Открытость местных финансов — требование времени
Уровень публичности органов местного самоуправления определяется в том числе открытостью в сфере финансов. Субъекты РФ, осуществляя мониторинг местных бюджетов, оценивают степень их транспарентности по ряду критериев. В Московской области по результатам рейтинга уровня открытости бюджетных данных за 2022 год первое место разделили городские округа Щелково и Воскресенск (в 2021 году первое место занял городской округ Щелково).
Андрей Алексеевич Булгаков, глава городского округа Щелково Московской области
Александр Владимирович Фрыгин, начальник Финансового управления администрации городского округа Щелково, кандидат экономических наук
Местное самоуправление — важнейший элемент системы публичной власти, призванный обеспечить участие населения в решении вопросов местного значения. Механизмы такого участия довольно многообразны, и при этом они значительно расширяются в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. И здесь на первый план выходит доступность властных структур на местах для граждан, транспарентность и прозрачность деятельности органов местного самоуправления.
Одной из значимых составляющих в этой части является открытость данных о местных финансах. Население должно знать, как формируется местный бюджет, на что идут деньги налогоплательщиков, какие существуют возможности для непосредственного участия граждан в бюджетном процессе.
Предоставить возможность ознакомления, а также непосредственного участия населения в бюджетном процессе можно в различных формах. Это инициативное бюджетирование, ведение портала «Бюджет для граждан», публичные слушания, создание общественного Совета при финоргане, голосование за приоритетные проекты, финансируемые из бюджета, другие формы общественного участия. Рассмотрим данные направления более детально.
Инициативное бюджетирование
Процесс формирования механизмов поддержки гражданских инициатив находит свою практическую реализацию в системе инициативного бюджетирования. Со вступлением в силу поправок в Федеральный закон № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 236‑ФЗ) определены рамочные условия инициативного бюджетирования, порядок и основные понятия процедур, связанных с инициативными проектами, установлена система взаимодействия заинтересованных сторон.
Реализация первых инициативных проектов в городском округе Щелково, финансируемых за счет местного бюджета с участием средств населения, выявила как положительные стороны, так и негативные моменты. На последних хотелось бы остановиться подробнее.
Первое — слабая реакция населения в части непосредственного участия (в виде внесения собственных средств) в проектах. Это можно связать с недостаточной информированностью граждан со стороны управленческих структур о сути инициативных проектов, трудностями их реализации на территории с высокой плотностью населения, что характерно для Щелково. Можно эти утверждения оспаривать, но пока мы принимаем их как данность.
Второе — это сложность процедуры внесения и дальнейшего продвижения проектов. Исходим из того, что инициаторами всех действий, относящихся к инициативному бюджетированию, должны быть граждане, не имеющие отношения к властным структурам. Но если им не оказывать должного содействия, ничего из их инициативы не выйдет. Это касается определения территории, где будет реализовываться проект (здесь должны быть задействованы специалисты, обладающие соответствующей квалификацией и полномочиями), расчета средств, необходимых для исполнения работ и т. д.
Излишним, на наш взгляд, при современном развитии информационных технологий является требование публикации в печати информации о внесении проекта в местную администрацию, о проведении конкурсного отбора участников, ходе его реализации, использовании средств и т. д., а также отсутствии возможности онлайн-голосования. Учитывая, что местный официальный печатный орган выходит, как правило, раз в неделю, а сама публикация требует дополнительных затрат, теряется оперативность выполнения требуемых процедур. При этом онлайн-голосование при его должной организации позволяет проследить, кто и каким образом участвовал в голосовании, поскольку все необходимые данные имеются в открытом доступе. Подобный опыт имеется в Московской области, когда при выделении средств из регионального бюджета с учетом местного софинансирования и взносов инициаторов проекта голосование происходит в электронном режиме. Между тем законодательство не предусматривает возможности на местном уровне голосования в электронном формате.
Если сделать срез предпочтений инициаторов местных проектов, то в городском округе превалируют расходы на социальную сферу, в первую очередь на систему образования, связанные с приобретением основных средств и ремонтными работами. Несколько меньше инициатив направлено на благоустройство территории.
«Бюджет для граждан»
Портал «Бюджет для граждан», открытый на официальном сайте администрации городского округа Щелково, позволяет в доступной для населения форме осветить основные показатели бюджета, направления бюджетной и налоговой политики, ознакомить с ходом бюджетного процесса. В прошлом году мы впервые объявили конкурс проектов по представлению бюджета для граждан для физических и юридических лиц по пяти номинациям. Основным назначением нашего конкурса стало выявление и распространение лучшей практики в формате, обеспечивающем открытость и доступность информации об управлении общественными финансами территории.
На конкурс поступило 18 заявок, что можно считать удачным началом. При этом интерес был проявлен по всем номинациям. Отрадным явился тот факт, что самой большой категорией среди конкурсантов стала молодежь. Значит, до этой целевой группы мы достучались, и такое начинание можно только приветствовать. Для нас этот факт важен по двум причинам. Это, во-первых, взгляд со стороны и отражение тех моментов, которые мы не всегда замечаем. А во-вторых, свидетельство того, что молодые люди проявляют интерес не только к глобальным вопросам, но и к проблемам территории, на которой они проживают. Ведь при всех различиях муниципальных образований, эти проблемы схожи — жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, потребительский рынок и т. д. То есть то, с чем непосредственно и каждодневно человек сталкивается. В текущем году мы расширили практику проведения конкурса — он объявлен для физических и юридических лиц по шести номинациям.
Общественный совет
При Финансовом управлении городского округа Щелково создан Общественный совет — постоянно действующий совещательно-консультативный орган. Основными задачами Общественного совета являются взаимодействие гражданского общества с финорганом, выдвижение и обсуждение общественных инициатив по вопросам организации и функционирования местных финансов, совершенствование механизмов учета общественного мнения, выработка рекомендаций при определении приоритетов работы финоргана. К работе в Общественном совете, а для нас это важно, проявили интерес специалисты разных направлений — как практики, имеющие отношение к финансам в различных областях, так и представители высших учебных заведений, обладающие теоретической подготовкой и богатым опытом в области финансов.
К настоящему времени Общественный совет рассмотрел ряд вопросов, касающихся местного бюджета и основных направлений бюджетной и налоговой политики, сделал ряд предложений, направленных на совершенствование работы финоргана, сформировал план работы на текущий год. Важно то, что работа Общественного совета носит живой характер, рассматриваются альтернативные мнения, не всегда совпадающие с официальной позицией, определяются приоритеты в сфере деятельности финансового управления.
Публичные слушания
Публичные слушания по бюджетным вопросам являются еще одной формой общественного участия в управлении местными финансами. У нас пока не сложилось единого мнения по поводу того, какая форма их проведения является более эффективной — традиционная, с приглашением всех желающих для непосредственного общения (как говорится, вживую) или онлайн-голосование, что мы впервые апробировали в период пандемии коронавируса. Плюсы первой заключаются в том, что каждый человек может не только задать вопрос, но и побеседовать по интересующей проблеме в режиме «один на один». Минус же формата связан с большой протяженностью территории городского округа, когда человек из отдаленного поселения не всегда имеет возможность (а зачастую и желание) приехать на публичные слушания. Онлайн-формат позволяет осуществить более полный охват аудитории, но практика показывает, что мы во многом теряем одних из наиболее активных участников — пожилых людей, не всегда владеющих современными информационно-коммуникационными технологиями.
И еще одной особенностью общественных обсуждений по бюджету являются вопросы, которые поднимают участники. Многие, даже большинство из них, касаются насущных проблем, связаны с жилищно-коммунальным хозяйством, функционированием социальной сферы и т. д. Другими словами, происходит отход от основной темы, она остается где-то в стороне, несмотря на все усилия председательствующего направить диалог в нужное русло. Поэтому главными действующими лицами обсуждений зачастую оказываются руководители и специалисты из сфер ЖКХ и социальных отраслей. Но мы даже в этом случае даем всем возможность высказаться и стараемся ответить на интересующие вопросы.
Единая платформа
Примером эффективного механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды (одна из ключевых целей нацпроекта «Жилье и городская среда») является единая всероссийская платформа по голосованию за объекты благоустройства za.gorodsreda.ru. В прошедшем году выбор приоритетных объектов для благоустройства на базе этой платформы осуществлялся во второй раз, до этого голосование для жителей Подмосковья проводилось на портале «Добродел».
Порядок проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке и включению в государственную программу региона и в муниципальные программы, утвержден постановлением губернатора Московской области. В Щелково организация и проведение голосования на портале возложены на созданную общественную комиссию по формированию современной городской среды. Голосование по общественным территориям проводится по следующим направлениям: отбор общественных территорий; выбор проекта благоустройства общественных территорий; отбор элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на общественных территориях. Мы видим возрастающий из года в год интерес жителей и их желание участвовать в развитии городской среды, ведь никто, кроме них самих, не знает лучше, что должно находиться рядом с домом и какие объекты должны быть в парке.
По результатам голосования составляется рейтинговая таблица общественных территорий, исходя из количества голосов, отданных за каждый проект. Проекты, набравшие наибольшее количество голосов, включаются в государственную и муниципальные программы с соответствующим выделением средств из бюджетов всех уровней.
Что касается портала «Добродел», то сегодня здесь проходят голосования по определению адресов комплексного благоустройства дворовых территорий, приоритетных мест установки систем видеонаблюдения, детских игровых площадок, обустройству родников и другим мероприятиям, требующим финансовых затрат из бюджета.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что форматы открытости даже в такой специфической сфере, как финансы, довольно разнообразны и мы постоянно работаем над их совершенствованием.