XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Точки роста Переволоцкого района

Во многих малых городах России и в сельской местности наблюдается отрицательное миграционное сальдо. Чтобы удержать людей, помимо работы с хорошей зарплатой, им необходимо предложить развитую социальную инфраструктуру, и прежде всего в сфере образования. О работе в данном направлении в Переволоцком районе Оренбургской области рассказала Ирина Михайловна БЕЛЯКОВА, заместитель главы администрации района — заведующая финансовым отделом.

— Ирина Михайловна, насколько образовательные учреждения Переволоцкого района соответствуют современным требованиям?

— Основу расходной части бюджета Переволоцкого района составляют бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу. И в первую очередь это расходы на образование. Объем бюджетных ассигнований в 2022 году в рамках финансирования мероприятий муниципальной программы «Развитие системы образования Переволоцкого района Оренбургской области» составляет 580,3 миллиона рублей, или 59 процентов от общего объема расходов бюджета. Всего в районе 39 образовательных учреждений. Из них 20 школ, в том числе 12 — средних и 8 — основных. Чтобы соответствовать современным требованиям в настоящее время, нужны немалые средства. И на местном уровне их, естественно, не хватает.

Решать многие накопившиеся проблемы сферы, особенно в плане обновления инфраструктуры образовательных учреждений, помогает нацпроект «Образование».

В 2021 году в рамках его реализации (проект «Современная школа») проведен капитальный ремонт МБОУ СОШ № 1 в поселке Переволоцкий. Это учебное заведение было признано аварийным еще в 2019 году. Но в связи с непосильным для муниципалитета объемом финансирования отремонтировать школу за счет средств местного бюджета не представлялось возможным. На помощь пришел нацпроект. Объем средств, предусмотренный на ремонт, составил 107 миллионов рублей, в том числе средства областного бюджета — 102 миллиона, средства местного бюджета — 5 миллионов рублей.

WhatsApp_Image_2022-12-02_at_14.40.33.jpg

Успех модернизации системы образования во многом связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Сегодня очень актуально создание условий для укрепления здоровья школьников, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, привитие навыков здорового образа жизни. В рамках проекта «Успех каждого ребенка» мы ежегодно проводим капитальный ремонт спортивных залов школ района. Проектно-сметная документация разрабатывается с учетом всех современных требований.

Для успешной и качественной реализации данных проектов каждый год на эти цели мы выделяем дополнительные средства и из местного бюджета. Так, в текущем году проведен капитальный ремонт спортивного зала школы в селе Степановка. Объем средств, предусмотренный в рамках проекта, составил более 6 миллионов рублей, в том числе средства федерального и областного бюджетов — почти 2,4 миллиона, из местного бюджета было выделено более 3,6 миллиона рублей.

В рамках нацпроекта в районе отремонтировано четыре спортивных зала. Общая сумма средств на реализацию данных мероприятий составила более 12,5 миллиона рублей, в том числе средства федерального и областного бюджетов — 7,1 миллиона.

Культурная среда

IMG_4760.jpg

В 2022 году Переволоцкий район принял участие в реализации регионального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура». Был проведен капитальный ремонт районного центра культуры и досуга «Геолог». Объем средств на ремонтные работы составил 30 миллионов рублей, в том числе средства федерального бюджета — почти 14 миллионов, областного бюджета — 3 миллиона, местного бюджета — почти 13 миллионов рублей. По завершении капитального ремонта для создания современного стиля помещений и прилегающей территории были выделены дополнительные денежные средства на приобретение мебели и благоустройство. Значительно обновлена материальная база: заменена мебель, костюмы, шторы. Проведена частичная замена ограждения территории. На эти нужды из местного бюджета выделено 1,8 миллиона рублей.

3 ноября 2022 года состоялось торжественное открытие обновленного центра культуры и досуга. Это было благотворительное мероприятие в поддержку земляков-военнослужащих. На средства от продажи билетов приобретено самое необходимое для участников СВО.

На базе центра работает 31 клубное формирование, в которых занимаются 352 человека, из них 185 детей. Организуют творческую деятельность 13 специалистов. Более 35 лет заведующим РЦКД «Геолог» работает Алексей Алексеевич Хвостов, заслуженный работник культуры Российской Федерации, общий стаж в отрасли у него 50 лет.

Визитной карточкой учреждения являются народные самодеятельные коллективы — Переволоцкий народный хор, ансамбль казачьей песни «Добрица», ансамбль народных инструментов «Переволоцкая гармонь», ансамбль народной песни «Родники».

«Геолог» внедряет новые формы оказания услуг населению: проект «Лето в парке», акция «Дари добро», фестиваль ветеранских организаций «Мудрость поколений говорит», районный конкурс — фестиваль «Звучи баян, играй гармошка», ставший в этом году областным. Активно работает клуб молодежных инициатив, который проводит тематические дискотеки, квест-игры, конкурсы среди девушек, парней.

— Центры «Точка роста» стали возможностью создания в небольших населенных пунктах России современных образовательных пространств, призванных помочь детям реализовать себя в различных сферах. Как движется проект в Переволоцком районе?

— В школах района с 2020 года открыто восемь центров образования цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». В планах до 2025 года открыть еще 12. «Точка роста» — это уникальный проект, благодаря которому удается создавать принципиально новые условия для обучения детей в сельских школах.

В наше время, чтобы обеспечить качественное образование, необходимо дорогостоящее оборудование. На базе «Точек роста» оно имеется. Все это доступно нашим детям бесплатно. Школьники получают возможность осваивать сложные предметы с использованием высокотехнологичного цифрового оборудования.

Робот.jpg

В «Точках роста» занимаются более 1400 наших школьников, что составляет 51 процент от их общего числа. 760 детей осваивают два и более учебных предмета и (или) курса внеурочной деятельности. Дополнительные общеразвивающие программы с использованием инфраструктуры центров образования реализуются для 660 детей. На все мероприятия затрачено более 15,6 миллиона рублей.

— Готовы ли педагоги профессионально работать в «Точках роста»?

— В центрах, как правило, работают педагоги тех же общеобразовательных школ, на базе которых они открылись. Чтобы грамотно обучать детей по программам «Точек роста», учителям тоже приходится расти: они проходят переподготовку, слушают курсы и тренинги на базе «Кванториума», Академии Минпросвещения России и других образовательных площадках.

— Насколько центры популярны у детей?

— «Точки роста» очень популярны у детей. В рамках реализации проекта в школы бесплатно поступили наборы по закреплению изучаемых тем по физике, химии, биологии, робототехнике. «Точки роста» оснащены компьютерами, проектными столами, интерактивными досками, 3D-принтерами, квадрокоптерами, есть даже шлемы виртуальной реальности. Здесь многие дети, для которых собственный компьютер с высокоскоростным интернетом — пока только мечта, впервые знакомятся, например, с технологиями виртуальной реальности.

1654081440259.jpg

В «Точках роста» можно освоить робототехнику, получить навыки работы в «Фотошопе» и «Иллюстраторе», обучиться проектной деятельности и игре в шахматы. Задача «Точек роста» — не только формирование у учеников современных технологических и гуманитарных знаний, но и создание в сельской местности общественного пространства для творческой и социальной самореализации детей, педагогов и родителей. С помощью «Точек роста» дети имеют возможность развить свои таланты и получать качественное образование.

— Можно ли уже говорить о каких-то результатах деятельности ребят в рамках проекта «Точка роста»?

— У нас уже есть первые результаты деятельности центров образования. В 2022 году ученики школы села Чесноковка приняли участие в исследовательском проекте «Охотники за микробами» по поиску азотфиксирующих бактерий. Проект поддержан Фондом президентских грантов и реализуется совместно с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН. По итогам конкурса дети получили бесплатный набор реактивов и расходных материалов для дальнейшего участия в научно-исследовательском проекте.

Полученные от участников образцы почвы депонированы в коллекции почв, а для выделенных микроорганизмов и их консорциумов в институте будет проведен метагеномный анализ, поиск новых антибиотиков, бактериофагов, инструментов для развития генетических технологий.

В октябре — ноябре 2022 года подготовлена проектная работа «Определение азотобактеров в разных почвах в окрестностях села Чесноковка» для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030». В рамках развития сетевого взаимодействия команда школы приняла участие во Всероссийском исследовательском проекте «Тепло в живых системах, практика». Цель: отработать механизм сетевого взаимодействия школ с «Точками роста» и научить детей проходить все этапы учебного исследования. Задания подбирали так, чтобы они были направлены на формирование естественно-научной функциональной грамотности. Сейчас школьники работают над новым проектом от Новосибирского университета — «Поиск бактерий — продуцентов протеаз».

Обучающиеся «Точки роста» на базе школы № 3 поселка Переволоцкий стали победителями Всероссийского фестиваля лучших практик в системе дополнительного образования технической направленности «Траектория успеха». Ученики 10-го класса этой школы приняли участие в XVI Всероссийской олимпиаде с международным участием, заняли первое место по региону по предмету «Информатика».

Ученица школы № 3 Изабелла Исхакова в рамках дополнительного объединения «Мир лего» на базе центра «Точка роста» сконструировала модель «Молли», работа была отправлена на Международный конкурс технического творчества и получила диплом победителя. Также наши дети получили диплом I степени во Всероссийском конкурсе по конструированию и робототехнике «RoboКВАНТ».

Роман Храмов в рамках дополнительного объединения «Робототехника» на базе центра «Точка роста» сконструировал модель «Лего-животное. Мамонт», работа была отправлена на Всероссийский творческий конкурс по лего-конструированию «Энштейн» и получила диплом I степени.

Екатерина Добровольская и Екатерина Шиндина создали программный продукт «Обзорная экскурсия в школьный музей „Память“» с использованием цифровых технологий и заняли второе место на областном конкурсе «Краеведческий калейдоскоп». Дарья Карпова и Игорь Мартыненко сделали программный продукт в рамках реализации стратегии действий по сохранению биологического разнообразия на территории Российской Федерации и получили диплом I степени в конкурсе научно-исследовательских проектов «Газпром — класс», который проводит ООО «Газпром добыча Оренбург».

Это только маленькая часть проектов и мероприятий, реализованных нашими ребятами с использованием инфраструктуры центров образования «Точка роста» в Переволоцком районе. Впереди новые проекты и новые победы!

Подготовила Н. И. ШТОДА