XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Светлоярский район: тенденции к экономической и финансовой стабильности

Караулов
Александр КАРАУЛОВ, глава Светлоярского района Волгоградской области

В 2009 году, несмотря на развивающийся мировой финансовый кризис, в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области сохранилась позитивная тенденция к экономической и финансовой стабильности. Обратимся сначала к демографическим процессам, которые играют первостепенную роль в экономическом и социальном развитии муниципальных образований. Коэффициент рождаемости в районе превысил среднеобластной уровень на 40,7 %. Положительную динамику имеет и рост среднемесячной заработной платы, которая на сегодняшний день составляет 10 381 руб. в месяц.
Основой экономики района является сельское хозяйство, обрабатывающее производство и малый бизнес. В 2008 году хозяйствами всех категорий района было произведено сельскохозяйственной продукции на 1,7 млрд руб. Объем производства увеличен в 1,4 раза по сравнению с предыдущим годом. Это один из лучших показателей в области. Предприятия перерабатывающей отрасли района в 2008 году произвели продукции примерно на 1,8 млрд руб. Значительный потенциал экономического роста содержит в себе и малый бизнес района. Оборот малых предприятий в прошлом году составил 760 млн руб.
Рост денежных доходов населения района и увеличение спроса на потребительские товары и услуги способствует увеличению объемов розничной торговли и платных услуг. Так, оборот розничной торговли вырос в 2008 году на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом.

Резервы увеличения доходной базы бюджета района

Позитивные показатели развития экономики в муниципальном районе обеспечивают поступление налогов и сборов во все уровни бюджета. В 2008 году в консолидированный бюджет района поступило 330,2 млн руб., что почти в два раза превышает показатель 2005 года. И есть все основания предполагать, что поступление налогов и сборов в районный бюджет превысит среднеобластной уровень.
Поступление налогов во все уровни бюджетов показывает, что район научился использовать многие резервы по увеличению доходной базы бюджета. Администрация района ведет целенаправленную работу по мобилизации налоговых платежей, которая охватывает все аспекты данной проблемы: проводятся ретроспективный, текущий, сравнительный анализы поступлений налоговых и неналоговых доходов, активная работа с плательщиками. Например, в рамках работы по НДФЛ производится сбор данных по начисленному хозяйствующими субъектами фонду оплаты труда и перечисленному в бюджет НДФЛ. В результате сопоставления указанных данных выявляются налогоплательщики, не соблюдавшие полноту и сроки уплаты налога.
По неналоговым доходам бюджета особое внимание уделяется внесению платы в бюджет за негативное воздействие на окружающую среду. Этот источник доходов бюджета района имеет большой потенциал благодаря широкой базе плательщиков. Предпринятая с начала 2008 года целенаправленная работа по выявлению организаций и индивидуальных плательщиков, уклоняющихся от уплаты данных платежей, показала, что в настоящий момент недобросовестных плательщиков в районе большое количество. В связи с этим администрация района совместно с государственным инспектором комитета государственного контроля в сфере природопользования (Госэкоконтроль) выработала план действий, направленный на повышение собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Во-первых, была инициирована проверка на предмет внесения платежей за НВОС наиболее крупными организациями, являющимися природопользователями, ведущими хозяйственную деятельность на территории района. В Госэкоконтроль были представлены сведения об организациях, ведущих деятельность на территории Западной промзоны районного поселка Светлый Яр, списки предприятий и организаций, являющихся объектами федерального госэкоконтроля.
В результате установлены многочисленные нарушения как в области соблюдения правил природопользования, так и по внесению платы за НВОС в бюджет.
Во-вторых, ведется работа по формированию полного списка организаций-природопользователей, ведущих хозяйственную деятельность на территории района.
В-третьих, при помощи формируемых реестров природопользователей и платежей планируется осуществлять контроль над полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС в бюджет всеми организациями-природопользователями района.

Приоритеты расходования бюджетных средств

Основные направления расходов бюджета района обеспечивают безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства. При этом увеличение действующих или установление новых расходных обязательств осуществляется в пределах имеющихся финансовых ресурсов в рамках ограничений, установленных бюджетным законодательством.
Приоритетными направлениями бюджетных расходов на 2009–2011 годы продолжают оставаться здравоохранение, образование, модернизация социальной инфраструктуры.

Преимущество казначейского исполнения бюджета района

С 1 апреля текущего года Светлоярский муниципальный район перешел на полное кассовое казначейское обслуживание с открытием лицевых счетов главным распорядителям бюджетных средств, а также бюджетополучателям в отделении Федерального казначейства. Необходимо отметить, что процесс перехода состоял из двух этапов.
На первом этапе в 2007 году мы передали полномочия по формированию бюджета от Территориального управления Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области в отдел экономики администрации района. Считаем, что эту работу отдел экономики делает более качественно, так как обладает большей информацией и по налоговому потенциалу для формирования доходной базы района, и по расходным обязательствам. В это же время Территориальное управление начало планомерное делегирование вопросов администрирования различных видов доходов, в том числе субвенций и дотаций, главному распорядителю бюджетных средств района. Конечно, если следовать букве закона, такая передача вполне обоснованна. Но тогда возникает вопрос о законности исполнения муниципального бюджета областным управлением. В итоге к 1 января 2009 года из всех полномочий, предусмотренных соглашением о формировании и организации исполнения бюджета от 2006 года, Территориальное управление выполняло только кассовое обслуживание бюджета, что в соответствии с Бюджетным кодексом успешно делает Федеральное казначейство.
Так мы логично подошли ко второму этапу, реорганизовав отдел экономики в отдел экономики и бюджетного планирования и возложив на него обязанности финансового органа. В настоящее время процесс перехода полностью завершен.
Хочется отметить, что с переходом на казначейское исполнение бюджета района существенно сократилось время прохождения платежных документов, повысилась прозрачность бюджетных расходов. Главные администраторы бюджетных средств имеют возможность видеть поступление администрируемых ими доходов с момента зачисления на их счет. Повышается финансовая дисциплина бюджетополучателей.

Взаимодействие финансового органа района с налоговыми органами

Взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых подразделений местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми структурами. Такое взаимодействие основано на координации и объединении усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов, и на обмене необходимой информацией.
Однако часто бывает так, что для результативной работы в данном направлении необходима информация, позволяющая отслеживать начисления и поступления налогов и сборов от конкретных налогоплательщиков. Без этого невозможна эффективность составления и исполнения бюджетов. Так, в связи с отсутствием официальной информации по фонду оплаты труда невозможно правильно рассчитать НДФЛ, а учитывая, что с 2008 года бюджет формируется на три года, отсутствие или недостоверность информации может привести к неправильному расчету доходной части бюджета.
Формирование же налогового потенциала на основе фактического исполнения бюджета за предыдущий период неверно, потому что ежегодно происходят серьезные изменения в структуре налогоплательщиков.
Поэтому необходимо внесение изменений в законодательство РФ о предоставлении информации органам местного самоуправления в разрезе налогоплательщиков по налогам и сборам, поступающим в местные бюджеты.

Бюджетная политика района

При формировании и реализации бюджетной политики Светлоярского муниципального района предпринимаются действия по следующим направлениям:
1обеспечение сбалансированности бюджета, то есть обеспечение бюджетных расходов источниками финансирования;
2развитие программно-целевых методов бюджетирования, ориентированного на результат;
3повышение роли администрации муниципального района в процессе исполнения бюджета, усиление ответственности главных распорядителей бюджетных средств за эффективное использование бюджетных средств.
При оптимизации бюджетного процесса в данном направлении осуществляются мероприятия, призванные значительно сократить временные промежутки между принятием решения и их финансовой реализацией, усилить внутренний контроль над расходованием бюджетных средств, оперативно получать информацию о текущем финансовом положении. Для выполнения данной задачи осуществлен переход на казначейское исполнение бюджета района и создан муниципальный финансовый орган, особенностью которого является то, что он создан, как уже говорилось выше, на базе существующего отдела экономики.
В функции отдела с 2008 года входило формирование бюджета муниципального района, исходными данными для которого отдел владеет в полной мере: это и статистическая информация по экономическому развитию района, и сведения от хозяйствующих субъектов, и данные по демографической и социальной ситуации в районе. Кроме того, отдел экономики и бюджетного планирования администрации района является уполномоченным органом по размещению муниципального заказа и уполномоченным органом по ведению реестра муниципальных контрактов. То есть специалисты отдела владеют всей информацией об экономической ситуации в районе, что позволяет не только более качественно осуществлять бюджетное планирование, но и более эффективно расходовать бюджетные средства. Таким образом, цепочка «цель — планирование — мероприятие — контроль» реализуется одним структурным подразделением администрации, что позволяет оперативно принимать решения;
4 совершенствование системы организации и финансирования процесса оказания бюджетных услуг.
Бюджетная политика администрации Светлоярского муниципального района при формировании расходов бюджета на 2009 год и плановый период исходит из принципа солидарности с федеральной и региональной политикой вложений средств в человеческий капитал. То есть она направлена на существенное повышение качества жизни населения, дальнейшее развитие экономики района, реализацию приоритетных национальных проектов на территории района.
В целом бюджет Светлоярского муниципального района на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов имеет ярко выраженную социальную направленность, что позволяет в настоящих экономических условиях не ухудшить положение населения района, не потерять наработанного потенциала и развиваться дальше.