рублей.
Успех модернизации системы образования во многом связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Сегодня очень актуально создание условий для укрепления здоровья школьников, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привитие навыков здорового образа жизни. В рамках проекта «Успех каждого ребенка» мы ежегодно проводим капитальный ремонт спортивных залов школ района. Проектно-сметная документация разрабатывается с учетом всех современных требований.
Для успешной и качественной реализации данных проектов каждый год на эти цели мы выделяем дополнительные средства и из местного бюджета. Так, в текущем году проведен капитальный ремонт спортивного зала школы в селе Степановка. Объем средств, предусмотренный в рамках проекта, составил более 6 миллионов рублей, в том числе средства федерального и областного бюджетов — почти 2,4 миллиона, из местного бюджета было выделено более 3,6 миллиона рублей.
В рамках нацпроекта в районе отремонтировано четыре спортивных зала. Общая сумма средств на реализацию данных мероприятий составила более 12,5 миллиона рублей, в том числе средства федерального и областного бюджетов — 7,1 миллиона.
Культурная среда
В 2022 году Переволоцкий район принял участие в реализации регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура». Был проведен капитальный ремонт районного центра культуры и досуга «Геолог». Объем средств на ремонтные работы составил 30 миллионов рублей, в том числе средства федерального бюджета — почти 14 миллионов, областного бюджета — 3 миллиона, местного бюджета — почти 13 миллионов рублей. По завершении капитального ремонта для создания современного стиля помещений и прилегающей территории были выделены дополнительные денежные средства на приобретение мебели и благоустройство. Значительно обновлена материальная база: заменена мебель, костюмы, шторы. Проведена частичная замена ограждения территории. На эти нужды из местного бюджета выделено 1,8 миллиона рублей.
3 ноября 2022 года состоялось торжественное открытие обновленного центра культуры и досуга. Это было благотворительное мероприятие в поддержку земляков-военнослужащих. На средства от продажи билетов приобретено самое необходимое для участников СВО.
На базе центра работает 31 клубное формирование, в которых занимаются 352 человека, из них 185 детей. Организуют творческую деятельность 13 специалистов. Более 35 лет заведующим РЦКД «Геолог» работает Алексей Алексеевич Хвостов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, общий стаж в отрасли у него 50 лет.
Визитной карточкой учреждения являются народные самодеятельные коллективы — Переволоцкий народный хор, ансамбль казачьей песни «Добрица», ансамбль народных инструментов «Переволоцкая гармонь», ансамбль народной песни «Родники».
«Геолог» внедряет новые формы оказания услуг населению: проект «Лето в парке», акция «Дари добро», фестиваль ветеранских организаций «Мудрость поколений говорит», районный конкурс — фестиваль «Звучи баян, играй гармошка», ставший в этом году областным. Активно работает клуб молодежных инициатив, который проводит тематические дискотеки, квест-игры, конкурсы среди девушек, парней.
— Центры «Точка роста» стали возможностью создания в небольших населенных пунктах России современных образовательных пространств, призванных помочь детям реализовать себя в различных сферах. Как движется проект в Переволоцком районе?
— В школах района с 2020 года открыто восемь центров образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». В планах до 2025 года открыть еще 12. «Точка роста» — это уникальный проект, благодаря которому удается создавать принципиально новые условия для обучения детей в сельских школах.
В наше время, чтобы обеспечить качественное образование, необходимо дорогостоящее оборудование. На базе «Точек роста» оно имеется. Все это доступно нашим детям бесплатно. Школьники получают возможность осваивать сложные предметы с использованием высокотехнологичного цифрового оборудования.
В «Точках роста» занимаются более 1400 наших школьников, что составляет 51 процент от их общего числа. 760 детей осваивают два и более учебных предмета и (или) курса внеурочной деятельности. Дополнительные общеразвивающие программы с использованием инфраструктуры центров образования реализуются для 660 детей. На все мероприятия затрачено более 15,6 миллиона рублей.
— Готовы ли педагоги профессионально работать в «Точках роста»?
— В центрах, как правило, работают педагоги тех же общеобразовательных школ, на базе которых они открылись. Чтобы грамотно обучать детей по программам «Точек роста», учителям тоже приходится расти: они проходят переподготовку, слушают курсы и тренинги на базе «Кванториума», Академии Минпросвещения России и других образовательных площадках.
— Насколько центры популярны у детей?
— «Точки роста» очень популярны у детей. В рамках реализации проекта в школы бесплатно поступили наборы по закреплению изучаемых тем по физике, химии, биологии, робототехнике. «Точки роста» оснащены компьютерами, проектными столами, интерактивными досками, 3D-принтерами, квадрокоптерами, есть даже шлемы виртуальной реальности. Здесь многие дети, для которых собственный компьютер с высокоскоростным интернетом — пока только мечта, впервые знакомятся, например, с технологиями виртуальной реальности.
В «Точках роста» можно освоить робототехнику, получить навыки работы в «Фотошопе» и «Иллюстраторе», обучиться проектной деятельности и игре в шахматы. Задача «Точек роста» — не только формирование у учеников современных технологических и гуманитарных знаний, но и создание в сельской местности общественного пространства для творческой и социальной самореализации детей, педагогов и родителей. С помощью «Точек роста» дети имеют возможность развить свои таланты и получать качественное образование.
— Можно ли уже говорить о каких-то результатах деятельности ребят в рамках проекта «Точка роста»?
— У нас уже есть первые результаты деятельности центров образования. В 2022 году ученики школы села Чесноковка приняли участие в исследовательском проекте «Охотники за микробами» по поиску азотфиксирующих бактерий. Проект поддержан Фондом президентских грантов и реализуется совместно с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН. По итогам конкурса дети получили бесплатный набор реактивов и расходных материалов для дальнейшего участия в научно-исследовательском проекте.
Полученные от участников образцы почвы депонированы в коллекции почв, а для выделенных микроорганизмов и их консорциумов в институте будет проведен метагеномный анализ, поиск новых антибиотиков, бактериофагов, инструментов для развития генетических технологий.
В октябре — ноябре 2022 года подготовлена проектная работа «Определение азотобактеров в разных почвах в окрестностях села Чесноковка» для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030». В рамках развития сетевого взаимодействия команда школы приняла участие во Всероссийском исследовательском проекте «Тепло в живых системах, практика». Цель: отработать механизм сетевого взаимодействия школ с «Точками роста» и научить детей проходить все этапы учебного исследования. Задания подбирали так, чтобы они были направлены на формирование естественно-научной функциональной грамотности. Сейчас школьники работают над новым проектом от Новосибирского университета — «Поиск бактерий — продуцентов протеаз».
Обучающиеся «Точки роста» на базе школы № 3 поселка Переволоцкий стали победителями Всероссийского фестиваля лучших практик в системе дополнительного образования технической направленности «Траектория успеха». Ученики
Ученица школы № 3 Изабелла Исхакова в рамках дополнительного объединения «Мир лего» на базе центра «Точка роста» сконструировала модель «Молли», работа была отправлена на Международный конкурс технического творчества и получила диплом победителя. Также наши дети получили диплом I степени во Всероссийском конкурсе по конструированию и робототехнике «RoboКВАНТ».
Роман Храмов в рамках дополнительного объединения «Робототехника» на базе центра «Точка роста» сконструировал модель «Лего-животное. Мамонт», работа была отправлена на Всероссийский творческий конкурс по лего-конструированию «Энштейн» и получила диплом I степени.
Екатерина Добровольская и Екатерина Шиндина создали программный продукт «Обзорная экскурсия в школьный музей „Память“» с использованием цифровых технологий и заняли второе место на областном конкурсе «Краеведческий калейдоскоп». Дарья Карпова и Игорь Мартыненко сделали программный продукт в рамках реализации стратегии действий по сохранению биологического разнообразия на территории Российской Федерации и получили диплом I степени в конкурсе научно-исследовательских проектов «Газпром — класс», который проводит ООО «Газпром добыча Оренбург».
Это только маленькая часть проектов и мероприятий, реализованных нашими ребятами с использованием инфраструктуры центров образования «Точка роста» в Переволоцком районе. Впереди новые проекты и новые победы!
Подготовила Н. И. ШТОДА