XIV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

XIV Всероссийская Конференция

Программа Регистрация

Перспективы развития Хабаровска

Валерий Соколов
Доклад с заседания секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России». Тема заседания: «Пути решения задач в реализации новаций федерального законодательства». Валерий Евгеньевич СОКОЛОВ, директор Финансового департамента администрации города Хабаровска.

Реформа системы управления муниципальными финансами

В 2006 году в Хабаровске была начата реформа системы управления муниципальными финансами. Те позиции реформы, которые ранее казались непонятными, ненужными, усложняющими жизнь, сегодня входят в постоянную практику работы. Правильность и своевременность выбранной нами позиции подтверждается и изменениями в бюджетном законодательстве, и политикой федеральных властей, озвученной в посланиях президента, прослеживается в положениях об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В целях дальнейшего продвижения бюджетных реформ, совершенствования системы управления муниципальными финансами, устранения недостатков прошедшего периода необходимо продолжить работу по выполнению принятых нормативных актов и разработке новых документов. В администрации города уделяется большое внимание вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и достижения ими высоких результатов. Активно используется программно-целевое планирование, призванное повысить эффективность расходования каждого бюджетного рубля. Утверждены требования к качеству оказываемых муниципальных услуг. Проведена стандартизация по социально значимым услугам:

  • в образовании;
  • в здравоохранении;
  • в культурной сфере;
  • в сфере социальной защиты;
  • в транспортном обслуживании населения;
  • в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • в деле благоустройства города;
  • в архивном деле;
  • в периодических печатных изданиях.

Утвержден Порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг требованиям к качеству. Ведется работа по определению нормативов финансирования муниципальных услуг в социально-культурной сфере, что даст возможность оптимизировать механизмы бюджетного финансирования. Проводится реструктуризация сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг. Осуществляется перевод муниципальных бюджетных учреждений на автономный режим функционирования. По состоянию на 1 сентября 2010 года в городе создано 27 муниципальных автономных учреждений, в том числе в сферах:

  • образования — 19;
  • физической культуры, спорта — 2;
  • здравоохранения — 1;
  • транспорта — 1;
  • культуры — 2;
  • массовой информации — 1;
  • жилищно-коммунального хозяйства — 1.

До конца 2010 и в 2011 году автономными станут еще 67 учреждений социальной сферы. Планируется, что, таким образом, удельный вес автономных учреждений в общем объеме муниципальных учреждений составит 30 %. Анализ деятельности автономных учреждений в целом по городу показал положительный эффект от введения новой организационно-правовой формы. Практически по всем учреждениям наблюдается стопроцентное выполнение муниципального задания, рост доли доходов, полученных от оказания платных услуг, рост заработной платы сотрудников, рост добровольных пожертвований, приток потребителей услуг.

В городе утверждено Положение о муниципальных заданиях для бюджетных учреждений, в соответствии с которым последние имеют возможность самостоятельно распоряжаться полученными бюджетными средствами, составлять и исполнять бюджетную смету, обеспечивать формирование штатного расписания, устанавливать фонд оплаты труда, должностные надбавки и т. д. Разработана Методика оценки выполнения бюджетными учреждениями муниципальных заданий и достижения требуемых результатов. Оценка будет производиться в разрезе количественных и качественных показателей, характеризующих результаты деятельности учреждений.

Муниципальные амбулаторно-поликлинические и стационарные учреждения здравоохранения оснащаются современным диагностическим оборудованием, обновлен парк санитарного автотранспорта, проводится повседневная работа по профилактике заболеваний и диспансеризации работающего населения, обеспечению населения  Хабаровска высокотехнологичной медицинской помощью. Все муниципальные медицинские учреждения применяют медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи.

В сфере дошкольного образования также наблюдаются положительные тенденции: растет число детей, посещающих детские сады, сокращается очередь на получение путевок в ДОУ. Общеобразовательные учреждения города переведены на нормативно-подушевое финансирование, большинство муниципальных бюджетных учреждений города переведены на отраслевую систему оплаты труда, ориентированную на результат. В сфере жилищно-коммунального хозяйства внедряются прогрессивные методы управления многоквартирными домами их собственниками; увеличивается доля объема отпуска коммунальных ресурсов, измеряемых приборами учета, увеличивается доля переработанных бытовых отходов.

В Хабаровске действует 58 городских целевых программ развития, в том числе 45 программ, подкрепленных финансовыми потоками. Две трети городских программных документов носят ярко выраженную социальную направленность, так как напрямую или косвенно затрагивают интересы жителей. В 2010 году на выполнение программ будет направлено 5 млрд руб., что составляет 71 % от собственных доходов. Успешная реализация программ будет способствовать реализации основных направлений работы, намеченных стратегическим планом развития города.

Бюджет города

На 2010 год уточненный бюджет города составляет 10,9 млрд руб., с дефицитом 9,3 % (691 млн руб.). Бюджет города по налоговым и неналоговым доходам за первое полугодие 2010 года выполнен на 104 % (план — 3441,7 млн руб., факт — 3579,4 млн руб.), дополнительно в бюджет поступило 137,7 млн руб. (темп роста —  102 %). Учитывая, что основным доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц (более 60 %), администрация города проводит планомерную работу по повышению собираемости данного налога. На протяжении ряда лет ведется борьба по искоренению случаев выплаты «конвертных» зарплат. Отлажена работа отраслевых комиссий по контролю за размером заработной платы в подведомственных организациях и комиссий по недоимке.

По состоянию на 1 июля 2010 года недоимка в бюджет города составила 144,3 млн руб. По сравнению с началом года недоимка выросла на 63,7 млн руб. В то же время удельный вес недоимки в объеме поступивших налоговых платежей из года в год снижается и за первое полугодие текущего года составил 5,6 %. В полном объеме выполнены задания по экономии расходов бюджета (в 1,3 раза), экономия энергоресурсов составила 8,7 млн руб. (в 2,6 раза больше запланированных объемов).

2010 год — переходный период

2010 год — переходный период по стабилизации городской экономики, и мы настроены на консолидированную работу с государственными органами власти и бизнес-сообществом. В текущем году администрация города намерена значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики для оздоровления социально-экономического положения и минимизации последствий кризиса, обеспечивая при этом и решение стратегических задач. До конца 2010 года предусматривается завершить разработку ряда долгосрочных и ведомственных целевых программ в следующих отраслях: благоустройство, транспорт, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная работа с населением.

В последнее время бюджет города приходится формировать в условиях кризиса мировой и российской экономики, который обязал администрацию города проводить более жесткую бюджетную политику, направленную на сохранение и увеличение доходного потенциала, повышение собираемости налогов, сокращение недоимки, экономное и рациональное расходование бюджетных средств. Данная работа проводилась в соответствии с проводимыми:

  • мероприятиями по выполнению плановых показателей по мобилизации доходов в бюджет Хабаровска и повышению собираемости;
  • мероприятиями по взаимодействию администрации города с фискальными и силовыми структурами, направленными на пресечение сокрытия размеров оплаты труда, необоснованного отражения убытков и неуплаты налогов;
  • мероприятиями по администрированию транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

Мэр города утвердил Концепцию увеличения доходной части бюджета  городского округа «Город Хабаровск» на среднесрочную перспективу (на 2009–2011 гг.).

Финансово-экономический кризис стал катализатором переосмысления многих экономических процессов, и сегодня особенно важно понять его уроки. Пик кризиса преодолен, хотя турбулентные явления в экономике еще сохраняются. Выход из кризиса потребует от нас времени, сил и немалых средств. Для реализации поставленных целей социально-экономического развития Хабаровска определены новые требования к повышению качества работы системы местного самоуправления, обеспечению конечной результативности и эффективности ее участия в территориальном развитии.

Несмотря на то что влияние кризиса еще весьма ощутимо, прогноз социально-экономического развития на 2010 год мы оцениваем достаточно оптимистично. Основанием для такой уверенности являются успешно реализованные антикризисные социально-экономические программы, показавшие свою актуальность и жизненность. Мы рассчитываем, что новый импульс развитию экономики города придаст освоение острова Большой Уссурийский, концепция развития которого разработана правительством Хабаровского края, а также реализация проекта создания крупного авиатранспортного узла на базе Хабаровского аэропорта.

Планы

Мы отчетливо понимаем, что развитие страны, региона, муниципальных образований уже не будет идти так, как в предыдущие благоприятные годы. Поэтому алгоритм действий администрации города сегодня должен быть нацелен на повышение результативности управленческих рычагов, на мобилизацию всего социально-экономического потенциала города. В целях внедрения прогрессивных методов управления городом посредством Электронного правительства, повышения эффективности муниципального управления на основе новейших компьютерных информационных технологий администрации города необходимо активизировать работу по поэтапному переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и введение информации в единый региональный портал в сети Интернет (цифровой район).

Для повышения социальной и экономической эффективности муниципальных расходов следует расширить сферы применения программно-целевых методов бюджетирования, обеспечивающих достижение мультипликативного эффекта при использовании бюджетных средств, обеспечить мониторинг результативности исполнения целевых городских программ. Очень важно провести оценку стоимости бюджетной услуги и реализовать все направления повышения  эффективности бюджетных расходов и оптимизации сети муниципальных учреждений в рамках Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Первоочередной задачей администрация города считает активное вхождение в федеральные целевые программы для привлечения дополнительных ресурсов на развитие города, в этом направлении мы надеемся на помощь правительства Хабаровского края.

Приоритеты бюджетной политики города на очередной финансовый год останутся неизменными: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения в объеме целевых городских программ, финансирование приоритетных национальных проектов. Бюджетные деньги должны в первую очередь работать на выполнение социальных обязательств перед жителями города и обеспечивать условия для поддержания работоспособности хозяйствующих субъектов экономики.

Для города 2011 год будет непростым, но наш стратегический курс неизменен: это благосостояние людей, приумножение социально-экономического и духовно-культурного потенциала Хабаровска. По всем направлениям муниципальной политики предстоит большая, многоуровневая работа органов власти, трудовых коллективов, каждого жителя города. Главное теперь — дальнейшая консолидация усилий администрации города и гражданского общества, направленная на решение стратегических вопросов развития нашего муниципального образования. Только общими усилиями мы выполним поставленные задачи. И нет иного инструмента, иного способа их решения, кроме последовательного, настойчивого труда, целенаправленного процесса созидания.