XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Организаторы
При поддержке

Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Союз развития государственных финансов

Награждение победителей на XVII Всероссийской конференции

Саранск: переход на качественно новые принципы управления бюджетными расходами

сусина
Администрация городского округа Саранск стала призером в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами» III Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».
Как следует из представленных на конкурс материалов, в Саранске уже внедрена практика формирования муниципальных заданий — одного из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Муниципальные задания сформированы для всех 184 муниципальных учреждений города.
Об опыте внедрения муниципальных заданий, возникших при этом трудностях и достигнутых результатах рассказывает Татьяна Петровна СУСИНА, начальник финансового управления городского округа Саранск.

Организация процесса внедрения муниципальных заданий рассматривалась нами в неразрывной связи с процессом формирования и контроля над исполнением бюджета города. Предстояло сформировать бюджет с учетом объемов и качества предоставляемых учреждениями бюджетной сферы услуг и контролировать в процессе исполнения бюджета ход исполнения заданий1. Естественно, в первую очередь это потребовало разработки и принятия ряда нормативно-правовых актов, что и было нами сделано. В 2008 году, еще до вступления в действие новых положений Бюджетного кодекса, были утверждены необходимые нормативно-правовые акты: реестр муниципальных услуг, стандарты качества услуг, порядок формирования и контроля над исполнением заданий и др. Таким образом, была создана правовая основа для реализации реформ, направленных в целом на повышение качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями.
Надо сказать, что в процессе разработки необходимых нормативно-правовых актов мы столкнулись с определенными трудностями. Казалось бы, отдельные параметры муниципальных заданий не новы и давно используются в бюджетной сфере. В различных отчетах содержится контингент населения, пользующийся бюджетными услугами, и даже в том или ином виде присутствуют показатели качества бюджетных услуг, а с 2008 года формируется реестр расходных обязательств, являющийся основой для формирования перечня муниципальных услуг. Однако внедрение такого нового инструмента, как муниципальные задания, заставило провести своего рода ревизию этих «готовых» параметров, зачастую пересмотреть их и принять уже с учетом последних требований.
Второй задачей, возникшей при формировании муниципальных заданий, стала задача автоматизации этого процесса. Ее необходимость стала очевидна уже в 2009 году после попытки сформировать задания в «ручном» режиме. Значительная разветвленная сеть учреждений бюджетной сферы, множество установленных показателей (например, по каждой муниципальной услуге утверждено от пяти до 15 показателей, характеризующих качество ее предоставления), необходимость расчета объема финансового обеспечения задания, в том числе расчета стоимости каждой услуги в разрезе статей затрат по их типам (прямые и косвенные), а главное, необходимость формирования проекта бюджета по расходам на основании полученной информации — все это оказалось сложно реализуемым без использования информационных технологий.
Задача автоматизации процесса формирования муниципальных заданий, расчета стоимости финансового обеспечения задания, разработки проекта бюджета на основе рассчитанных данных была успешно нами решена с использованием Бюджетной Информационной Системы «БИС-ГМЗ», разработанной компанией «Р.О.С.Т.У.». На 2010 год все муниципальные задания по всем учреждениям городского округа Саранск были сформированы в системе «БИС-ГМЗ». Формирование в БИС-ГМЗ муниципальных заданий осуществлялось сотрудниками главных распорядителей бюджетных средств на основании электронного реестра муниципальных услуг и с учетом доведенных финансовым управлением предельных объемов бюджетных ассигнований до каждого главного распорядителя бюджетных средств. Проекты муниципальных заданий стали основой для формирования учреждениями обоснований бюджетных ассигнований. В данном документе расходы учреждения удалось увязать с результатами его деятельности — объемом и качеством оказываемых услуг.
В результате реализации данного проекта:
  • все участники процесса вплоть до учреждений подключены к системе и активно участвуют в нем;
  • реестр услуг ведется в электронном виде;
  • по каждой услуге зафиксированы показатели качества;
  • определена структура затрат по каждой муниципальной услуге, рассчитана ее стоимость;
  • рассчитан объем финансового обеспечения на выполнение каждого муниципального задания;
  • получены в унифицированном виде не только муниципальные задания, но и проект бюджета по расходам.
В апреле 2010 года все учреждения с использованием системы «БИС-ГМЗ» представили отчет о выполнении задания за I квартал 2010 года. В результате получена возможность сравнения плановых и фактических (по результатам квартала) показателей. Например, такого  показателя, как «Стоимость услуги в разрезе учреждений» (см. таблицу 1).

Таблица 1 Наименование услуги: «Предоставление дошкольного образования и воспитания»

Контингент (группа/категория)

Единицаизмерения

Субъект бюджетного планирования

Стоимость услуги, руб.

Отклонение (+/-)

Факт

План

2010 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Дети с 3 до 7 лет без льгот

1 дето/день

МДОУ «Детский сад № 42»

86,54

121,45

120,62

120,62

-34,91

Дети с 3 до 7 лет без льгот

1 дето/день

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 58»

106,90

134,71

134,20

134,20

-27,81

Дети с 3 до 7 лет без льгот

1 дето/день

МАДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

191,03

144,19

143,17

146,82

46,84

Дети с 3 до 7 лет с льготой 50 %

1 дето/день

МАДУ «Детский сад № 46 комбинированного вида»

80,24

130,97

130,50

135,68

-50,73

Дети с 3 до 7 лет с льготой 50%

1 дето/день

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73»

144,38

167,55

166,54

170,72

-23,18

Дети с 2 мес. до 3 лет без льгот

1 дето/день

МДОУ «Детский сад № 42»

86,53

121,45

120,62

120,62

-34,92

Дети с 2 мес. до 3 лет без льгот

1 дето/день

МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида»

94,64

146,50

145,99

150,81

-51,86

Дети в логопедических группах с льготой 100 %

1 дето/день

МАДУ «Детский сад № 46 комбинированного вида»

80,19

130,97

130,50

134,87

-50,78

Дети в логопедических группах с льготой 100 %

1 дето/день

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73»

144,36

168,32

167,36

171,56

-23,96

Дети в логопедических группах с льготой 100 %

1 дето/день

МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида»

94,64

149,86

149,35

154,17

-55,22

Дети с 2 мес. до 3 лет с льготой 50 %

1 дето/день

МДОУ «Детский сад № 42»

92,03

121,45

120,62

120,62

-29,42

Дети с 2 мес. до 3 лет с льготой 50 %

1 дето/день

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 58»

106,93

134,71

134,20

134,20

-27,78

Дети с 2 мес. до 3 лет с льготой 50%

1 дето/день

МДОУ «Детский сад № 64 комбинированного вида»

86,76

115,28

114,96

114,96

-28,53


Подводя итоги данного этапа бюджетного реформирования, хочется отметить следующее. У нас существует понимание того, что повышение качества управления бюджетными расходами, в том числе переход от финансирования содержания сети учреждений к финансированию услуг в определенном объеме и с заданными критериями качества, — процесс не одномоментный. Предстоит большая работа, например, по переходу к расчету объемов финансового обеспечения выполнения задания, основанному на использовании единых нормативов стоимости услуги и прямо зависящему от объемов предоставления услуг. Однако важно, что сегодня мы создали необходимую для этого основу — и нормативную, и технологическую, и информационную. Учитывая проделанную работу, в целом можно констатировать готовность городского округа Саранск к продолжению бюджетной реформы, в том числе к реализации принятого 8 мая 2010 года Федерального закона № 83-ФЗ.