XVI Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Рязань: работа на перспективу

шишов
Разработка и реализация антикризисных мер, жизнедеятельность города в период дефицита финансовых средств — главные темы в рейтингах новостей, поступающих из муниципальных образований России. О том, какая ситуация сложилась на настоящий момент в Рязани, и о мерах по минимизации последствий кризиса рассказывает глава администрации города Олег ШИШОВ.

Бюджет: новые ориентиры

 
— Олег Владимирович, как обстоят дела с исполнением бюджета города в условиях финансово-экономического кризиса?
— Проект бюджета Рязани на 2009 год формировался в условиях достаточно стабильных темпов роста экономики города. К сожалению, финансовый и экономический кризис, охвативший Российскую Федерацию в 2008 году, оказал крайне негативное влияние как на ориентиры и перспективы развития города, так и на исполнение бюджета города в текущем году. Проводимый мониторинг поступлений доходных источников в бюджет города в полной мере отражает влияние кризисных процессов, связанных с сокращением объемов производства и численности персонала, на доходную часть бюджета. По итогам I полугодия собственные доходы городского бюджета исполнены в объеме 1 578,5 млн руб., что ниже уровня 2008 года на 7,7 %.
Отрицательная динамика поступлений характерна в настоящее время для всех видов доходов, формирующих муниципальный бюджет, но наибольшую озабоченность вызывает резкое снижение поступлений НДФЛ — основного бюджетообразующего налога. Так в январе — августе текущего года поступление НДФЛ по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизилось на 5 %. При сохранении такой динамики до конца года общий объем потерь по указанному налогу оценивается в 905,6 млн руб.
В сложившейся ситуации администрация города разработала мероприятия по оптимизации расходов, соответствующие изменения были внесены в бюджет. До минимального уровня доведены расходы на текущее содержание учреждений бюджетной сферы и органов местного самоуп­равления, расходы инвестиционного характера, отложено финансирование вновь принимаемых расходных обязательств, включая переход на новые системы оплаты труда бюджетников.
Вместе с тем бюджет города сохраняет свою социальную направленность. На сегодняшний день расходная часть бюджета города состоит в основном из расходов на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений по оказанию муниципальных услуг и расходов, связанных с обязательствами города по софинансированию объектов федеральных и областных целевых программ. Это строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог; приобретение специальной техники для коммунальных предприятий и подвижного состава для предприятий городского пассажирского транспорта; строительство двух детских садов — в поселке Солотча и микрорайоне ДПР-5 — и пр.

Дела земельные

— Вы отметили, что доходы городской казны падают, какие меры в связи с этим предпринимает администрация для пополнения бюджета города?
— Всем известно, что земля является ценнейшим ресурсом и может служить надежным источником доходов местного бюджета. И при сложившейся нестабильной экономической ситуации в стране увеличение поступления земельного налога, арендных платежей, а также сумм от продажи земель в частные руки может помочь бюджету справляться со своими обязательствами.
После проведенного анализа эффективности землепользования в Рязани администрацией города определены основные направления повышения эффективности землепользования, в соответствии с которыми разработана долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности землепользования в городе Рязани». Она направлена на:
  • повышение собираемости земельного налога с земельных участков, расположенных на территории Рязани и признаваемых объектами налогообложения;
  • оптимизацию сбора неналоговых поступлений за пользование земельными участками;
  • повышение эффективности земельного контроля.
Данная программа позволит реализовать основное направление повышения эффективности землепользования — обеспечение собираемости земельного налога с земельных участков, расположенных под многоквартирными домами. Программа предусматривает механизм повышения мотивации собственников жилья по оформлению в собственность земельных участков путем предоставления целевых субсидий из городского бюджета на благоустройство придомовой территории многоквартирного жилого дома, собственники жилых помещений в котором являются плательщиками земельного налога с земельного участка, расположенного под данным многоквартирным домом.
Кроме того, администрация города проводит мероприятия по уточнению видов целевого использования земельных участков в текущих базах Роснедвижимости для их полного соответствия «Перечню видов целевого использования земли на территории города Рязани». Правильное определение вида функционального использования земель влечет за собой точный расчет земельного налога, а также облегчает дальнейший анализ состояния земельных дел в городе.
Администрация города в целях обеспечения своевременности и полноты поступлений в городской бюджет неналоговых платежей осуществляет постоянный финансовый мониторинг исполнения плательщиками своих обязательств, проводит активную претензионную работу в отношении должников. Также при администрации города действует Межведомственная комиссия по укреплению финансовой дисциплины юридических и физических лиц по платежам, поступающим в доход городского бюджета.
Проводятся мероприятия, стимулирующие выкуп земельных участков в собственность их арендаторами. Получено принципиальное согласие одного из крупных предприятий Рязани, арендующего федеральную землю, на выкуп нескольких земельных участков, что впоследствии увеличит поступление земельного налога в местный бюджет более чем на 100 млн руб. в год.
В целях привлечения дополнительных средств в бюджет города из внебюджетных источников для строительства (реконструкции, ремонта) объектов социальной сферы в рамках реализации муниципальной целевой адресной программы «Развитие застроенных территорий в городе Рязани» проводятся открытые аукционы на право заключить договоры о развитии застроенных территорий. Это позволяет в законном порядке осуществлять расселение нанимателей и снос ветхого жилья. Данная программа включает в себя адресный перечень из 38 площадок перспективного строительства в Рязани общей площадью 60,67 га и 494 многоквартирных домов.
В решении различных проблем, связанных с градостроительством, землеустройством, учетом природных и имущественных ресурсов на территориях, получили широкое распространение геоинформационные системы (ГИС). В администрации города Рязани используется ГИС «ИнГео», которая обеспечивает самый мощный набор средств по созданию муниципальных электронных карт. В настоящее время в ГИС «ИнГео» существует значительное количество различных слоев («Город», включающий в себя информацию о зданиях и сооружениях, гидрографии, улицах и зеленых зонах; кадастровое деление территории; опорный план — для проектируемых зданий и сооружений; база земельных участков с полной информацией о правообладателях; памятники истории и культуры, зонирование территории города и др.).
Дальнейшее развитие ГИС, обеспечивающее информационное взаимодействие между органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и гражданами на территории Рязани, и создание единого информационного пространства позволит существенно снизить документооборот и повысить оперативность принятия решения в сфере градостроительства и землепользования на территории муниципального образования.
Мероприятия, проводимые администрацией города, позволят не только стабилизировать поступление доходов в городской бюджет, но и создадут перспективу для устойчивого роста.

Стратегия развития

— Какие программы реализуются в городе в текущем году?
— В администрации города в 2008 году проведены мероприятия по разработке Плана стратегического развития Рязани до 2020 года, который утвержден решением Рязанской городской думы от 26 марта 2009 г. №169-I. Это позволит создать условия для перспективного развития города в период продолжающихся социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, формирование гражданского общества и улучшение имиджа города.
Инструментами реализации основных положений Плана стратегического развития являются пять долгосрочных целевых программ:
1 «Совершенствование системы муниципального управления в городе Рязани на период 2009–2011 годов»;
2 «Развитие наукоемкой экономики в городе Рязани на период 2010–2012 годов»;
3 «Сбалансированное пространственное развитие на основе формирования системы регулирования градостроительной деятельности в городе Рязани на период 2009–2016 годов»;
4 «Развитие человеческого капитала города Рязани на период 2009–2011 годов»;
5 «Формирование качественной городской среды в городе Рязани на период 2009–2011 годов».
Разработка долгосрочных целевых программ осуществляется в соответствии с приоритетами развития Рязани, определенными в Плане стратегического развития города до 2020 года.
Для городской администрации одним из приоритетов в системе муниципального управления является программно-целевой метод. В связи с этим значительная доля расходов бюджета осуществляется через муниципальные программы. Их разработка, принятие и исполнение регламентируется на уровне администрации города. Программы дают возможность систематизировать работу ведомств, осуществлять среднесрочное планирование и гарантируют преемственность действий администрации.
В Рязани реализуются 20 муниципальных целевых программ, разработанных на период до 2010 года, и 10 ведомственных целевых программ. До конца 2009 года на их реализацию будет направлено более 1,2 млрд руб. бюджетных средств. Эффективно в городе действуют ипотечные программы «Молодой семье — доступное жилье», «Социальная ипотека», «Муниципальная ипотека», которые представляют собой систему оказания муниципальной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья.
Также разработаны и успешно реализуются муниципальные целевые программы «Охрана окружающей среды г. Рязани» (2005–2010 гг.) и «Охрана атмосферного воздуха муниципального образования город Рязань» (2008–2012 гг.); муниципальные целевые программы социальной сферы: «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в г. Рязани» (2005–2010 гг.), «Одаренные дети» (2005–2010 гг.) и др.; муниципальная адресная программа «Дорожное хозяйство города Рязани» (2009–2011 гг.); ведомственные целевые программы развития: «Молодежь Рязани» (2009–2011 гг.), «Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования» (2009–2011 гг.), «Ведомственная целевая программа развития управления муниципальным имуществом администрации города Рязани» (2009–2011 гг.) и др.
В конце 2006 года была разработана и утверждена Программа реформирования муниципальных финансов на 2007–2008 годы, которая приняла участие в конкурсном отборе, проводимом Минфином России и получила право на софинансирование из федерального бюджета. По итогам рассмотрения отчетности в Министерстве финансов РФ о реализации двух этапов программы наш город занял третье место среди участников конкурса как в 2007, так и в 2008 году. По итогам II Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», проводимого журналом «Бюджет», администрация города Рязани награждена Дипломом за применение перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования муниципальных финансов, в целях уменьшения влияния субъективных факторов при выборе объектов инвестиций и повышения эффективности использования бюджетных инвестиций регламентированы процедуры формирования адресной инвестиционной программы города Рязани. В 2008 году впервые была разработана адресная инвестиционная программа города на три года — до 2011 года, которая отражает основные направления расходования капитальных вложений в инфраструктуру города и позволяет видеть перспективы по завершению строительства объектов.
В заключение хотелось бы отметить, что период кризисных явлений является для органов местного самоуправления периодом работы на перспективу: сейчас необходимо значительные усилия направить на разработку проектов, которые в момент начала экономического роста позволят органам власти вывести город на новый уровень развития.

Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА